Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «В гостях у Деда Зная» в форме «квест-игры». |
Занятия с детьми | |||
Автор: Иванова Татьяна Петровна | |||
10.11.2024 10:31 | |||
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «В гостях у Деда Зная» в форме «квест-игры». Подготовила и провела: воспитатель Иванова Татьяна Петровна Актуальность. Одной из важных задач современного дошкольного образования является развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Ребенок с рождения проявляет любознательность, исследовательское поведение, которое проявляется в стремлении экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения мире. Главное достоинство исследовательской деятельности заключается в том, что она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Итак, вода. Она повсюду, быстра, стремительна, прозрачна и волшебна. Она нужна всем. Мы начинаем обращать внимание ребенка с раннего детства. Вода – это волшебница, которая способна совершать много чудес. Но научится самостоятельно изучать ее свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался, ребенку еще не под силу. Цель: формирование познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.
Задачи: 1. Образовательная 1. 1. Развивать познавательную активность, любознательность, воображение и мышление. 1. 2. Познакомить детей со свойствами воды.
Демонстрационный материал: термос с кипятком; шкатулки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6; ключи от шкатулок; поднос; емкость с соленой водой; сырое яйцо; емкость с водой; 2 апельсина; лупа; стеклянная емкость; вода; пищевые красители (можно гуашь); растительное масло; любая шипучая таблетка (или мелкая соль). Раздаточный материал на каждого ребенка: 3 сосуда разной формы; 1 тарелка; емкость с водой; перчатки разовые; кусочки льда; цветы из бумаги; медали по количеству детей «Юный исследователь»; «Книга ученого с опытами». Подготовительная работа: Чтение художественной литературы «Как люди речку обидели», отгадывание загадок по теме, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях. Ход образовательной деятельности. 1. Организационный момент. Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Дети: Доброе утро! 2. Эмоциональная настройка детей. Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю. Доброе утро! Я всех вас люблю! Желаю вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться! 3. Постановка образовательной деятельности. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое? Дети: Это глобус. Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего? Дети: Синего, голубого. Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе? Дети: Вода, реки, моря, океаны. Воспитатель: Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. Воспитатель: Дети, а теперь посмотрите, что у меня в руках? (держу зелёное яблоко). Дети: Яблоко. Воспитатель: Яблоко, как и глобус, круглое. Сейчас я разрежу это яблоко на четыре равные части. А теперь посмотрите: одна часть символизирует сушу, а три другие – воду. Так чего же больше на Земле, воды или суши? Дети: На земле больше воды. Воспитатель: Ребята, скажите где в природе можно встретить воду? Дети: Моря, реки, океаны, ручей, дождь. Воспитатель: Правильно. Воду в океане называют океанической, а как называют воду в реке? Дети: Речная. Воспитатель: А в роднике? Дети: Родниковая. Воспитатель: В море? Дети: Морская. Воспитатель: В болоте? Дети: Болотная. Воспитатель: А вы знаете, что в море и океане вода соленая, пить ее нельзя. А какая вода в реке, озере, роднике? Дети: Пресная. Воспитатель: Правильно, пресная. Такую воду пить можно. Чтение рассказа: Жила-была в пустыне черепаха. Воды она почти не видела, поскольку получала ее с растениями, которые ела. Поэтому, думала черепаха, что вода и не нужна. А вы как думаете? Кому нужна вода? Дети: Животным, растениям, человеку. Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды? Дети: Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается. Воспитатель: Молодцы. А для чего нужна вода животным? Дети: Пить, купаться. Воспитатель: А растениям нужна вода? Дети: Да. Без воды они погибнут. Дети заходят в кабинет, их встречает Дед Знай – человек в образе учёного, в белом халате, в очках и предлагает стать участниками развлекательной программы. Дед Знай: Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки! Меня зовут Дед Знай, и я рад видеть вас в этой лаборатории. Имя моё неслучайно. По моему имени вы, наверно, догадываетесь, что я много знаю и провожу разные опыты. Ребята, я хочу вам показать свое сокровище, книгу познаний. Сейчас открою (ищет в карманах ключ). Ай, моя садовая голова, я этот ключ убрал в шкатулку и забыл в какую. Чтобы открыть шкатулку нужно провести опыт. Но сначала я попрошу вас отгадать загадку. На экране появляется загадка про воду. Очень добродушная Я, мягкая, послушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. (Вода) Стихотворение про воду: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде. В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает. В лес туманом заползает, Ледником в горах зовется (В дом туманом к нам вползает, На плите у нас кипит, Растворяет сахар в чае (Мы ее не замечаем). Мы привыкли что вода Наша спутница всегда! Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться, Смею Вам я доложить: Без нее нам не прожить. Итак, опыт № 1. «Имеет ли вода форму». Дед Знай: Ребята как вы думаете, имеет ли вода форму? Какая она? (Ответы детей). Переливаем одну и ту же форму в разные сосуды. Вода принимает форму сосудов. Выливаем из последнего сосуда воду в тарелку, она растекается бесформенной лужей. Вывод: Вода не имеет формы. Дед Знай: Ребята, какие свойства воды вы еще знаете? (без вкуса, без запаха, без цвета). Правильно, молодцы. Всегда ли вода бывает только в жидком состоянии? (Ответы детей). Правильно, вода не всегда жидкая. Она имеет три состояния, какие? (ответы детей: жидкая, твердая, газообразная). Как же вода может быть твердой? (Ответы детей: лед, сосулька, ледник в горах). Замечательно! Давайте проверим, действительно ли лед – это вода! Дед Знай просит надеть перчатки и взять в руку кубик льда, а сам кубик льда кладет себе на ладонь, дети видят, что лед в руках у профессора тает и превращается в воду. Ребята, скажите пожалуйста, что случилось с моим кубиком льда? (Ответы детей: потому что рука теплая и лед растаял и превратился в воду). Почему у вас лед не тает? (Ответы детей: потому что мы надели перчатки). Какой мы вывод можем сделать? Вывод: Вода может быть твердой. Молодцы, все правильно! Итак, вода бывает жидкая, твердая и газообразная. Как же вода может быть газообразная? (Ответы детей: туман, пар из чайника, кастрюли). Это интересно! Давайте это проверим! Дед Знай открывает термос с кипятком, дети видят пар. Дед Знай: Коллеги, я не вижу здесь воды, вижу лишь пар! Что же нам нужно сделать, чтобы пар превратился в воду? (Ответы детей: накрыть крышкой, зеркалом, стеклом). Как вы думаете, что же будет, если я накрою термос крышкой? (Ответы детей: на крышке появятся капли, это и есть вода). Давайте попробуем! Великолепно, какие умные у меня коллеги! Мы здорово справились с этим заданием! Ребята, где-то должна быть подсказка, какую шкатулку мы должны открыть, поищите, пожалуйста! (находят приклеенную цифру 2 на подносе). Какой сундук открываем? А вот и ключ к познаниям. Ошибочка, не подходит. Дед Знай: Не подходит ключик, дети? Что ж неудача. Неудачи бывают и у нас, настоящих учёных. Но мы не сдаёмся. А продолжаем искать нужный результат. Итак, Опыт № 2. «Цветущая лилия». Дед Знай: Я, Дед Знай, предлагаю вам опыт с бумажными цветами. Как вы думаете, что произойдет с цветком, если мы опустим его в воду? (Ответы детей). Опустите их на поверхность воды и наблюдайте. Что вы видите? (Наши цветы превращаются в прекрасные распустившиеся лилии в серединке). Почему это произошло? Вывод: Бумага имеет свойство – промокать, она промокла и нити бумажные намокли, натянулись и выпрямились. В сердцевине цветка цифра 4. Открываем шкатулку №4, в которой находится записка с заданием выполнить физкультминутку Физкультминутка. Я смотрю: учёные устали немного. Давайте отдохнём, проведём физкультминутку, выполним упражнения для наших спинок, для наших позвоночников. К речке быстрой мы спустились Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе раз – это брасс, Одной, другой – это кроль. Все как один, плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой и пошли домой. Вот так, упражнения мы сделали. Физкультминутку провели. А теперь, мои внимательные учёные, скажите мне, пожалуйста, сколько опытов мы провели? Под каким номером у нас будет следующий опыт? (4) Правильно, Молодцы! Настоящие учёные! Опыт № 4: «Тонет – не тонет». Дед Знай: Проведем эксперимент. Для этого нам понадобится емкость с водой, два апельсина, лупа. Ребята, как вы думаете, если мы опустим апельсин в воду, что произойдет? (Ответы детей) Что же мы видим? (Ответы детей, апельсин плавает на поверхности, апельсин не тонет) Апельсин в кожуре плавает на поверхности воды и даже, если очень постараться, утопить его не удается. А теперь смотрите фокус! (опускаю апельсин без кожуры в воду, он утонул). Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Давайте достанем апельсины, отделим кожуру и посмотрим ее под лупой. Что вы видите? (ответы детей: точечки, ямочки). Все дело в том, что кожура апельсина мелкими впадинками и точечками – в них и находятся маленькие пузырьки воздуха и поэтому апельсин в кожуре остается на поверхности! Вывод: так как в кожуре и между кожурой и апельсином есть воздух, а воздух легче воды, то кожура для апельсина является своеобразным «спасательным жилетом» и не дает апельсину утонуть. Дед Знай: Уважаемые ученые, посмотрите, пожалуйста, в ваших атрибутах нигде нет подсказки какую шкатулку мы ложны открыть!? (В апельсиновых корках спрятана цифра 5). Дед Знай: Какие внимательные у меня, ребята! Открываем пятую шкатулку. В шкатулке стоит баночка с растительным маслом и лежит записка с заданием провести опыт под названием «Волшебный стакан». Опыт № 5: «Волшебный стакан». Дед Знай: Ну что, ребята, я предлагаю провести наиинтереснейший опыт под названием «Волшебный стакан» - стеклянная прозрачная емкость -вода -пищевые красители (можно заменить гуашью, акварелью и даже соком) -растительное масло -любая шипучая таблетка (или мелкая соль) Дед Знай: Ребята, как вы думаете, если в воду добавить подсолнечное масло, что произойдет? (ответы детей: масло останется на поверхности). А почему? (Потому что вода тяжелее масла!). Давайте проверим! В баночку наливаем обычной воды примерно на треть объема. Затем добавляем краситель и перемешиваем деревянной палочкой Наливаем растительное масло. И удивляемся эффекту того, что масло с водой не смешивается, а остается сверху, ввиду разной плотности веществ. А теперь, я покажу вам самое интересное. В стакан бросаем любую шипучую таблетку. Хотите узнать почему мы видим такую красоту? Когда таблетка смешивается с водой, образуются пузырьки, они начинают подниматься на поверхность и перемешивать воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости. Дед Знай: А где же наша подсказка? (Ищет и находит под крышкой баночки с подсолнечным маслом.) Открываем шкатулку под номером 6, лежит ключ. Дед Знай: Ребята, ключ снова не подходит. Нам осталось открыть последнюю шкатулку, в ней наверняка лежит наш ключ! Но для того, чтобы ее открыть, проведем последний опыт. Опыт № 6. Дед Знай: Перед вами 2 непрозрачные емкости с номерами с водой, в одной емкости вода соленая. Как мы с помощью опыта сможем определить, в какой ёмкости вода солёная? (Ответы детей) (Дети должны вспомнить свойство соленой воды – удерживать предметы и воспользоваться яйцом или картофелиной. Открывают последнюю шкатулку, в которой лежит ключ к книге познаний. Дед Знай: Дорогие дети! Сколько открытий мы сегодня сделали! Вы теперь можете рассказать о своих опытах мамам и папам, бабушкам и дедушкам, братишкам и сестрёнкам, друзьям и подругам! Для того, чтобы нам легче было рассказать про наши открытия, я предлагаю вам закрепить наши знания (детям раздаются конвертики, в которых лежат символы всех проведенных опытов. Ребята вспоминают каждый опыт, выбирают символ и наклеивают на лист картона). Дед Знай: Уважаемые мои ребята, ваш труд не прошёл даром. Как настоящие учёные раскрывают тайны неизвестности, так и вы сегодня неизвестное сделали известным. Я хочу сегодня каждому из вас присвоить звание «Юный исследователь» (медали вешает на грудь). И еще, я дарю вам свою книгу, свое сокровище, где собраны все мои опыты. Дед Знай: Вот и закончилось наше исследование. Но мы не прощаемся. До новых встреч или, как говорят настоящие учёные, до новых открытий!
|