Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование фенологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии образовательный терренкур
Занятия с детьми
Автор: Абальянова Елена Евгеньевна Углик Диана Андреевна   
17.02.2025 07:51

Формирование фенологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии образовательный терренкурФормирование фенологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии образовательный терренкур

  • Абальянова Е.Е.
  • Углик Д.А.

Приоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО является организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности, развитие детской инициативы и любознательности.

И в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, сформированы требования к развивающей предметно-пространственной среде, делающие акцент на территории, прилегающей к образовательному учреждению. Мы знаем, что согласно этим требованиям развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности дошкольников, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 

Перед намистоят такие вопросы: Как обогатить нашу прогулку с помощью созданной развивающей среды? Как повысить познавательную активность детей, сформировать фенологические представления у детей, не перегружая их при этом? Как часть образовательной деятельности вынести на улицу?

Помогает решить все эти задачи технология, которая направленана формирование фенологических представлений, повышение уровня познавательной активности, воспитание любознательности и дает возможность в активной игровой форме знакомиться с основными закономерностями хода развитияприроды нашего региона.

Технология эта называется – образовательный терренкур.

Что же такое образовательный терренкур? Это специально организованный маршрут для детей по территории дошкольного учреждения с посещением, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп, зоны игр на асфальте.

Технология помогает не только знакомиться с различными экосистемами, но и организовывать вместе с детьми различныенаблюдения, эксперименты, игры в непосредственном природном окружении с природными объектами в различные фенологические сезоны.

Фенологические представления – наблюдение и установление связей о сезонных изменениях в развитии растений и животных, сроках их наступления и продолжительности фаз развития, а также установлении взаимосвязи и зависимости от метеорологических условий и места наблюдения.

Педагогическая же значимость технологии «терренкур» заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном подборе материала, дети в игровой форме получают: фенологические представления, реалистические знания о природе; закрепляют определённые двигательные умения и навыки; проявляют творчество и фантазию; взаимодействуют с окружающим миром.

Каждая технология имеет структуру:

  • сбор и прохождение намеченного маршрута от точки до следующей точки маршрута
  • остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых
  • комплекс оздоровительных игр и физических упражнений
  • самостоятельная деятельность детей
  • сбор и возвращение в группу, подведение итогов

Следуя приоритетным направлениям стандарта ДО и требованиям к развивающей среде, в течение 2 лет, на территория нашего детского сада с помощью педагогов и родителей воспитанников были оформлены тематические станции «Березовая аллея», «Движляндия», «Зеленая аптека», «Птичья столовая», «,Экологическая тропа «Огородик», «Островокразмышлений», «Метеостанция». На каждой из станций с учетом тематики, мы организуем, познавательно исследовательскую деятельностьдетей, наблюдения, совместную игровую деятельность, двигательную активность.

На станции «Березовая Аллея» проводится наблюдение за берёзой. Рассматривается ветка, сравнивается с тем, как она выглядела в другое время года. Рассматриваются изменения покрова земли с наступлением другого времени года.

За объектами неживой природы наблюдения проводятся на Метеостанции. На ней же организуетсяэкспериментально-исследовательская деятельность с использованием оборудования метеостанции: термометра, осадкомера, ловец облаков, мерзлометра, ветряного рукава, флюгера, солнечных часов. Дети знакомятся с трудом метеорологов и его значимостью для горожан и сельских жителей, а также значением метеонаблюдений для охраны природы.

Зона метеоплощадки отгорожена невысоким заборчиком -это станция «Зеленая аптека» На ее территории произрастают различные травянистые растения: клевер белый, одуванчик лекарственный, подорожник. Эти растения не выкашиваются, чтобы можно было проводить наблюдения за их ростом, цветением, плодоношением. Следующая станция «Экологическая тропа», проходя по ней мы с детьми наблюдаем за деревьями в разные сезоны, которые нам посадили родители выпускников (ель, кедр, рябина).

На станции «Огородик» в летний период дети наблюдают и ухаживают за растениями, под руководством воспитателей проводят прополку, окучивание и выкапывание картофеля.

Где зимуют насекомые? — такой вопрос часто задают наши дошколята. И у нас появился «Домик для насекомых» на станции «Маленькие жители», где они могут перезимовать На станции проводятся наблюдения за насекомыми (муравьями, бабочками, гусеницами и др.). Рассматриваются части тела, как они двигаются. Определяются причины их появления, исчезновения в зависимости от времени года.

Станция «Островок размышлений» представляет собой место, где мы садимся напротив друг друга или садимся в круг и обсуждаем возникшую проблему или выслушиваем предложения по составлению дальнейшего маршрута, и на этой станции мы используем фенологический куб.

На Станции «Движляндия» мы на спортивной площадке организуем подвижные игры с детьми и физкультминутки. На этой станции мы развиваем двигательную активность детей, воспитываем дружеские отношения в игре.

Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одной станции к другой, мы решаем проблемные вопросы, дети проводят эксперименты, делятся впечатлениями, наблюдают изменения в природе по сезонно, собирают природный материал, изучают свойства растений, наблюдают за насекомыми и птицами, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные игры, игры на асфальте.

Чтобы вызвать у детей живой интерес, мы предлагаем им поучаствовать в составлении образовательного маршрута, выбрать станции, которые мы посетим на этой неделе, и предлагаем детям составить карту маршрута самостоятельно.

Для мотивации детей и удобного переноса материалов, которые необходимы в ходе образовательного терренкура, мы используем Сумку юного фенолога. На каждой сумке приклеена единая эмблема «Юный фенолог»

В зависимости от времени года некоторые станции добавляются, ( «Зеленая Аптека», «Огородик», «Дом феи воды»), а другие остаются стационарными, такие как «Метеостанция», «Березовая аллея», «Птичья столовая». Для обозначения новых станций, мы используем вывески, переносные макеты или атрибуты и перед началом движения заранее устанавливаем эти макеты.

Прогулки по образовательным терренкурам мы проводим во время утренней прогулки, в естественных природных условиях, на свежем воздухе. Во время движения по маршруту мы оговариваем с детьми правила безопасного движения.

В течении двух летнами был разработан план образовательных терренкуров, содержание которых зависит от выбранной тематики, времени года и погоды.

Для закрепления и уточнения знаний полученных в образовательном терренкуре, мы используем пособие -фенологический календарь

Фенологический календарь представляет собой куб, состоящий из разделов: «Погода», «Животные», «Покров земли», «Растительность» и «Народные приметы». Эмблемы разделов рисовали мы с детьми дети вместе. Например, после проведения образовательного события в разделе «Погода» детивспоминают состояние неба, наличие или отсутствие ветра, степень тепла или холода. В разделе «Животные» в объемный карман дети размещают картинки тех животных, о которых говорили и рядом прикрепляют картинки сезонных изменений в жизни животных. В разделе «Покров земли» помещаются картинки двух состояний земли в данное время года. В разделе «Растительность» картинкой отмечается внешний вид лиственного дерева. В разделе «Народные приметы» прикрепляются картинки народных примет времени года.

При работе с Фенологическим календаремрасширяется кругозор детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях окружающей среды, устанавливаются определенные закономерности в природе, зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.

Формирование фенологических представлений способствует развитие экологического сознания, уважения к природе и бережного отношения к окружающей среде, познавательной активности и познавательно-исследовательской деятельности детей повышает качество усвоения детьми полученных знаний и закрепления их в практической деятельности, развивая при этом детскую инициативу и любознательность.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год