Формирование фенологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии образовательный терренкур |
Занятия с детьми | |||
Автор: Абальянова Елена Евгеньевна Углик Диана Андреевна | |||
17.02.2025 07:51 | |||
Приоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО является организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности, развитие детской инициативы и любознательности. И в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, сформированы требования к развивающей предметно-пространственной среде, делающие акцент на территории, прилегающей к образовательному учреждению. Мы знаем, что согласно этим требованиям развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности дошкольников, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Перед намистоят такие вопросы: Как обогатить нашу прогулку с помощью созданной развивающей среды? Как повысить познавательную активность детей, сформировать фенологические представления у детей, не перегружая их при этом? Как часть образовательной деятельности вынести на улицу? Помогает решить все эти задачи технология, которая направленана формирование фенологических представлений, повышение уровня познавательной активности, воспитание любознательности и дает возможность в активной игровой форме знакомиться с основными закономерностями хода развитияприроды нашего региона. Технология эта называется – образовательный терренкур. Что же такое образовательный терренкур? Это специально организованный маршрут для детей по территории дошкольного учреждения с посещением, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп, зоны игр на асфальте. Технология помогает не только знакомиться с различными экосистемами, но и организовывать вместе с детьми различныенаблюдения, эксперименты, игры в непосредственном природном окружении с природными объектами в различные фенологические сезоны. Фенологические представления – наблюдение и установление связей о сезонных изменениях в развитии растений и животных, сроках их наступления и продолжительности фаз развития, а также установлении взаимосвязи и зависимости от метеорологических условий и места наблюдения. Педагогическая же значимость технологии «терренкур» заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном подборе материала, дети в игровой форме получают: фенологические представления, реалистические знания о природе; закрепляют определённые двигательные умения и навыки; проявляют творчество и фантазию; взаимодействуют с окружающим миром. Каждая технология имеет структуру:
Следуя приоритетным направлениям стандарта ДО и требованиям к развивающей среде, в течение 2 лет, на территория нашего детского сада с помощью педагогов и родителей воспитанников были оформлены тематические станции «Березовая аллея», «Движляндия», «Зеленая аптека», «Птичья столовая», «,Экологическая тропа «Огородик», «Островокразмышлений», «Метеостанция». На каждой из станций с учетом тематики, мы организуем, познавательно исследовательскую деятельностьдетей, наблюдения, совместную игровую деятельность, двигательную активность. На станции «Березовая Аллея» проводится наблюдение за берёзой. Рассматривается ветка, сравнивается с тем, как она выглядела в другое время года. Рассматриваются изменения покрова земли с наступлением другого времени года. За объектами неживой природы наблюдения проводятся на Метеостанции. На ней же организуетсяэкспериментально-исследовательская деятельность с использованием оборудования метеостанции: термометра, осадкомера, ловец облаков, мерзлометра, ветряного рукава, флюгера, солнечных часов. Дети знакомятся с трудом метеорологов и его значимостью для горожан и сельских жителей, а также значением метеонаблюдений для охраны природы. Зона метеоплощадки отгорожена невысоким заборчиком -это станция «Зеленая аптека» На ее территории произрастают различные травянистые растения: клевер белый, одуванчик лекарственный, подорожник. Эти растения не выкашиваются, чтобы можно было проводить наблюдения за их ростом, цветением, плодоношением. Следующая станция «Экологическая тропа», проходя по ней мы с детьми наблюдаем за деревьями в разные сезоны, которые нам посадили родители выпускников (ель, кедр, рябина). На станции «Огородик» в летний период дети наблюдают и ухаживают за растениями, под руководством воспитателей проводят прополку, окучивание и выкапывание картофеля. Где зимуют насекомые? — такой вопрос часто задают наши дошколята. И у нас появился «Домик для насекомых» на станции «Маленькие жители», где они могут перезимовать На станции проводятся наблюдения за насекомыми (муравьями, бабочками, гусеницами и др.). Рассматриваются части тела, как они двигаются. Определяются причины их появления, исчезновения в зависимости от времени года. Станция «Островок размышлений» представляет собой место, где мы садимся напротив друг друга или садимся в круг и обсуждаем возникшую проблему или выслушиваем предложения по составлению дальнейшего маршрута, и на этой станции мы используем фенологический куб. На Станции «Движляндия» мы на спортивной площадке организуем подвижные игры с детьми и физкультминутки. На этой станции мы развиваем двигательную активность детей, воспитываем дружеские отношения в игре. Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одной станции к другой, мы решаем проблемные вопросы, дети проводят эксперименты, делятся впечатлениями, наблюдают изменения в природе по сезонно, собирают природный материал, изучают свойства растений, наблюдают за насекомыми и птицами, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные игры, игры на асфальте. Чтобы вызвать у детей живой интерес, мы предлагаем им поучаствовать в составлении образовательного маршрута, выбрать станции, которые мы посетим на этой неделе, и предлагаем детям составить карту маршрута самостоятельно. Для мотивации детей и удобного переноса материалов, которые необходимы в ходе образовательного терренкура, мы используем Сумку юного фенолога. На каждой сумке приклеена единая эмблема «Юный фенолог» В зависимости от времени года некоторые станции добавляются, ( «Зеленая Аптека», «Огородик», «Дом феи воды»), а другие остаются стационарными, такие как «Метеостанция», «Березовая аллея», «Птичья столовая». Для обозначения новых станций, мы используем вывески, переносные макеты или атрибуты и перед началом движения заранее устанавливаем эти макеты. Прогулки по образовательным терренкурам мы проводим во время утренней прогулки, в естественных природных условиях, на свежем воздухе. Во время движения по маршруту мы оговариваем с детьми правила безопасного движения. В течении двух летнами был разработан план образовательных терренкуров, содержание которых зависит от выбранной тематики, времени года и погоды. Для закрепления и уточнения знаний полученных в образовательном терренкуре, мы используем пособие -фенологический календарь Фенологический календарь представляет собой куб, состоящий из разделов: «Погода», «Животные», «Покров земли», «Растительность» и «Народные приметы». Эмблемы разделов рисовали мы с детьми дети вместе. Например, после проведения образовательного события в разделе «Погода» детивспоминают состояние неба, наличие или отсутствие ветра, степень тепла или холода. В разделе «Животные» в объемный карман дети размещают картинки тех животных, о которых говорили и рядом прикрепляют картинки сезонных изменений в жизни животных. В разделе «Покров земли» помещаются картинки двух состояний земли в данное время года. В разделе «Растительность» картинкой отмечается внешний вид лиственного дерева. В разделе «Народные приметы» прикрепляются картинки народных примет времени года. При работе с Фенологическим календаремрасширяется кругозор детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях окружающей среды, устанавливаются определенные закономерности в природе, зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес. Формирование фенологических представлений способствует развитие экологического сознания, уважения к природе и бережного отношения к окружающей среде, познавательной активности и познавательно-исследовательской деятельности детей повышает качество усвоения детьми полученных знаний и закрепления их в практической деятельности, развивая при этом детскую инициативу и любознательность.
|