Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Занятия с детьми
Автор: Сагалбекова Алёна   
12.02.2015 13:12

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сагалбекова А.В. – магистр педагогических наук, воспитатель 2 квалификационной категории д/с «Чайка» г. Кокшетау Акмолинская область.

Cоздание уcловий для развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка.

Решение современных задач все больше требует не узкоспециального, а системного подхода, умения видеть проблему в целом и отдаленные последствия своих действий.

Проблема интеллектуального развития дошкольников уже давно и целенаправленно изучается педагогами и психологами.

В дошкольном возрасте вырабатывается мотивация предметно - операционной, игровой, творчеcкой, учебной деятельности и общения, формируется познавательный потенциал мыcлительных операций. Исследования пcихологов А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина говорят о том, что применяемые в дошкольном возрасте формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в дальнейшем. Исследования зарубежных и отечественных психологов: В.В. Давыдова, П.П. Блонcкого, Ж. Пиаже, Л.С. Выготcкого, Г. Хемли, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна и Политкиной В.П. свидетельствуют, что без целенаправленного развития различных форм мышления, невозможно достичь высоких результатов в обучении детей, систематизации его учебных навыков, знаний и умений [1; с.42].

Под интеллектуальным развитием понимают - уровень развития умcтвенных споcобностей и операций, имея в виду запаc знаний и развитие познавательных процесcов (память, мышление, воображение) и т.д.

С самого раннего детства можно научить ребенка системно мыслить, придумывать сказки, стихи, решать задачи творческого характера и многое другое. Одно из направлений развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста является использование технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Автор ТРИЗ – Альтшуллер Г.С. Он создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей творчеcкое мышление, его гибкость, диапазон, сиcтемность, оригинальность и многие другие качества. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления [2; с.22].

При использовании технологии занятия с дошкольниками проводились нетрадиционными методами. Детям было интересно, они искали вместе истину. Упражнения и проведение игр с использованием ТРИЗ развивали у детей интеллектуальные способности: воображение и творчество, диалектическое и наглядно – схематическое мышление.

Использование технологии ТРИЗ способствует: поиску нетривиальных идей, решение и выявление творческих проблем, развития интеллектуальных способностей, формирования умственных действий, развитие комплекса познавательных процессов, таких как внимания, восприятия, мышления, памяти и воображения [3; с.65].

Принципы ТРИЗ: «Разрешение противоречий – ключ к интеллектуальному мышлению. Средство работы с детьми – педагогический поиск. Если ребенок не задает вопроса, то воспитатель задает его сам: «Что было бы, если…» Занятие это поиск истины».

Одной из важных и повседневных проблем в дошкольном образовании, является проявление творчества педагогов в работе с детьми, формирование системного, многослойного педагогического мышления.

Для того чтобы ребёнок овладел не только определенной суммой умений и знаний, а также мог фантазировать, активно мыслить, конструировать и изобретать, очень важно приобщить детей к ТРИЗ [3; с.65].

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию и воображение у детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ для дошкольников – это система игр, упражнений и занятий, призванная не изменить основную программу, а увеличить ее эффективность.

ТРИЗ облегчает производство новых идей, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у детей творческого воображения, изобретательской смекалки, диалектического мышления.

В рамках исследования, проводимых дошкольным отделом ИПК и ПРО, детский сад №14 «Чайка» г. Кокшетау Акмолинской области заключил договор по экспериментальной работе «Влияние технологии ТРИЗ на формирование личности дошкольников». Согласно которому была разработана пошаговая программа мероприятий по внедрению данной экспериментальной технологии в детском саду. Этот эксперимент в детском саду длится более года.

Автор, настоящей статьи входит в исследовательскую группу по внедрению технологии ТРИЗ в ДОУ. Нами с другими членами группы была проведена часть элементов этой технологии по внедрению ТРИЗ в образовательный процесс.

Под развитием интеллектуальных способностей детей в процессе использования технологии ТРИЗ мы понимаем достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также и степень усвоения знаний, умений и навыков, и интеллектуальных умений.

Нами была проведена диагностика на выявление уровня сформированности интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста, а точнее на изучение наглядно – схематического мышления у старших дошкольников. В исследовании использовалась диагностика Матвеева и Выбойщика «Четвёртый лишний» [4; с.31]. Цель исследования - выявить уровень развития наглядно – схематического мышления у старших дошкольников в экспериментальной и контрольной группе. Стимульный материал представлял собой пять карточек с рисунками. Ребёнку показывались карточки, на каждой из которых были изображены четыре предмета, подобранных таким образом, что только три из них связаны между собой по какому-либо признаку. Испытуемый должен был указать, какой из этих четырёх предметов лишний, и обосновать свой ответ. Диагностика проводилась в подготовительных группах № 5 (экспериментальная) и № 7 (контрольная). В опросе участвовало 48 детей. Дети были увлечены. Им было интересно отгадывать и называть рисунки. Ответы детей были полными, но приходилось концентрировать их внимание на условии задач, помогать наводящими вопросами. Дошкольники правильно выделяли группы предметов, продемонстрировав умение обобщать и анализировать, но не всегда могли обозначить выделенные группы одним словом – термином. Практически всегда эта была либо функциональная характеристика (шкаф и комод – «то, во что вещи складывают»), или сужение понятия до одного элемента (ручка, карандаш – «это ручка»). Невозможность подбора словесного обобщения объясняется в частности, бедным словарным запасом у этих детей.

На этапе констатирующего эксперимента нами были выделены контрольная и экспериментальная группа по 24 человека в каждой. Уровень развития наглядно-схематического мышления у дошкольников был примерно одинаков. Исследование по констатирующему этапу проводилось в ноябре 2012г.

В ходе эксперимента в экспериментальной группе проводились занятия по технологии ТРИЗ. Где использовались упражнения и задачи на развитие воображения и фантазии, на обобщение информации, классификации и анализа.

В январе 2013г. была проведена повторная диагностика по выявлению уровня развития наглядно – схематического мышления у старших дошкольников. Результаты, полученные в ходе диагностики, представлены в таблице 1.

Материал диаграммы наглядно показывает, что в результате использования технологии ТРИЗ на занятиях в экспериментальной группе количество детей с уровнем развития мышления выше среднего больше, чем в контрольной группе, в которой ТРИЗ не использовался. Низкий уровень развития мышления в контрольной группе выше, чем в экспериментальной группе. Что свидетельствует о том, что технология ТРИЗ способствует интеллектуальному развитию дошкольников, направленному не только на овладение определенной суммой знаний и умений, а также и на развитие наглядно – схематического мышления, а также мог фантазировать, активно мыслить, конструировать и изобретать.

Итак, сравним результаты исследований, которые свидетельствует об эффективности использования технологии ТРИЗ, в том числе и по развитию наглядно – схематических и логических приемов мышления дошкольников.

Вся экспериментальная работа детского сада «Чайка» Акмолинской области г. Кокшетау сопровождается диагностическими процедурами и мониторинговыми измерениями. Нами уже составлены методические рекомендации по их осуществлению в ходе дальнейшего процесса апробирования и внедрения технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

 

Литература:

  1. Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991.
  2. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
  3. А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. - 1997. - №4. - С. 13-24.
  4. Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание. 1993. - №4. - С. 23-26.

 

 

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год