Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сенсорное воспитание в стенах сенсорной комнаты.
Воспитание
Автор: Юрченко Анастасия Владимировна   
07.10.2022 13:04

Сенсорное воспитание в стенах сенсорной комнаты.Сенсорное воспитание в стенах сенсорной комнаты.

Сенсорное воспитание – целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

В настоящее время наиболее эффективным методом развития сенсорного воспитания является создание «сенсорных комнат», «релаксационных комнат», «комнат релаксации и психоэмоциональной разгрузки», то есть интерактивной среды, в которой присутствуют специальная мебель, световые эффекты, релаксационные или, наоборот, активизирующие звуки, запахи и т. д. при полном или частичном общем затемнении.

Иногда, под сенсорной комнатой понимают некий симбиоз интерактивного оборудования (темная комната) и материалов для сенсорного развития в традиционном смысле этого понятия.

 

Невозможно не вспомнить слова Альберта Эйнштейна, великого математика, Мыслителя с большой буквы: «Самое прекрасное, что мы можем испытать, ― это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты…»

Сенсорная комната – это богатый, дополнительный, а иногда просто необходимый инструментарий в руках различных специалистов, который используется для достижения определённых целей в развитии и коррекции.

Заниматься в сенсорной комнате с малышом можно начинать с 6 месяцев. На первом этапе дети должны подробно ознакомиться с ней, почувствовать себя свободно. После того как дети освоятся в пространстве, поэтапно вводятся в действие элементы сенсорной комнаты. На втором этапе педагог показывает пример использования предметов, всячески поощряет попытки детей действовать самостоятельно, находить новое применение тому или иному объекту.

Занятия в сенсорной комнате начинаются с развития кожно-кинестетической чувствительности, так как она является базой для зрительного и слухового восприятия. Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму предметов, величину и качество. Одновременно с совершенствованием движения кистей рук, развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, развивается сенсорный опыт малыша, а так же зрительно-моторная координация. Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.

Основными целями занятий в сенсорной комнате являются:

  • стимулирование сенсорного развития детей
  • компенсация сенсорных впечатлений
  • создание положительного эмоционального фона
  • преодоление нарушений в эмоционально — волевой сфере
  • возбуждение интереса к исследовательской деятельности
  • коррекция нарушений высших корковых функций
  • развитие общей и мелкой моторики
  • коррекция двигательных нарушений
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения
  • корректировка психоэмоционального состояния
  • расширение кругозора ребёнка
  • составление пространственных представлений, восприятие разнообразных свойств предметов
  • развитие воображения и творческих способностей
  • фиксирование и управление вниманием.

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того,

  • во-первых, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее;
  • во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией;
  • в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи.

Общеразвивающие задачи в сенсорной комнате:

  • гармонизировать психоэмоциональное состояние;
  • коррегировать нарушения в эмоционально-волевой сфере;
  • развить познавательную деятельность детей и подростков, их интерес к исследовательской деятельности;
  • стимулировать все сенсорные процессы;
  • развить общую и мелкую моторику, скорректировать двигательные нарушения;
  • помочь детям, оказавшимся в стрессовой ситуации, легче преодолеть ее и др.

Общеразвивающая, коррекционно-образовательная, психологическая и психотерапевтическая работа с детьми осуществляется в соответствии с принципами:

  • деятельностный;
  • онтогенетический;
  • единства диагностики, коррекции и развития;
  • общие дидактические принципы.

При отборе содержания для занятий с разными категориями детей, подростков и взрослых учитываются:

  • характер ведущей деятельности;
  • ведущие мотивы и потребности ребенка;
  • структура и степень выраженности нарушений развития и поведения;
  • особенности развития интеллекта и коммуникативных навыков;
  • уровень развития саморегуляции и самооценки;
  • нарушения в отношениях со сверстниками;
  • особенности отношений и взаимодействия в семье и социуме;
  • психотравмирующие факторы среды и т. п.

Основные направления работы:

  • использование стимулирующих упражнений, активизирующих и развивающих у детей дошкольного возраста сенсорные функции: зрительное и слуховое восприятие, осязание и пространственное восприятие;
  • непосредственное общение;
  • релаксационные тренинги для детей, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.

Взаимодействуя с интерактивным оборудованием, ребенок «погружается» в ирреальное пространство.

Экспериментально и практически установлено, что в виртуальной реальности можно создавать объекты и целые миры. В темной сенсорной комнате это достигается с помощью работы прожекторов и эффектов, светильников, различных панелей, панно и т. п.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.

Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение, что приводит к более быстрому развитию интеллекта (мышления, речи) ребенка. Внимание ребенка привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Они учатся общаться, делиться впечатлениями. Работа с детьми по развитию сенсорного воспитания направлена не только на решение проблем обучения и воспитания. Она предполагает также выявление, коррекцию и ликвидацию всех неблагоприятных последствий с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма, успешного и правильного формирования мировоззрения, а также социализацию.

Юрченко Анастасия Владимировна ГБОУ ЛО «Павловский центр «Логос»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год