Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование словесных игр в работе с детьми ЗПР
Занятия с детьми
Автор: Лычковская Светлана Михайловна   
12.02.2025 19:34

Использование словесных игр в работе с детьми ЗПРИспользование словесных игр в работе с детьми ЗПР

Аннотация. В статье рассматривается вопрос об использовании словесных игр в работе с детьми ЗПР. Отмечается, что словесные дидактические игры представляют собой мощный инструмент в руках воспитателей, который при правильном использовании может значительно обогатить образовательный процесс и способствовать всестороннему развитию детей с ЗПР. Важно помнить, что успех этих игр зависит от тщательной подготовки, выбора соответствующих методик и создания благоприятной атмосферы для игры.

Ключевые слова: словесные игры, задержка психического развития, коррекционная работа.

Словесная дидактическая игра представляет собой доступный, полезный и эффективный метод формирования самостоятельного мышления у детей с ЗПР, а также развития их внимания, памяти и речевых навыков. Этот метод не требует наличия специального оборудования или особых условий, что делает его идеальным для использования в образовательной практике.

Однако важно отметить, что для достижения положительных результатов воспитатель должен хорошо знать саму игру и методику её проведения. При использовании словесных игр необходимо учитывать, что они будут способствовать развитию самостоятельного мышления только в том случае, если будут интегрированы в определённую систему и проводиться с соблюдением необходимых методических рекомендаций.

 

Рассмотрим подробнее основные аспекты методики проведения словесных игр. Во-первых, воспитатель должен чётко понимать цель игры, её последовательность и свою роль в процессе. Выбор игры должен основываться как на уровне умственного развития детей в группе, так и на специфических задачах воспитания. При отборе игры следует помнить, что она не должна быть слишком сложной или, наоборот, слишком простой. Игра, соответствующая уровню развития детей с ЗПР, будет приносить им радость и пользу, способствуя активному вовлечению в процесс. Во-вторых, создание игрового настроения является важным этапом перед началом каждой игры. В первую очередь, необходимо настроить на игровой лад самого воспитателя, который должен быть энергичным и позитивным. Если игра предполагает разделение детей с ЗПР на группы, то для этого можно использовать считалку, которая не только определяет вожаков, но и способствует формированию командного духа. Считалка также может применяться для распределения ролей в игре, например, в роли диктора в игре «радио» или продавца в игре «магазин». Это помогает детям с ЗПР не только сосредоточиться, но и развивает их умение слушать и соблюдать справедливость. Иногда, в процессе игры, может возникнуть необходимость в проведении «сговора» – это момент, когда игроки объединяются в пары и договариваются о своих ролях. Например, один ребёнок с ЗПР может сказать: «Я буду ниточкой», а другой: «А я буду иголочкой». В таких моментах эти дети не только придумывают отдельные слова, но и создают рифмованные фразы, например: «Я травка-муравка, а я — золотая булавка». Этот процесс общения и совместного творчества предоставляет благоприятные условия для развития сообразительности и креативности у детей с ЗПР.

Кроме того, важно учитывать, что словесные дидактические игры могут быть разнообразными и адаптированными под различные темы и интересы детей с ЗПР. Это могут быть игры на развитие воображения, логики, памяти и даже на расширение словарного запаса. Например, в игре «Сказочный мир» дети могут создавать свои собственные истории, используя заданные слова или фразы. Это не только развивает их творческие способности, но и способствует формированию навыков публичного выступления, так как дети могут делиться своими историями с другими.

Также стоит отметить, что такие игры могут быть использованы для закрепления знаний по различным предметам. Например, в процессе изучения природы можно организовать игру, в которой дети с ЗПР будут называть животных и их характеристики, что поможет им лучше запомнить информацию и развить интерес к окружающему миру. Игры на внимание и память могут включать в себя задания на запоминание последовательности действий или объектов, что также способствует развитию когнитивных навыков.

Важным аспектом является также вовлечение родителей в процесс. Воспитатели могут предлагать родителям проводить словесные игры дома, что поможет создать единую образовательную среду и укрепить связь между домом и детским садом. Это может быть, например, игра в ассоциации, где родители и дети по очереди называют слова, связанные с определённой темой. Это не только развивает речь, но и углубляет эмоциональную связь между родителями и детьми. Наконец, регулярное использование словесных дидактических игр в образовательном процессе способствует созданию положительной атмосферы в группе, где дети с ЗПР чувствуют себя комфортно и уверенно. Это, в свою очередь, повышает их мотивацию к обучению и развитию, а также способствует формированию навыков сотрудничества и командной работы.

Как уже отмечалось, словесные игры представляют собой важный инструмент в образовательном процессе, особенно в дошкольном возрасте. Их целесообразнее проводить с небольшой группой детей с ЗПР, так как это позволяет каждому участнику получить большее внимание и возможность активно участвовать в игровых задачах. В таких условиях каждый ребенок может не только проявить свои способности, но и развивать навыки общения, сотрудничества и критического мышления.

Словесные игры можно использовать в различных ситуациях, например, во время часов развлечений, где они могут принимать форму соревнований, таких как «кто быстрее», «охотник», «отвечай быстро» и многие другие. Эти игры не только развлекают детей с ЗПР, но и способствуют их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Важно, чтобы словесные игры стали частью любимых самостоятельных занятий детей с ЗПР. Это не только повышает их интерес к обучению, но и формирует у них привычку к активному участию в образовательном процессе. Дети, играя, учатся взаимодействовать друг с другом, развивать свои языковые навыки и обогащать словарный запас. Такие игры могут быть адаптированы под различные темы и уровни сложности, что позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Роль воспитателя в процессе проведения словесных игр меняется в зависимости от возрастных особенностей детей. С малышами воспитатель выступает в роли инициатора и руководителя, который обучает детей игровым действиям и завершает игру. Он создает атмосферу, в которой дети могут свободно выражать свои мысли и чувства. С другой стороны, с более старшими детьми с ЗПР воспитатель уже становится советчиком и помощником, который направляет их, но не навязывает свою точку зрения. Важно, чтобы воспитатель был справедливым судьей, создавая условия для честной игры и поддерживая интерес детей.

При проведении словесных дидактических игр особое внимание следует уделять правилам. Каждая игра должна строиться на четких и понятных правилах, которые направляют процесс и организуют поведение детей с ЗПР. Воспитатель, знакомя детей с новой игрой, обязательно объясняет правила, подчеркивая их важность для успешного прохождения игры. Чем строже и яснее правила, тем более напряженной и интересной становится игра. Это создает у детей чувство ответственности и позволяет им лучше понимать, как действовать в различных ситуациях.

Наблюдая за явлениями природы и общественной жизни, участвуя в жизни семьи и детского сада, а также играя и приучаясь к организованным занятиям, дети старшего дошкольного возраста с ЗПР приобретают широкий круг знаний. Эти знания должны стать основой для их дальнейшего умственного развития и помочь им в обучении в школе. Важно отметить, что вместе с расширением кругозора у детей происходят изменения в характере их умственной деятельности. У них возникают новые формы мышления, которые способствуют более глубокому пониманию окружающего мира.

В процессе выполнения умственной работы у ребенка с ЗПР ключевую роль играет процесс понимания, который строится на анализе и синтезе. Анализ позволяет детям разбирать информацию на составляющие части, что способствует более глубокому осмыслению. Синтез, в свою очередь, помогает им объединять полученные знания и создавать новые идеи. В результате развития мышления анализ становится все более детализированным, а синтез – более сложным и многогранным. Это способствует формированию критического мышления и способности решать нестандартные задачи.

Словесные игры, таким образом, не только развлекают, но и служат мощным инструментом для формирования у детей с ЗПР навыков, необходимых для успешного обучения. Они помогают развивать не только языковые способности, но и социальные навыки, такие как умение работать в команде, слушать и учитывать мнение других. Воспитатели, создавая условия для игры, способствуют тому, чтобы дети с ЗПР становились более уверенными в себе и своих способностях. Таким образом, словесные игры являются важным элементом образовательного процесса, который помогает детям с ЗПР развиваться всесторонне. Они не только учат детей новым знаниям и навыкам, но и формируют у них интерес к обучению и желание продолжать развиваться. Важно, чтобы воспитатели активно использовали этот метод в своей практике, адаптируя игры под интересы и потребности детей, что сделает процесс обучения более увлекательным и продуктивным.

Литература

  1. Синько Е. В. Дидактические игры как средство развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // Молодой ученый. 2023. № 27 (474). С. 237-239.
  2. Тюряпина Н.Ф. Использование речевых игр для развития речи дошкольников // Инновационная наука. 2019. №6.
  3. Харитонова Е.С. Словесные игры для развития творческих способностей детей с ЗПР (4-6лет). – URL: https: //nsportal. ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2024/03/20/slovesnye-igry-dlya-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-detey-s
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 7 (369) выйдет
28 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год