Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитание интереса к труду
Труд
Автор: Салимова Екатерина Петровна   
04.05.2024 17:42

Воспитание интереса к трудуВоспитание интереса к труду

Салимова Екатерина Петровна воспитатель МДОУ детский сад №122 г. Сочи г. Сочи, Краснодарский край

Аннотация: в статье рассматривается создание необходимых условий для формирования интереса и общих представлений о значении трудовой деятельности человека.

Ключевые слова: труд, интерес, игра, работа.

Воспитание у детей интереса к труду взрослых, уважение к трудящемуся человеку, желания и умения работать – основа подготовки будущего общества.

Интерес дошкольников к труду, мечты о будущей работе отражаются в их играх, высказываниях, рисунках. Но ярче всего этот интерес проявляется в творческой сюжетно- ролевой игре, которая способствует грубому осознанию мотивов трудовой деятельности человека.

Воспитание в игре трудовых навыков темболее эффективно, что игра и труд неразрывно связаны между собой. «В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли». В игре, как и в труде, ребенок испытывает или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическую- радость качества.

 

Первичные трудовые навыки развиваются вигре с самого раннего детства.

Уже в первой младшей группе воспитатель поощряет игры, в которых дети подражают деятельности окружающих людей: мама варит обед, кормит детей, убирает комнаты, папа что- то мастерит, шофер водит машину. В этом же возрасте дет узнают назначение простейшим орудиям труда и начинают овладевать ими: лопатой копают, молотком прибивают, граблями сгребают. Подражая взрослым, ребенок производит в игре определенные действия: подметает пол, одевает и раздевает куклу, катает ее в коляске. Это способствует усвоению и закреплению навыков и умений, полученных вне игры. Наблюдая за игрой, воспитатель выясняет, какие действия ребенку даются труднее, и помогает овладеть ими.

Создавая условия для игр малышей, педагог заботится о том, чтобы в группе было достаточное количество игрушек, побуждающих детей к трудовым действиям: одежда для кукол, предметы уборки комнаты, коляски, наборы чайной, столовой и кухонной посуды, песочные наборы, лопатки, совки и. т. п.

Маленькие дети любят лепить из влажного песка и снега пирожки, торты, пирожные. Такие игры надолго увлекают ребенка, способствуют развитию координации движений, выработке экономных, целесообразных действий.

Уже в этом возрасте малыши передают в своих играх отдельные запоминающиеся эпизоды из прочитанных им книжек.

Во второй младшей группе продолжается развитие игр, в которых дети отражают жизнь и деятельность окружающих их людей. Трудовые действия пока ещё носят подражательный имитационный характер, но их становится значительно больше. Дети начинают сами делать некоторые атрибуты для игры. Проявление творчества связывается и в широком использовании предметов, заменяющих реальные вещи.

Развивая у детей интерес к труду взрослых, воспитатель обращает их внимание не только на определённые действия, но и на результаты труда.

Игры детей средней группы уже гораздо разнообразнее по своему содержанию и по количеству изображаемых трудовых действий. Любимые игры ребят средней группы – в больницу, в строителей.

На пятом году жизни у дошкольников возникает необходимость хотя бы в общих чертах планировать роль каждого играющего. В этом им обязательно поможет воспитатель. Своими советами, предложениями он направляет содержание игры, расширяет её, способствует организации детского коллектива.

Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношение людей в работе. Чтобы расширить и углубить представления дошкольников о различных профессиях, вызвать к ним интерес, педагог проводит с детьми беседы, читает им сказки, стихи, рассказы.

Встаршем дошкольном возрасте источниками творческих игр детей могут быть не только впечатления от окружающей их жизни, содержание прослушанных сказок, рассказов, просмотренных фильмов, но и другие разнообразные сведения. Наряду с играми предыдущих лет, отражающими жизнь семьи, детского сада, праздники, труд людей некоторых профессий, дети этого возраста охотно играют в школу, в стройку, более глубоко отображают характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.

Стимулируя развитие игр на трудовые темы, воспитатель подбирает игрушки, соответствующие интересам детей старшего возраста.

Но как бы ни был разнообразен набор готовых игрушек, всегда для игры требуется что-то сделать своими руками, что говорит о необходимости комбинировать готовые игрушки с самодельными.

В подготовительной к школе группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов.

Прежде всего педагог должен установить, что ребятам известно о деятельности родителей (где работает папа и мама? Кем они работают? Что они делают?). В ходе дальнейших индивидуальных и коллективных бесед воспитатель выясняет, какие профессии вообще знакомы ребятам (кто строит новые здания? Кто шьёт одежду? Кто выращивает хлеб и овощи?), расширяет и углубляет их знания. Целесообразно уточнить, что дети знают о процессах труда, орудиях труда и различных машинах (как люди строят дом? Кем можно работать на стройке? Какие нужны инструменты? Какие используются машины? Для чего они нужны они нужны человеку?).

Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание и на представления детей о нравственной стороне труда (какую пользу приносят родители своим трудом? Кем ты будешь работать, когда вырастешь? Почему тебе нравится эта профессия? Для чего все люди работают?).

Задача педагога – вызвать у детей желание узнать, как можно больше об интересующей их профессии.

Чрезвычайно важно, чтобы ознакомление с трудом в процессе игры проходило в определенной последовательности. Беседа, закрепляющая знания и позволяющая сформировать более общие представления и понятия. Беседа воспитателя должна нацеливать дошкольников на размышление и обобщение, а не на простое перечисление фактов. Знания становятся полнее и прочнее, если они находят применение в играх, наполняя их определенным содержанием.

Игры на тему труда способствуют формированию у детей общих представлений о значении коллективного труда людей. В играх воспитывается ответственность за порученное дело, возникает чувство удовлетворения от результатов работы. Выполнение ролей, связанных с отображением в играх труда взрослых, требует от детей большой активности, целенаправленности действий, организаторских умений.

Список литературы

  1. А. К. Бондаренко. Приобщение дошкольников к труду. (2-7 лет). Методическое пособие. ФГОС. (2014)
  2. Р.М. Геворкян. Воспитание целеустремленности.
  3. А. И. Матусик. Воспитание организаторских умений.
  4. Н. В. Королева. Роль игры в формировании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина — М.: Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР, 1957
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год