Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект консультации для педагогов на тему: «Сказка — как средство экономического воспитания дошкольников»
Воспитание
Автор: Мирасова Елена Сергеевна   
26.10.2023 11:01

Конспект консультации для педагогов на тему: «Сказка — как средство экономического воспитания дошкольников»Конспект консультации для педагогов на тему: «Сказка — как средство экономического воспитания дошкольников»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ старший воспитатель заведующий МАДОУ Детский сад №9 МАДОУ Детский сад №9 МР Учалинский район РБ МР Учалинский район РБ

Педагогический час № 10 от 09. 03. 2021 г

(в рамках подготовки к тематическому педагогическому совету № 3 «Пути формирования финансовой грамотности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО (креативная экономика) от 17. 03. 2021 г)

Воспитатель Мирасова Е.С. Дата проведения: 09. 03. 2021 г. Учалы

Цель экономического воспитания детей дошкольного возраста – познакомить детей с элементарными экономическими понятиями через сказку.

 

Помогут раскрыть эту цель следующие задачи:

  • Формировать экономическое сознание детей посредствам сказки.
  • Учить решать в сказке простейшие экономические задачи.
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас.
  • Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей).
  • Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях.

Одним из главных критериев нового стандарта является социализация. Поэтому нужно стараться, чтобы дети усвоили моральные и нравственные ценности, становились более самостоятельными, целенаправленными в собственных действиях, развивали общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.

«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» — писал известный писатель Джанни Родари: — «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности».

Сказка занимает особое место в жизни ребенка.

Потребность в ней сохраняется на многие годы.

Любая сказка (народная или авторская) «обучает и воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

У сказок множество функций:

  • Сказка помогает реализовать эмоциональные и познавательные потребности ребенка;
  • Пробуждает фантазию, творческую активность;
  • Способствует пониманию внутреннего мира людей;
  • Знакомит с лексическими особенностями народного и литературного языка;
  • Помогает формированию умению мысленно действовать в воображаемой ситуации;
  • Помогает преодолеть негативные стороны формирующейся личности.
  • Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
  • Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
  • Сказки, отражающие труд людей;
  • Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства;
  • Сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство;
  • Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.

Сказки, отражающие труд людей:

  1. «Терем – теремок»
  2. «Хаврошечка»
  3. «Морозко»
  4. «Мужик и медведь»
  5. А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
  6. К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
  7. К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о потребностях и возможностях:

Народные сказки:

  • «Жадная старуха»,
  • «Иван – царевич и серый волк»,
  • «Как коза избушку построила».
  • А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • К.И. Чуковский «Телефон»

Сказки о труде:

  • Народные сказки:
  • «Терем – теремок»,
  • «Хаврошечка»,
  • «Морозко»,
  • «Мужик и медведь»
  • А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
  • К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
  • К.И. Чуковский «Федорино горе»

Сказки о бартере:

  • Народные сказки: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»
  • В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
  • Сказки о деньгах:
  • К.И. Чуковский «Муха – цокотуха»
  • Г.Х. Андерсен «Огниво»

Сказки о рекламе:

  • Народные сказки «Лиса и козёл»
  • Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»
  • Ш. Перро «Кот в сапогах»
  • С. Михайлов «Как старик корову продавал»

Чтение и обсуждение сказок о купле – продаже:

  • Народные сказки «Мальчик – с – пальчик», «Чудесная рубашка»
  • С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Почти все народные сказки (сказки о животных, волшебные, фантастические, бытовые), аккумулирующие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких нравственных качеств личности как старание, трудолюбие, доброта, справедливость, честность.

Авторские сказки в основном предназначены для детей старшего дошкольного возраста, т.к. они значительно сложнее по содержанию, больше по объему.

В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки.

Невозможна работа с художественной литературой, в общем, и в частности со сказкой, без участия родителей.

Родители в основном, теоретически признают необходимость знакомства со сказкой, а практически редко содействуют приобщению детей к художественной литературе, ограничиваясь включенным телевизором.

Вместе с тем, до настоящего времени отсутствуют научно – обоснованные рекомендации по использованию сказки с целью ознакомления дошкольника с азами экономики, нет системы работы с данным жанром в плане развития личности ребенка – дошкольника.

Задачей родителей является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно – экономического опыта дошкольников.

В заключении еще раз следует отметить, что период дошкольного детства является сензитивным для становления личности ребенка.

Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания.

Сделать процесс экономического воспитания интересным и доступным поможет сказка

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год