Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сенсорная комната как средство работы с тревожными детьми
Занятия с детьми
Автор: Кожбакова Марина Анатольевна   
17.02.2025 22:26

Сенсорная комната как средство работы с тревожными детьмиСенсорная комната как средство работы с тревожными детьми

Каждому ребенку присущи определенные страхи. Однако, если их очень много, то можно говорить о проявлениях тревожности в характере ребенка.

Механизм тревожности заключается в том, что ребенок дошкольник находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

Критерии определения тревожности у ребенка

  1. Постоянное беспокойство.
  2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
  3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
  4. Раздражительность.
  5. Нарушения сна.

Скачать конспект

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

Если данные проявления оставить без внимания, то к подростковому возрасту тревожность станет сложившейся личностной чертой. Добиться высокой эффективности при решении вопроса по преодолению тревожности дошкольника позволяет использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты.

Из моего опыта, среда сенсорной комнаты является оптимальной для работы с тревожными детьми. Полифункциональное интерактивное оборудование позволяет ребенку чувствовать себя комфортно, способствует более быстрому решению имеющихся проблем. Ниже представлены способы применения некоторых видов оборудования сенсорной комнаты при работе с тревожными детьми.

Фиброптические волокна (или сухой душ) -приятно брать в руки, они завораживают переливанием цвета, своей красотой, легкостью в прикосновении к ним, их можно сгибать, перебирать, выполнять различные действия руками, а отражение этих волокон в зеркале, доставляет огромное удовольствие от визуальных образов, создаваемых этим отражением. Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Сухой душ рекомендуется использовать как «уголок уединения».

Работая с тревожными детьми, я использую сухой душ следующим образом:

«Наедине с собой». Иногда тревожному, неуверенному ребенку сложно рассказать что-либо о себе окружающим. Спрятавшись за лентами сухого душа, он как бы разговаривает сам с собой. При этом чувствует себя более комфортно.

«Секрет». Спрятавшись за лентами душа, ребёнок говорит: «Я хочу рассказать о том…». ( «Я хочу признаться…», «Меня давно мучает …», «Я никогда никому не скажу, что…»).

«Душ превращений». Помогает неуверенным в себе, тревожным детям войти в нужный образ. Например: «Встань под душ, закрой глаза. Сейчас на тебя упадёт невидимая волшебная пыль, и ты превратишься в сильного, могучего, уверенного в себе льва… Итак, ты – царь зверей! Выйди! Покажи, какой ты!».

Упражнения и занятия с нитями:

  • способствуют эмоциональному расслаблению;
  • развивают воображение, познавательные процессы;
  • формирую представление о цвете;
  • способствуют развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации;

Воздушно-пузырьковая колонна – основной и неотъемлемый элемент темной сенсорной комнаты. Поток пузырьков, рыбок под давлением поднимается вверх по прозрачной пластиковой трубке, наполненной водой.

В сенсорной комнате используется для:

  • развития зрительного восприятия,
  • формирования фиксации взора,
  • концентрации внимания,
  • эмоционального расслабления;
  • вибрация колонны способствует развитию тактильных ощущений.

Сухой бассейн. Бассейн, с мягкими стенками, наполнен пластмассовыми шариками. Я использую как для релаксации, так и для активных игр. В бассейне можно двигаться, менять положение – это развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Перемещения и игры в сухом бассейне эмоционально окрашены; ребёнок сначала тратит энергию, а затем, откинувшись на спину, может расслабиться, успокоиться.

Тревожные, недостаточно уверенные в себе дети часто бывают скованы, зажаты. Шарики создают массажный эффект, помогают снять зажимы.

Рекомендую следующие упражнения для индивидуальной работы с тревожными детьми:

«Погружения». Постепенное погружение (лёжа на спине, на животе): правая рука, левая рука, «плескание в воде» обеими руками; ноги, полное погружение, кроме головы. Ныряние и т.п.

«Найди». В бассейне прячется несколько предметов, их нужно найти. Можно выполнять упражнение на время, стараясь каждый раз улучшить результат. Можно зарывать предметы, вызывающие у данного ребёнка ассоциации с тревожными для него ситуациями. Найти «золотую рыбку» и загадать заветное желание. Далее идёт работа с проблемой (вербализация содержания тревожности, возможных причин, проработка страхов через метафору, составление сказок, страшилок с благополучным окончанием, выполнение рисунков и т.п.).

«Сундук с сокровищами». В качестве сокровищ выступают личностные качества. Они написаны на бумаге и приклеены скотчем к некоторым шарикам. Ребёнок погружается в бассейн. Применяется несколько вариантов данного упражнения. 1 вариант: на шариках написаны только положительные качества, характерные для уверенного в себе человека, с высокой адекватной самооценкой. Ребёнок находит шарик я зачитываю: «Ты – сильный.. смелый, умный, красивый и т.д». 2 вариант: написаны различные качества. Ребёнок, находя шарик с надписью, должен сказать, подходит данное качество для уверенного в себе человека или нет. Если подходит, то можно сказать: «Я беру это качество себе».

Стол с песком, световой. Песочная терапия является способом самовыражения ребёнка, позволяет ему во время игры рассказать о своих проблемах, подсознательных страхах и избавиться от них, а также снять эмоциональное напряжение. Упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Панно бесконечность. В выключенном состоянии представляет зеркало. После включения загораются лампочки и появляется оптический эффект светящегося тоннеля, уходящего в бесконечность. В работе с тревожными детьми использую данный прибор для минимизации их проблемы. Глядя в бесконечность, мы проговариваем тревожащую ситуацию, старясь представить, что она вначале заполняет всё пространство данного туннеля, затем постепенно уменьшаем её масштаб, включая всё новые и новые персонажи и объекты, так, чтобы проблема превратилась в пылинку и затерялась в «бесконечности».

«Окно в другое измерение». Вначале ребёнок садится напротив панно и вглядывается в бесконечность. Читаю релаксационный текст, вводящий в ситуацию. Затем даётся задание: представить себя каким-либо героем, рассказать историю этого героя. Можно дать задание: представить себя через год и рассказать о том, каким ты стал или каким хочешь быть, чего добиться, обсудить возможные причины данного положения и.т. д.

«Бездонный колодец» Задание: всмотрись в бездонный колодец, что ты там видишь, кого видишь? Далее идёт работа с полученной информацией.

Панно «Звездное небо» с мерцающими звездами и планетами на фоне темного неба, является необходимым компонентом сенсорной комнаты. Занятия с этим панно способствуют развитию зрительных ощущений, концентрации внимания, снятию напряжения. Панно обладает эффективным расслабляющим воздействием, его можно использовать и как компонент сказкотерапии.

Работа с детьми по снятию тревожности, повышению уверенности в себе методом релаксации с использованием оборудования сенсорной комнаты дает следующий результат: приобретение детьми навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе, снятие эмоциональной напряженности и утомляемости, вызванных нагрузками. Во время работы я убедилась: сенсорная комната оказывает положительное воздействие на психофизиологическое и эмоциональное здоровье ребенка дошкольника, а это значит, что сенсорные комнаты целесообразно использовать в образовательных учреждениях как здоровьесберегающую технологию.

Литература:

Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие/ Под ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С.Галлямовой. -СПб.: ХОКА, 2007. – Ч.1: Тёмная сенсорная комната. — 416 с.

Бадьина Н.П. Технология создания психологически комфортных условий в образовательном учреждении: Методические рекомендации для педагогов-психологов. — Курган, 2008. — 135 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 6 (368) выйдет
23 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год