Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сенсорное воспитание в стенах сенсорной комнаты.
Воспитание
Автор: Юрченко Анастасия Владимировна   
07.10.2022 13:04

Сенсорное воспитание в стенах сенсорной комнаты.Сенсорное воспитание в стенах сенсорной комнаты.

Сенсорное воспитание – целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

В настоящее время наиболее эффективным методом развития сенсорного воспитания является создание «сенсорных комнат», «релаксационных комнат», «комнат релаксации и психоэмоциональной разгрузки», то есть интерактивной среды, в которой присутствуют специальная мебель, световые эффекты, релаксационные или, наоборот, активизирующие звуки, запахи и т. д. при полном или частичном общем затемнении.

Иногда, под сенсорной комнатой понимают некий симбиоз интерактивного оборудования (темная комната) и материалов для сенсорного развития в традиционном смысле этого понятия.

 

Невозможно не вспомнить слова Альберта Эйнштейна, великого математика, Мыслителя с большой буквы: «Самое прекрасное, что мы можем испытать, ― это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты…»

Сенсорная комната – это богатый, дополнительный, а иногда просто необходимый инструментарий в руках различных специалистов, который используется для достижения определённых целей в развитии и коррекции.

Заниматься в сенсорной комнате с малышом можно начинать с 6 месяцев. На первом этапе дети должны подробно ознакомиться с ней, почувствовать себя свободно. После того как дети освоятся в пространстве, поэтапно вводятся в действие элементы сенсорной комнаты. На втором этапе педагог показывает пример использования предметов, всячески поощряет попытки детей действовать самостоятельно, находить новое применение тому или иному объекту.

Занятия в сенсорной комнате начинаются с развития кожно-кинестетической чувствительности, так как она является базой для зрительного и слухового восприятия. Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму предметов, величину и качество. Одновременно с совершенствованием движения кистей рук, развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, развивается сенсорный опыт малыша, а так же зрительно-моторная координация. Поскольку ребенок сопровождает действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.

Основными целями занятий в сенсорной комнате являются:

  • стимулирование сенсорного развития детей
  • компенсация сенсорных впечатлений
  • создание положительного эмоционального фона
  • преодоление нарушений в эмоционально — волевой сфере
  • возбуждение интереса к исследовательской деятельности
  • коррекция нарушений высших корковых функций
  • развитие общей и мелкой моторики
  • коррекция двигательных нарушений
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения
  • корректировка психоэмоционального состояния
  • расширение кругозора ребёнка
  • составление пространственных представлений, восприятие разнообразных свойств предметов
  • развитие воображения и творческих способностей
  • фиксирование и управление вниманием.

Успешность физического, умственного и эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того,

  • во-первых, насколько хорошо ребёнок слышит, видит, осязает окружающее;
  • во-вторых, насколько качественно он может оперировать этой информацией;
  • в-третьих, насколько точно он эти знания может выразить в речи.

Общеразвивающие задачи в сенсорной комнате:

  • гармонизировать психоэмоциональное состояние;
  • коррегировать нарушения в эмоционально-волевой сфере;
  • развить познавательную деятельность детей и подростков, их интерес к исследовательской деятельности;
  • стимулировать все сенсорные процессы;
  • развить общую и мелкую моторику, скорректировать двигательные нарушения;
  • помочь детям, оказавшимся в стрессовой ситуации, легче преодолеть ее и др.

Общеразвивающая, коррекционно-образовательная, психологическая и психотерапевтическая работа с детьми осуществляется в соответствии с принципами:

  • деятельностный;
  • онтогенетический;
  • единства диагностики, коррекции и развития;
  • общие дидактические принципы.

При отборе содержания для занятий с разными категориями детей, подростков и взрослых учитываются:

  • характер ведущей деятельности;
  • ведущие мотивы и потребности ребенка;
  • структура и степень выраженности нарушений развития и поведения;
  • особенности развития интеллекта и коммуникативных навыков;
  • уровень развития саморегуляции и самооценки;
  • нарушения в отношениях со сверстниками;
  • особенности отношений и взаимодействия в семье и социуме;
  • психотравмирующие факторы среды и т. п.

Основные направления работы:

  • использование стимулирующих упражнений, активизирующих и развивающих у детей дошкольного возраста сенсорные функции: зрительное и слуховое восприятие, осязание и пространственное восприятие;
  • непосредственное общение;
  • релаксационные тренинги для детей, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции.

Взаимодействуя с интерактивным оборудованием, ребенок «погружается» в ирреальное пространство.

Экспериментально и практически установлено, что в виртуальной реальности можно создавать объекты и целые миры. В темной сенсорной комнате это достигается с помощью работы прожекторов и эффектов, светильников, различных панелей, панно и т. п.

Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир.

Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение, что приводит к более быстрому развитию интеллекта (мышления, речи) ребенка. Внимание ребенка привлекают различные вращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию. Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. Они учатся общаться, делиться впечатлениями. Работа с детьми по развитию сенсорного воспитания направлена не только на решение проблем обучения и воспитания. Она предполагает также выявление, коррекцию и ликвидацию всех неблагоприятных последствий с целью повышения функциональных и адаптационных возможностей организма, успешного и правильного формирования мировоззрения, а также социализацию.

Юрченко Анастасия Владимировна ГБОУ ЛО «Павловский центр «Логос»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год