Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Занятия с детьми
Автор: Горбачева Анна Павловна   
18.02.2025 08:37

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Горбачева Анна Павловна, воспитатель ГБОУ Школа № 1566 ДО 8 «Пчёлка»

Аннотация. В статье анализируется значение игровой деятельности в дошкольном возрасте как ведущей формы активности, способствующей всестороннему развитию личности ребенка. Рассмотрены различные виды игр, особенности их организации в ДОУ, а также роль воспитателя в создании благоприятной игровой среды и стимулировании детской инициативы.

Ключевые слова: игровая деятельность, дошкольное образование, виды игр, роль воспитателя, развивающая среда, инициатива, творчество, социальное развитие, дошкольники.

 

Игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, оказывает определяющее влияние на формирование личности ребенка, его социальное, познавательное, эмоциональное и физическое развитие. Организация игровой деятельности в ДОУ – это не просто предоставление детям возможности развлечься, а целенаправленный педагогический процесс, направленный на достижение конкретных образовательных целей и задач. Важно понимать, что игра – это не только средство обучения, но и способ самовыражения, исследования мира и построения социальных отношений.

Многообразие видов игр, используемых в ДОУ, позволяет воспитателю комплексно воздействовать на различные аспекты развития ребенка. Сюжетно-ролевые игры, например, способствуют развитию воображения, творческого мышления, коммуникативных навыков и умения взаимодействовать в коллективе. В сюжетно-ролевых играх дети примеряют на себя различные социальные роли, имитируют действия взрослых, воспроизводят реальные жизненные ситуации, что позволяет им лучше понять окружающий мир и усвоить социальные нормы и правила поведения.

Например, можно предложить детям поиграть в «Больницу», где один ребенок будет врачом, другой – медсестрой, а остальные – пациентами. В процессе игры дети будут учиться оказывать первую помощь, проявлять заботу о больных, соблюдать правила поведения в медицинском учреждении. Другой пример – сюжетно-ролевая игра «Семья», где дети будут играть роль родителей, детей, бабушек и дедушек, воспроизводя различные ситуации из семейной жизни, такие как приготовление еды, уход за детьми, празднование дня рождения и т.д.

Дидактические игры, в свою очередь, направлены на формирование конкретных знаний, умений и навыков, развитие познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление и воображение. Дидактические игры могут быть разнообразными по содержанию и форме, например, игры на сенсорное развитие, игры на развитие математических представлений, игры на развитие речи и т.д.

Например, можно использовать дидактическую игру «Что лишнее?», где детям предлагается рассмотреть группу предметов и определить, какой предмет является лишним по какому-либо признаку. Такая игра развивает логическое мышление, умение анализировать и сравнивать предметы. Другой пример – дидактическая игра «Собери картинку», где детям предлагается собрать из отдельных частей целую картинку. Такая игра развивает внимание, память, воображение и конструктивные навыки.

Подвижные игры способствуют развитию физических качеств, таких как ловкость, быстрота, сила и выносливость, а также формируют навыки координации движений и умения ориентироваться в пространстве. Подвижные игры могут быть как индивидуальными, так и коллективными, с правилами и без правил. Важно, чтобы подвижные игры были безопасными и соответствовали возрасту и физическим возможностям детей.

Например, можно предложить детям поиграть в игру «Догонялки», где один ребенок будет догонять остальных. Такая игра развивает быстроту, ловкость и умение ориентироваться в пространстве. Другой пример – игра «Прятки», где дети будут прятаться, а один ребенок будет их искать. Такая игра развивает внимание, наблюдательность и умение ориентироваться в пространстве.

Особая роль в организации игровой деятельности принадлежит воспитателю. Воспитатель должен выступать не только как организатор и руководитель игр, но и как партнер и участник игрового процесса, создавая благоприятную игровую среду и стимулируя детскую инициативу и творчество. Важно, чтобы воспитатель умел наблюдать за детьми в процессе игры, анализировать их действия и оказывать им необходимую помощь и поддержку.

Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей игровой деятельности, является важным условием успешной организации игровой деятельности в ДОУ. Развивающая среда должна быть безопасной, комфортной, разнообразной, трансформируемой и соответствовать возрасту и интересам детей. В группе должны быть созданы игровые уголки, оснащенные необходимым оборудованием, игрушками и материалами, которые позволяют детям реализовать свои игровые замыслы.

Например, в группе можно создать уголок «Кухня», оснащенный детской плитой, посудой, продуктами и другими атрибутами, которые позволят детям играть в сюжетно-ролевую игру «Семья». Также можно создать уголок «Магазин», оснащенный кассовым аппаратом, весами, продуктами и другими атрибутами, которые позволят детям играть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Важно, чтобы дети имели свободный доступ к игровым материалам и могли самостоятельно выбирать, во что им играть.

Стимулирование детской инициативы и творчества – еще один важный аспект организации игровой деятельности в ДОУ. Воспитатель должен поощрять детей к самостоятельному выбору игр, придумыванию новых сюжетов и правил, созданию собственных игровых материалов и атрибутов. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными и уверенными в своих силах, могли реализовать свои творческие замыслы и получить удовольствие от игрового процесса.

В заключение, организация игровой деятельности в ДОУ – это сложный и многогранный процесс, требующий от воспитателя высокого профессионализма, творческого подхода и глубокого понимания закономерностей развития детей дошкольного возраста. Только при условии правильной организации игровой деятельности можно обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, формирование его познавательных, социальных, эмоциональных и физических качеств, а также подготовить его к успешному обучению в школе.

Список литературы

  1. Константинова Н. П.Технологии менеджмента стимулирования социализации детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-1. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/tehnologii-menedzhmenta-stimulirovaniya-sotsializatsii-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-syuzhetno-rolevyh-igr
  2. Шепилова Н. А. Моделирование непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических игр в дошкольной образовательной организации // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. №1. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/modelirovanie-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-s-ispolzovaniem-didakticheskih-igr-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy
  3. Юрьева Л. А. Игра как средство общения дошкольников / Л. А. Юрьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 461-463. — URL: https: //moluch. ru/archive/69/11892/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 6 (368) выйдет
23 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год