Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Трудовое воспитание детей в старшей группе детского сада»
Труд
Автор: Гусева Елена Валерьевна   
30.05.2024 20:41

«Трудовое воспитание детей в старшей группе детского сада»«Трудовое воспитание детей в старшей группе детского сада»

Цель: формирование положительного отношения к труду.

Задачи трудового воспитания в старшей группе:

  • Продолжать расширять представления детей о труде взрослых.
  • Показывать результаты труда, его общественную значимость.
  • Систематизировать знания о труде людей в разное время года.
  • Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др.
  • Объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машина и т. п.).
  • Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
  • Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.
  • Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.
  • Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
  • Формировать стремление доводить начатое дело до конца.
  • Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.
  • Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
  • Познакомить с наиболее экономным приемам работы.
  • Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
  • Способствовать формированию оценки результата своей работы с помощью взрослого.
  • Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.
  • Объяснять, что необходимо бережно относиться к тому, что сделано руками человека.

Скачать презентацию

Виды детского труда в старшей группе:

  1. Самообслуживание.
  2. Хозяйственно – бытовой труд.
  3. Труд в природе.
  4. Ручной труд.

Самообслуживание:

  1. Формировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.
  2. Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.
  3. Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
  4. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, опрятно заправлять постель.
  5. Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, и убирать рабочее место.

Самообслуживание:

Хозяйственно – бытовой труд: 1. Стимулировать желание детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки. 2. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице. 3. Способствовать развитию желания самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой сервировать стол, убирать посуду после еды; приучать самостоятельно убирать постель после сна.

Хозяйственно – бытовой труд:

Труд в природе: 1. Способствовать стремлению выполнять различные поручения, связанные с уходом за животными и растениями уголка природы. Поощрять желание выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д. Обращать внимание детей на то, что ухоженные растения выглядят красиво, радуют глаз. 2. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе: — Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы. — Зимой привлекать детей сгребать снег к стволам деревьев и кустарникам, вместе со взрослыми выращивать зеленый корм в группе для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды, помогать взрослым делать фигуры и постройки из снега. — Весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады; — Летом – к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

Труд в природе:

Ручной труд: 1. Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек). 2. Способствовать формированию желания создавать из бумаги объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик). 3. Продолжать заинтересовывать детей делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части. 4. Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада, украшения на елку. 5. Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр. 6. Развивать творческое воображение, художественный вкус. 7. Формировать представление у детей экономного и рационального расходования материалов.

Ручной труд:

Формы организации труда: 1. Поручения — это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий. 2. Дежурство -форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дети 5-6 лет дежурят по столовой, в уголке живой природы, участвуют в подготовке к занятиям. 3. Общий, совместный, коллективный труд — способствует прежде всего решению задач нравственного воспитания. Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благо­приятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы, выполнять задание в определенный срок. Объединяет единая цель – польза для всех. В старшей группе к общему труду присоединяются совместный и коллективный труд, т.к. навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.

Методические приемы: 1.Игровые – игровая ситуация, игровое упражнение, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры. 2. Словесные – рассказ воспитателя, советы и указания, беседа, чтение художественной литературы. 3. Наглядные – рассматривание предметных и сюжетных картинок, тематических альбомов о труде взрослых, о трудовых действиях детей, схем-моделей, алгоритмов, наблюдение за трудом взрослого, показ приемов работы. 4. Практические – совместное выполнение действия с ребенком, самостоятельная трудовая деятельность детей (выполнение трудового процесса по этапам)

Вывод: Труд имеет большое значения для детей 5-6 лет, т.к. в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда. Происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Важное значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик. Все это способствует становлению компонентов трудовой деятельности: формированию мотивов и целей труда, определению объектов и характера труда, правильному отбору инструментов и материалов, становлению трудовой деятельности, умению оценить ее результаты. Овладение навыками оказывает непосредственное влияние и на формирование самостоятельности. Большую роль играют трудовые навыки при формировании у детей правильного отношения к собственному труду: готовности участвовать в любой работе независимо от ее привлекательности, доводить дело до конца, прилагать трудовые усилия. Все это создает благоприятную основу воспитания таких качеств, как ответственность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, решительность.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год