Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование фенологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии образовательный терренкур
Занятия с детьми
Автор: Абальянова Елена Евгеньевна Углик Диана Андреевна   
17.02.2025 07:51

Формирование фенологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии образовательный терренкурФормирование фенологических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии образовательный терренкур

  • Абальянова Е.Е.
  • Углик Д.А.

Приоритетным направлением в работе каждого дошкольного учреждения согласно ФГОС ДО является организация детской активности и познавательно-исследовательской деятельности, развитие детской инициативы и любознательности.

И в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, сформированы требования к развивающей предметно-пространственной среде, делающие акцент на территории, прилегающей к образовательному учреждению. Мы знаем, что согласно этим требованиям развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности дошкольников, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 

Перед намистоят такие вопросы: Как обогатить нашу прогулку с помощью созданной развивающей среды? Как повысить познавательную активность детей, сформировать фенологические представления у детей, не перегружая их при этом? Как часть образовательной деятельности вынести на улицу?

Помогает решить все эти задачи технология, которая направленана формирование фенологических представлений, повышение уровня познавательной активности, воспитание любознательности и дает возможность в активной игровой форме знакомиться с основными закономерностями хода развитияприроды нашего региона.

Технология эта называется – образовательный терренкур.

Что же такое образовательный терренкур? Это специально организованный маршрут для детей по территории дошкольного учреждения с посещением, центров познавательно-исследовательской деятельности, прохождением экологических и оздоровительных троп, зоны игр на асфальте.

Технология помогает не только знакомиться с различными экосистемами, но и организовывать вместе с детьми различныенаблюдения, эксперименты, игры в непосредственном природном окружении с природными объектами в различные фенологические сезоны.

Фенологические представления – наблюдение и установление связей о сезонных изменениях в развитии растений и животных, сроках их наступления и продолжительности фаз развития, а также установлении взаимосвязи и зависимости от метеорологических условий и места наблюдения.

Педагогическая же значимость технологии «терренкур» заключается в том, что при грамотно организованном образовательном пространстве и методически обоснованном подборе материала, дети в игровой форме получают: фенологические представления, реалистические знания о природе; закрепляют определённые двигательные умения и навыки; проявляют творчество и фантазию; взаимодействуют с окружающим миром.

Каждая технология имеет структуру:

  • сбор и прохождение намеченного маршрута от точки до следующей точки маршрута
  • остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых
  • комплекс оздоровительных игр и физических упражнений
  • самостоятельная деятельность детей
  • сбор и возвращение в группу, подведение итогов

Следуя приоритетным направлениям стандарта ДО и требованиям к развивающей среде, в течение 2 лет, на территория нашего детского сада с помощью педагогов и родителей воспитанников были оформлены тематические станции «Березовая аллея», «Движляндия», «Зеленая аптека», «Птичья столовая», «,Экологическая тропа «Огородик», «Островокразмышлений», «Метеостанция». На каждой из станций с учетом тематики, мы организуем, познавательно исследовательскую деятельностьдетей, наблюдения, совместную игровую деятельность, двигательную активность.

На станции «Березовая Аллея» проводится наблюдение за берёзой. Рассматривается ветка, сравнивается с тем, как она выглядела в другое время года. Рассматриваются изменения покрова земли с наступлением другого времени года.

За объектами неживой природы наблюдения проводятся на Метеостанции. На ней же организуетсяэкспериментально-исследовательская деятельность с использованием оборудования метеостанции: термометра, осадкомера, ловец облаков, мерзлометра, ветряного рукава, флюгера, солнечных часов. Дети знакомятся с трудом метеорологов и его значимостью для горожан и сельских жителей, а также значением метеонаблюдений для охраны природы.

Зона метеоплощадки отгорожена невысоким заборчиком -это станция «Зеленая аптека» На ее территории произрастают различные травянистые растения: клевер белый, одуванчик лекарственный, подорожник. Эти растения не выкашиваются, чтобы можно было проводить наблюдения за их ростом, цветением, плодоношением. Следующая станция «Экологическая тропа», проходя по ней мы с детьми наблюдаем за деревьями в разные сезоны, которые нам посадили родители выпускников (ель, кедр, рябина).

На станции «Огородик» в летний период дети наблюдают и ухаживают за растениями, под руководством воспитателей проводят прополку, окучивание и выкапывание картофеля.

Где зимуют насекомые? — такой вопрос часто задают наши дошколята. И у нас появился «Домик для насекомых» на станции «Маленькие жители», где они могут перезимовать На станции проводятся наблюдения за насекомыми (муравьями, бабочками, гусеницами и др.). Рассматриваются части тела, как они двигаются. Определяются причины их появления, исчезновения в зависимости от времени года.

Станция «Островок размышлений» представляет собой место, где мы садимся напротив друг друга или садимся в круг и обсуждаем возникшую проблему или выслушиваем предложения по составлению дальнейшего маршрута, и на этой станции мы используем фенологический куб.

На Станции «Движляндия» мы на спортивной площадке организуем подвижные игры с детьми и физкультминутки. На этой станции мы развиваем двигательную активность детей, воспитываем дружеские отношения в игре.

Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одной станции к другой, мы решаем проблемные вопросы, дети проводят эксперименты, делятся впечатлениями, наблюдают изменения в природе по сезонно, собирают природный материал, изучают свойства растений, наблюдают за насекомыми и птицами, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные игры, игры на асфальте.

Чтобы вызвать у детей живой интерес, мы предлагаем им поучаствовать в составлении образовательного маршрута, выбрать станции, которые мы посетим на этой неделе, и предлагаем детям составить карту маршрута самостоятельно.

Для мотивации детей и удобного переноса материалов, которые необходимы в ходе образовательного терренкура, мы используем Сумку юного фенолога. На каждой сумке приклеена единая эмблема «Юный фенолог»

В зависимости от времени года некоторые станции добавляются, ( «Зеленая Аптека», «Огородик», «Дом феи воды»), а другие остаются стационарными, такие как «Метеостанция», «Березовая аллея», «Птичья столовая». Для обозначения новых станций, мы используем вывески, переносные макеты или атрибуты и перед началом движения заранее устанавливаем эти макеты.

Прогулки по образовательным терренкурам мы проводим во время утренней прогулки, в естественных природных условиях, на свежем воздухе. Во время движения по маршруту мы оговариваем с детьми правила безопасного движения.

В течении двух летнами был разработан план образовательных терренкуров, содержание которых зависит от выбранной тематики, времени года и погоды.

Для закрепления и уточнения знаний полученных в образовательном терренкуре, мы используем пособие -фенологический календарь

Фенологический календарь представляет собой куб, состоящий из разделов: «Погода», «Животные», «Покров земли», «Растительность» и «Народные приметы». Эмблемы разделов рисовали мы с детьми дети вместе. Например, после проведения образовательного события в разделе «Погода» детивспоминают состояние неба, наличие или отсутствие ветра, степень тепла или холода. В разделе «Животные» в объемный карман дети размещают картинки тех животных, о которых говорили и рядом прикрепляют картинки сезонных изменений в жизни животных. В разделе «Покров земли» помещаются картинки двух состояний земли в данное время года. В разделе «Растительность» картинкой отмечается внешний вид лиственного дерева. В разделе «Народные приметы» прикрепляются картинки народных примет времени года.

При работе с Фенологическим календаремрасширяется кругозор детей, развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях окружающей среды, устанавливаются определенные закономерности в природе, зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.

Формирование фенологических представлений способствует развитие экологического сознания, уважения к природе и бережного отношения к окружающей среде, познавательной активности и познавательно-исследовательской деятельности детей повышает качество усвоения детьми полученных знаний и закрепления их в практической деятельности, развивая при этом детскую инициативу и любознательность.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 6 (368) выйдет
23 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год