Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К СКАЗКЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Воспитание
Автор: Хасанова Алсу Наилевна   
05.06.2021 00:24

ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К СКАЗКЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.ВОСПИТАНИЯ ИНТЕРЕСА К СКАЗКЕ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Автор – Хасанова Алсу Наилевна

Научный руководитель – Нуриева Алеся Радиевна

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет, отделение психологии и педагогики

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образование

Аннотация. В статье представлен анализ теоретической литературы по воспитанию интереса к сказке у младших дошкольников. Проанализированы взгляды на воспитания интереса к сказке современных исследователей и великих педагогов прошлых столетий. Рассмотрена как сказка влияет на личностное развитие ребенка и это отметили многие ученые Е.Г. Авдеева, А.В. Гнездилов, З.А. Гриценко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, В. Пропп, В.А. Сухомлинский, Э. Фромм, К. Юнг.

Ключевые слова: Сказка, сказкотерапия, интерес к сказке, интерес к книге, младший дошкольник, интерес к слушанию чтения сказке

 

Одним из любимых младшими дошкольниками жанров художественной литературы является сказка. О мощном воспитательном потенциале сказки говорили многие педагоги: Е.Г. Авдеева, А.В. Гнездилов, З.А. Гриценко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Н.С. Карпинская, В.Пропп, В.А. Сухомлинский, А.И. Никифоров, К.Д. Ушинский и многие другие.

Сказка привлекает ребенка своей яркой образной формой. Она дает раскрыться ребенку, поглощая его внутренний мир. Слушая сказку, ребенок переживает за ее героев и занимает позицию «внутри него», дошкольник стремиться идентифицировать себя с любимыми героями. Так возникают механизмы нравственной идентификации.

Педагог В. А. Сухомлинский отметил, что духовная жизнь ребенка полноценна только тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, фантазии, творчества. Сказка она не просто помогает развивать воображение ребенка, она помогает ему справляться с его внутренними переживаниями. Своей мудростью, с помощью фантастических героев юный читатель погружается в волшебный мир, где на простых вещах решаются серьезные проблемы.

К.Д. Ушинский считал сказку эффективным воспитательным методом в отношении дошкольника, он высоко оценил сказку и назвал ее «педагогическим гением». По мнению В.А. Сухомлинского сказка развивает внутренние силы ребенка, учит эмпатии и формирует у них языковую культуру.

По мнению Э. Фромма, К.Г. Юнга сказка представляет собой язык образов и символов, который является основой бессознательного. Т.е. по их мнению, читая сказки, мы разговариваем с бессознательным. К. Юнг, изучая множество сказаний различных народов мира, отметил, что на всей нашей планете можно встретить разные сказки и в основе построения каждой лежит символ, который как метафора, передает нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Э.Фромм считал сказку многогранной как сама жизнь и эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Главный знаток метода сказкотерапии в г.Санкт-Петербург А.В. Гнездилов считает сказку основным средством воспитания внутреннего мира ребенка, его души, ведь с помощью сказки ребенок приобретает знания о законах жизни. Он утверждает, что в основе сказки всегда лежит мeтафора. Мeтафора — это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения и передачи информации. Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева также утверждала, что в основе сказки лежит метафора, которая делает текст сказки неоднозначным, что дает возможность ребенку доосмыслить значение любого сказочного содержания, тем самым внутренний мир ребенка обогащается личностным смыслом.

Воспитательная ценность сказки состоит в том, что она отражает общечеловеческие ценности и жизненный смысл в целом. Сказочный мир наполнен чудесами и волшебством, а этот так привлекает маленьких детей, который с головой погружаются в этот мир фантазий, они активно действуют в воображаемом мире, перевоплощаются в сказочных героев, тем самым они получают знания о мире, о взаимоотношениях, о препятствиях, о трудностях, о добре и зле.

Л.С. Выготский считает, что сказка помогает ребенку усвоить сложные жизненные отношения, по его мнению, в сказках сосредоточены образы, освещающие житейские проблемы. И только сказка может справиться с этой задачей, так как она обладает эмоциональным и образным языком, что нельзя сказать про холодную прозаичную речь.

Согласно идеям А.В. Запорожца, сказка включает ребенка с некие вымышленные события, в которых ребенок вместе со сказочным героем испытывает такие чувства, которые откладывают отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. Сказка формирует в ребенке морально-нравственные представления, основы культуры поведения.

Сказка гармонично развивает личность ребенка, она помогает становлению у детей таких моральных качеств, как доброте, отзывчивости, дружелюбию, эмпатии, заботливости, товариществу. Сказка развивает нравственный потенциал ребенка, делает его поведение социально одобряемым, создает внутренний стержень культуры личности. Сказка учит дошкольника быть справедливыми, добрыми, уметь различать злой умысел, при этом утверждая народные принципы жизни – преданность, честность, смелость, товарищество.

Нами была организована и проведена опытно-экспериментальная работа по воспитанию интереса к сказке у младших дошкольников. Работа включала в себя проведение диагностики, развивающей работы и контрольного исследования.

Критерии оценки сформированности интереса к сказке у младших дошкольников.

Критерии оценки сформированности интереса к сказке

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Интерес к книге

25%

40%

35%

20%

45%

35%

Интерес к слушанию чтения сказки

20%

30%

50%

20%

40%

40%

Понимание содержания сказки

10%

35%

55%

20%

40%

40%

Эмоциональное поведение

20%

30%

50%

20%

35%

45%

Таким образом, мы выявили, что дети с интересом рассматривали предложенные книги, открывали их, рассматривали иллюстрации, испытывали восторг и положительные эмоции, увидев знакомых сказочных персонажей. Многие дети по иллюстрациям в книге смогли назвать знакомые им сказки. При прослушивании сказки дети проявляли эмоции и сопереживали сказочным героям. Дети и обращали внимание на действия и поступки сказочных героев, но их не интересовали внутренние переживания героев.

Сказка оказывает большое влияние на личностное развитие ребенка. Она развивает в нем доброту, отзывчивость, эмпатию, нравственный потенциал, культуру поведения. Сказка оказывает влияние на психоэмоциональное благополучие ребенка: снижается тревожность, сокращаются страхи. Сказка легко запоминается ребенком и усваивается, так как она полна тайны и волшебства, а это завораживает доверчивого ребенка. Вместе с тем в сказке нет прямых нравоучений, она логична и последовательна. Сказка способствует становлению жизненного «сценария» ребенка, способствует становлению ценностных ориентаций.

Познакомившись со сказкой, у ребенка появляется устойчивый интерес к ней, который проявляется в эмоциональном отношении к самой сказке и ее героям, в любопытстве, любознательности, в том, что ребенок идентифицирует себя с воображаемым героем, пытается мыслить и действовать как он. Слушая знакомую сказку, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Восприятие сказки это не пассивный процесс, а активная форма деятельности, воплощающаяся во внутреннем содействии и мысленных действиях (сопереживание сказочным героям, ребенок мысленно перевоплощается в него, действует, борется с врагами).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеева Е.Г. Сказка как средство формирования эмоционально-волевой сферы дошкольника / Е.Г. Авдеева // Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций 18 апреля 2014 г. – Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. – С. 42-45.
  2. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский; сост., авт. послесл. М.Г. Ярошевский; коммент. В.В. Умрихина. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 479 с.
  3. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению /З. А. Гриценко. – М.: Линка-пресс, 2013. – 176 с.
  4. Гриценко, З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. – М.: Академия, 2015. – 312 с.
  5. Зинкевич-Евстигнееева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2015. – 240 с.
  6. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) / Н.С. Карпинская. – М.: Педагогика, 2012. – 143 с.
  7. Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы / О. И. Никифорова. – М.: Академия, 2012. – 152 с.
  8. Пропп, В.Я. Морфология «волшебной сказки». Исторические корни волшебной сказки /В. Я. Пропп. – М.: Академия, 2013. – 512 с.
  9. Сухомлинский В.А. О воспитании / сост. Д.И. Латышина. – М.: Школьная Пресса, 2013. – 192 с.
  10. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия. / К. Д. Ушинский. – СПб.: Питре, 2014. – 371 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год