Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой направленности «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»
Занятия с детьми
Автор: Молчанова Ирина Александровна   
06.05.2022 10:33

Дополнительная общеразвивающая программа кружковой направленности «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»Дополнительная общеразвивающая программа кружковой направленности «Учимся думать, рассуждать, фантазировать»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 46 «Жемчужина» г. Южно-Сахалинска

Автор разработки: старший воспитатель МАДОУ № 46 «Жемчужина» И.А. Молчанова

1. Целевой раздел

1. 1.Пояснительная записка

Программа дополнительных образонательных услуг «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» составлен с учетом ФГОС дошкольного образования и разработан на основе; программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы. Программа реализуется на базе МАДОУ 46 «Жемчужина», в которых утверждены основные принципы, цели и задачи.

Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится на период с 5 до 8 лет. Одним из наиболее значимых; компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии — длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

 

Скачать конспект

Актуальность программы

Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета, Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно расту щем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности — умением работать по правилу, по образцу, по инструкции.

Логическое мышление — это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.

Направленность

Содержание программы направлено на овладение детьми 5-6 лет важнейшего навыка логического мышления — способность «действовать в уме». На каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.

Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Нормативно-правовую основу Программы составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «ОбобразованиивРоссийской Федерации»
  • Распоряжение правительства Российской Федерации от 04. 09. 2014 № 1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09. 11. 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее-Порядок)
  • Приказ Минтруда Российской Федерации от 05. 05. 2018 № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

От 28. 09. 2020 г.№: 26 Об утверждении СанПиН2. 4. 3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерацииот18. 11. 2015№09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от11. 12. 2006№061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29. 03. 2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациям и по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).

Настоящая Программа описывает курс подготовки по кружковой деятельности детей от 5 до 6 лет, разработанного на основе обязательного минимума содержания но данному разделу для ДОО с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце программы.

Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» представлено различными формами организации познавательной деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к программному материалу, развивают внимание, память., логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Особенности развитии детей старшего Дошкольного возраста

Дети 5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами (в раннем и в самом начале дошкольного возраста последовательность, действий не имела для игры такого значения). В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В 5 лет сверстники становятся для ребёнка более привлекательными и предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый.

В возрасте от 5 до 6 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

Внимание становится всё более устойчивым, в отличие от возраста трех лет (если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы). Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного внимания. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).

В среднем дошкольном возрасте! интенсивно развивается память ребёнка. В 5 лет он может запомнить, уже 5- 6 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых ему картинках.

В возрасте 5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т.д. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, рисовании, конструировании.

Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью.

Исходя из этих особенностей принцип личностно-ориентированного подхода Г.А. Цукермана, Ш.А. Амонапшили, очень важен при выборе и построении материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Многие думают, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов (Пиаже Ж., Тихомирова Л.Ф), подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур — класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации. Известно, что мышление человека отличается, прежде всего, способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает — и как исходный элемент познания — и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось, понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры (Тихомирова Л.Ф)

Программа кружка в условиях дополнительного образования детей в ДОУ ориентирована на обучение детей старшего возраста развитию логического мышления, курс рассчитан на 1 год. Состав кружка «Учимся думать, рассуждать, фантазировать» формируется с учётом желания детей и родителей. Количество детей в группе —

Формы и приемы организации образовательного процесса

Основной формой организации обучения организованная образовательная деятель^ соответствии с программой «Логика для д

Формы организации деятельности: 1.Фронтальная

Образовательная деятельность проводится со всей группой детей, внутри которой каждый выполняет задание самостоятельно.

1. Групповая

Совместное выполнение задания несколькими детьми.

2. Смешанная

Сначала дети выполняют задание все вместе, а затем по частям (парами, тройками, звеньями).

Для качественного развития логического мышления предусмотрено: Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие элементарных логических представлений представлены в программе в их содержательном единстве.

Среди методов используются такие как:: беседа, объяснение, игра, выставки, праздники; а также групповые, комбинированные, парные, чисто практические занятия.

К самостоятельным относятся также прохождения каждого блока и в конце года.

В начале каждого загатия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их; обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике: интеллектуальный марафон, мастер-классы, викторины, когда педагог вместе с общающимися выполняет логические задания, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя детские ошибки и подсказыв «ая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в формировании наглядно — образного логического мышления.

Применяются такие методы как фонет: печатным материалом, чистоговорки, яз синтез предметов, пальчиковая гимнас материалом, работа с рабочими тетрадям для детей 4-6 лет» и «Солнечные ступеньки».

Технология ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку длянахождениянаилучшегорешенияпоставленнойзадачииливсоздав шейсяситуации. Принцип такой: "Есть задача — реши ее сам", но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

Формы подведения итогов реализации рабочей программы:

  • конкурс детских построек на базе дошкольных групп
  • совместная проектная деятельность детей и родителей
  • совместная проектная деятельность детей и воспитателей.

Данная программа направлена на:

  • помощь детям в индивидуальном развитии
  • мотивацию к познанию и творчеству
  • к стимулированию творческой активности
  • развитию способностей к самообразованию
  • приобщение к общечеловеческим ценностям
  • организацию детей в совместной деятельности с педагогом

Основные формы и методы образовательной деятельности:

Основная форма работы-образовательная деятельность в игровой форме;

Формы контроля освоения дополнительной образовательной программы:

  1. Текущий контроль (на протяжении всего года).
  2. Итоговая диагностика (по окончании курса обучения)
  3. Открытые занятия, тля педагогов МАДОУ № 46.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год