Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Коммуникативные игры с детьми старшего возраста: аква-гимнастика, биоэнергопластика»
Занятия с детьми
Автор: Сафина Татьяна Юрьевна Жаркова Диляра Рамисовна Данилова Елена Владимировна Сагдиева Гульсина Сагидулловна   
11.11.2024 00:08

«Коммуникативные игры с детьми старшего возраста: аква-гимнастика, биоэнергопластика»«Коммуникативные игры с детьми старшего возраста: аква-гимнастика, биоэнергопластика»

Физическое здоровье неразрывно связано с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, именно поэтому одна из задач ФГОС ДО направлена на «Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». В связи с этим, в качестве одного из приоритетных направлений своей профессиональной деятельности, мы используем здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья. Одной из таких технологий является аквагимнастика, которая представляет собой один из видов технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Аква-гимнастика для пальчиков и рук–это занимательные игры в воде.

 

Пальчиковые игры в воде – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят игры с водой. В аква-гимнастике соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически.

Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой:

  • нельзя намеренно выливать воду на пол;
  • нельзя брызгаться водой;
  • после игры вытереть руки насухо.

Игра «Медуза»

  • И.П. – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.

Игра «Морская звезда»

  • И.П. – кисти лежат на дне ванны, пальцы разведены в стороны. В хаотичном порядке поднимаем пальцы вверх, не отрывая ладонь от поверхности ванны.

Игра «Рыбка»

  • И.П. – кисти рук лежат на поверхности воды. Бьём кистями по воде.

Рыбки-малютки

По морю плывут,

Скачут, резвятся

И хвостиком бьют.

Игра «Дельфин»

  • И.П. – ладони выпрямлены и направлены вперед. Выполняем волнообразные плавные движения кистей, опуская их в воду и поднимая вверх над водой. Дельфин – малыш

Приплыл ко мне, Он покатает на спине!

Игра «Акула»

  • И.П. – пальцы, кроме большого, выпрямлены и собраны вместе, ладони поставлены на ребро и опущены в воду так, чтобы выпрямленный большой палец (плавник акулы) оставался над водой. Выполняем волнистые движения пальцами.

Вот зубастая акула

Мне хвостом своим махнула.

Игра «Маленькая лодочка»

  • И.П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.

Мы на лодочке вдвоем

С мамой в гости поплывем.

Игра «Пароход»

  • И.П. – обе ладони соединены ковшиком, все пальцы кроме больших направлены в сторону от себя, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это труба.

Пароход плывет вперед,

Нам подарки он несет.

Игра «Дождь»

  • И.П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.

Дождь полил, как из ведра,

Будет лить он до утра.

Игра «Волны»

  • И.П. – ладони поставлены на поверхности воды на ребро, пальцами друг к другу. Пальцы выпрямлены. Выполняем напряженные движения ладонями от себя и к себе так, чтобы образовались волны.

Волны по морю гуляют

И кораблик подгоняют.

Упражнение «Морские художники»

Необходимо выложить камушки на дне контейнера силуэт или контур цифры.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Принцип биоэнергопластики – сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки», «Обезьянка», счёт, музыка, стихи).

Преимущества биоэнергопластики:

  • она оптимизирует психологическую базу речи
  • улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам
  • способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов
  • синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность

- позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики: (все упражнения можно делать сидя или стоя):

«Фонарики»

Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.

«Лодочка»

Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.

«Пароход»

Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.

«Речка и рыбка»

Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.

«Деревья»

Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.

Вывод: следует отметить, что регулярное выполнение комплексов упражнений аква-гимнастики, биоэнергопластики способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывают положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, и, в свою очередь, способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.

Литература:

  1. Барсукова О.В. Маленький бассейн для маленьких пальчиков. URL: http: //открытыйурок. рф/статьи/639131/
  2. Давлетбаева Е.В. Методическая разработка «Аквагимнастика: здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей» // Совушка. 2020. N4 (22)
  3. Макеева Л.Н. Аквагимнастика — индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. URL: http://www.kids.covenok. ru/170071. htm
  4. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги: программа воспитания и развития детей раннего возраста. М.: Мозаика–Синтез, 2007.
  5. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие. М.: Просвещение.
  6. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год