Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сэндплей.
Занятия с детьми
Автор: Шиморянова Елена Николаевна   
06.03.2024 17:45

Сэндплей.Сэндплей.

Автор: Шиморянова Елена Николаевна.

Познание

Детство, песочница, куличи, берег моря или озера, замки из песка, отдых, игра, беззаботность, радость, интерес, возможность изменений. Желание и готовность изменить свою жизнь приводит человека к психологу. В песочнице мы можем создавать свои миры из песка, видеть некую модель мира, что является отражением нашего образа-Я и стремления к изменениям.

Все мы родом из детства и помним игры с песком, это очень сильно объединяет детей и взрослых, людей разной культуры и национальности.

Песочная терапия- это погружение в мир детства. Песочная терапия помогает нам узнать о себе чуть больше, помогает нам проложить символическую «дорожку», которая поможет прийти нам к пониманию и принятию себя, своей жизни.

 

Песочная терапия или сендплей – это особый способ общения с миром, со своим внутренним «Я», это способ разрешения внутренних психологических конфликтов и обретение целостности.

Применение песочной терапии помогает понять глубинные, неосознаваемые переживания, на символическом уровне. Здесь свобода творчества и фантазия помогают раскрепоститься, ребенок проигрывает свои сложные жизненные ситуации, самостоятельно, либо с помощью психолога находит выход из затруднения. Результат такой деятельности приводит к:

  • повышению самооценки и веры в собственные силы,
  • развитию творческого потенциала, формированию коммуникативных навыков;
  • развитию когнитивных процессов;
  • гармонизации психоэмоционального состояния;

Работа в песочной терапии помогает осознать свои границы, почувствовать личное пространство другого человека. Очень многие проблемы в будущем связанны со сложностями осознания и видения своих границ. Корни этой проблемы и многих других, лежат в детстве, когда ребенок только учится устанавливать контакт с внешним миром. Ограниченное пространство терапевтической песочницы, помогает ребенку, учится устанавливать свои границы. Почувствовать, что с разными людьми они могут быть гибкими, учиться держать дистанцию, если это необходимо. Заборы, стены, борта песочницы в вымышленных картинах мира для ребенка – очень ярко показывает, от чего он отгораживается, чего избегает. Что мешает ему быть свободным и открытым.

Автором метода песочной терапии швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф. По мнению автора, главным принципом, положенным ею в основу психологической работы, является «создание свободного и защищенного пространства», в котором ребенок -может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, непонятные или тревожные, в полнее осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира вовнешний и делается зримым». Говоря другими словами, это некая модель наших вытесненных эмоций, нашей боли страхов и тревог. Скрытое бессознательное преобразуется в осознаваемое, песочная терапия помогает найти новые способы решения проблем, и использовать свои внутренние силы более конструктивно.

Этот метод может использоваться и как диагностика текущего состояния, психологических защит, вытесненных эмоций и неприятных мыслей, так и способ разрешения внутренних противоречий и невротических состояний.

С какими проблемами можно работать в песочнице с детьми? В песочнице можно прорабатывать такие вопросы, как:

  • Конфликтные взаимоотношения с родными, близкими, друзьями существующие в настоящем времени
  • Детско-родительские отношения (совместная работа родителя и ребенка);
  • Психосоматика;
  • Неприятные эмоциональные переживания: страхи, тревоги.
  • Агрессивность, «капризность», застенчивость и пугливость у детей;

И многие другие.

Приведу пример лишь нескольких эффективных упражнений песочной терапии:

Песочный дождик- цель регуляция мышечного напряжения, расслабление; развитие тактильно-двигательного восприятия. Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на свою ладонь.

Змейки-цель снять эмоциональное напряжение; развивать согласованность движений рук, мелкую моторику. Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.

Норки- цель учить совместному действию: развивать тактильно-двигательное восприятие. Инструкция: ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки-норки руками. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек-зайчиков, лисят, медвежат и пр.

Работая с Сэндплеем, надо много читать и интересоваться культурным наследием разных стран и народов, однако также верно и то, что культурные и языковые различия оказывались совершенно не важны для общения на языке души, настолько древнем, что иногда захватывало дух при одной только мысли, что через символическое мы прикасаемся к культурно-историческому пласту всего человечества.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год