Особенности руководства игрой детей раннего возраста |
Занятия с детьми | |||
Автор: Агеева Елена Викторовна | |||
12.02.2025 20:59 | |||
Игра детей раннего возраста характеризует несложный сюжет с логической последовательностью действий. Однако интересы малышей еще не устойчивы, дети зачастую неоправданно меняют сюжет игры, так как часто переключаются с одной роли на другую. Ребенок стремится определить для себя роль и может на какое-то время увлечься ею. Игра детей обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач, учитывая возможности детей раннего возраста. В этом возрасте игры детей носят кратковременный характер, происходит частая смена игрушек и игровых образов, случаются конфликты по поводу игрушки или роли. Поэтому игры детей раннего возраста требуют вдумчивого и тактичного руководства со стороны воспитателя, формирования у детей игровых, коммуникативных, организаторских и других умений.
В жизни детей младшего дошкольного возраста большую роль играет подражание. Им свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному. Поэтому обогащение детей новыми знаниями и представлениями должно проходить живо и занимательно, чтобы вызвать у них интерес и желание подражать. Необходимо систематически пополнять запасы игрушек и игрового материала с учетом развития представлений и знаний детей. Игра ребенка имеет свои законы развития, так как у ребенка свое понимание мира, свои возможности отображения его в игре. Е. В. Зворыгина выделяет несколько методов руководства игрой детей раннего возраста. Обогащение детей новыми впечатлениями, питающими игру, формирование их практического опыта является первым компонентом комплексного метода. В повседневной жизни ребенок рассматривает предметы обихода, усваивает их назначение. Педагог подчеркивает свойства предметов, показывает, как надо действовать с ним, поясняет для чего нужен предмет, организует наблюдение за действиями людей, пользующихся различными предметами, обращает внимание на то, кто и с какой целью выполняет действия. Метод знакомства детей с предметами ближайшего окружения. Взрослый привлекает детей к наблюдению за тем, что находится в спальне, в игровом зале, в раздевальной комнате, на участке детского сада; во время бодрствования даетдетям разные задания или предлагает посмотреть, что делает няня в групповой комнате, дворник на улице, по возможности подключает детей к посильному участию в трудовой деятельности. Метод реального опыта детей. Знания пополняются на различных занятиях, где расширяются знания о животных, людях, явлениях, предметах, действиях. Метод рассматривания картинок, на которых изображены отдельные предметы, животные, группа объектов, объединенных несложным сюжетом. Иллюстрации помогают детям иметь представление о том, что они не могут видеть в реальной жизни (иллюстрации к народным сказкам). Дополняют эти представления стихи, потешки, сказки, короткие рассказы, беседы о явлениях окружающего мира. У малышей вызывают интерес занятия, на которых они отыскивают и прячут какой-либо предмет, игрушку. Дети раннего возраста любят играть в прятки друг с другом, с воспитателем. Это веселит их, формирует потребность в общении со взрослыми, сверстниками. При организации обучающих игр важно заинтересовать детей самим содержанием игровых задач, которые определяются с учетом личного опыта малыша. Играя с детьми, воспитатель сначала вместе с ними рассматривает игрушки, старается вызвать эмоционально – положительное отношение к ним. Затем ставит игровую цель через ласковое обращение к кукле или игрушке. Важно, чтобы взрослый показывал и называл, что именно он делает, и предлагал ребенку действовать самому, а в случае необходимости осуществлял бы игровые действия вместе с ним. Далее следует усложнить задание, например, не просто напоить куклу чаем из кружки, а усадить ее за стол. Демонстрация новых, более обобщенных способов решения игровых задач с помощью игрушек-заместителей – это следующий этап в развитии игры детей раннего возраста; например, вместо стульчика педагог предлагает мягкий модуль, на котором будет сидеть мишка. Далее дети знакомятся со способом решения игровых задач с использованием нарисованных предметов (взрослый берет изображенное на рисунке мыло для купания куклы и т.д.). И, наконец, следует показать игровые действия с воображаемыми предметами (дать кукле воображаемую конфету) Таким образом, обучающие игры – это форма передачи игрового опыта в процессе общения с ребенком. Такие игры вызывают интерес, создают почву для возникновения самостоятельной сюжетной игры, но свое развитие получает при постоянном, целенаправленном влиянии взрослых.
|