Консультация для педагогов «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями» |
Воспитание | |||
Автор: Шапочанская Елена Владимировна | |||
05.01.2024 09:17 | |||
Консультация для педагогов «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями» Выполнила: воспитатель I категории Шапочанская Е.В. «Детство – важный период жизни, и от того, как прошло детство, что вошло в разум ребенка и его сердце, зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» В.А. Сухомлинский Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим среди них является семья и образование, в частности дошкольное образование. Поэтому образование как главный общественный институт, созданный для формирования и социализации личности, передачи новым поколениям накопленного опыта, знаний, ценностей и норм, должно быть готово работать не только с самим ребенком, но и с его семьей, с его ближайшим окружением. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других. Именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Воспитание у детей таких важных и в то же время сложных качеств как толерантность, гражданственность, доброжелательность, по отношению к людям не зависимо от их расовой и национальной принадлежности – одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Формирование любви к родине, начал гражданственности и толерантности тесно взаимосвязано. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у них представление о себе и других как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общественного. Понятие «толерантность» в разных языках имеет различные смысловые оттенки. В педагогике и психологии толерантность – это приобщение детей и молодежи к искусству жить в мире непохожих людей и идей. Воспитание в духе толерантности следует начинать с первых лет жизни, и ведущая роль в этом должна принадлежать педагогам. Именно им необходимо реализовывать программы, связанные с воспитанием детей дошкольного возраста в духе толерантности. Воспитатель должен знать, как регулировать отношения дошкольников, возникающие взаимоотношении их с «другими» детьми, отличающимися от них. Основным достоинством воспитания на наш взгляд нужно считать не столько создание условий для овладения родным языком и приобщение ребенка к культуре своего народа, сколько формирование таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие. Большую помощь в работе по ознакомлению детей с зарубежными странами могут оказать родители: подобрать иллюстрации, открытки, привлекать детей к просмотру телепередач, рассказывающих о жизни, труде, культуре, традициях и обычаях народов зарубежных стран. Воспитатель помогает подобрать родителям литературу для чтения. Если родители поддерживают начинания педагогического коллектива, то толерантное воспитание ребенка успешно продолжится и в семье. Только совместные усилия ДОУ и семьи позволят закрепить у ребенка доброжелательное отношение к народам разных стран, воспитать его добрым, отзывчивым человеком, т. е. сформировать толерантность. Этно-педагогические средства формирования толерантности. Интернациональное патриотическое и толерантное воспитание детей осуществляется с помощью различных средств: общение, использование художественных произведений и изобразительного искусства, национальных кукол, танцев, песен и т. д. Рассмотрим одно из важнейших средств толерантного воспитания – традиции. Традиции — это своеобразный способ накопления социального опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности. В известной степени традиции влияют на развитие общества, поскольку оказывают психологическое воздействие, играют определенную роль в развитии национальных отношений. Привитие детям прогрессивных, позитивных традиций не только своей, но и другой национальности непременно скажется на восприятии родной культуры, осознанного отношения к своим истокам. Чем лучше человек знаком с духовным наследием различных народов, тем проще ему воспринять иную культуру, а значит, и быть терпимее, толерантнее. Важным средством воспитания этно-толерантности является общение. Ребенок испытывает потребность в общении с людьми. В общении с окружающими у детей складываются определенные отношения. Общение детей разных национальностей оказывает благотворное влияние на их развитие. Дети получают знания о быте, искусстве, культуре другого народа. Систематическое непосредственное общение сказывается на формировании многих сторон личности. Живое общение с людьми разных национальностей воспитывает у детей доброжелательность, дает возможность практически выразить свою симпатию к представителям другой национальности – сверстникам и взрослым, и сохранить такое отношение ко всем народам. Но сегодня нужна специальная хрестоматия, которая более основательно, полней знакомила бы с художественной многонациональной литературой, лучшими произведениями, подобранными через призму тех нравственных общечеловеческих ценностей, которые с одной стороны, вызывают симпатию, интерес и уважение к людям различных национальностей, а с другой – закладывают основу человеческой духовности. Подбирать литературу необходимо по таким направлениям как: познавательные рассказы о странах; рассказы о труде и быте людей других национальностей; рассказы, знакомящие детей с национальной культурой народов; рассказы о жизни детей разных национальностей. Итак, формирование уважения к народам нашей и других стран начинается с воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей. Национальная кукла является игрушкой, способствующей воспитанию толерантных чувств. Ее ценность заключается в том, что с ее помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом народов, природными особенностями национальных республик, пробудить в детских сердцах искреннюю дружбу и любовь к людям всех национальностей. Естественно, что к национальной кукле предъявляются высокие требования:
Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их любознательность. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувство заботы, ласки. Это проявляется в их мимике, речи и поведении во время игр. Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе подвижных игр, с использование национальных атрибутов. В своих играх дети отражают все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. Игра больше, чем какой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальным содержанием, поэтому она и является важным средством воспитания. Воспитательное воздействие игры зависит от ее содержания, она может стать средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей лишь в том случае, когда она является средством познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям. В играх особое внимание нужно обращать на детские взаимоотношения: проявление дружеского расположения, умение проявить внимание, заботу, умение считаться с интересами товарищей. В игре дети охотно берут на себя и выполняют роль людей иных национальностей. Игра делает общение интереснее, помогает дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес. Большое влияние на толерантное воспитание детей оказывают произведения искусства, в частности изобразительного: картины, иллюстрации. Рассматривание иллюстраций, отражающих содержание о людях различных национальностей, развивают мышление, речь ребенка, обостряется внимание и наблюдательность, расширяется круг интересов, пробуждает творческую активность. Выразительная иллюстрация помогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познать другие культуры. Большую роль в формирование толерантности у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих». Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей богаче, образнее. Через знакомство с фольклором дети видят разнообразие существующего мира, принимают его многогранность и не боятся быть отличными от других. Эффективным средством являются сказки, которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой-то степени соотносимые мировоззрением этносов. Можно быть уверенным, что через знакомство с фольклором разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов будет происходить постепенное сближение, основанное на терпимости. И очень важно, что бы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.
|