Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Занятия с детьми
Автор: Горбачева Анна Павловна   
18.02.2025 08:37

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ

Горбачева Анна Павловна, воспитатель ГБОУ Школа № 1566 ДО 8 «Пчёлка»

Аннотация. В статье анализируется значение игровой деятельности в дошкольном возрасте как ведущей формы активности, способствующей всестороннему развитию личности ребенка. Рассмотрены различные виды игр, особенности их организации в ДОУ, а также роль воспитателя в создании благоприятной игровой среды и стимулировании детской инициативы.

Ключевые слова: игровая деятельность, дошкольное образование, виды игр, роль воспитателя, развивающая среда, инициатива, творчество, социальное развитие, дошкольники.

 

Игра, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, оказывает определяющее влияние на формирование личности ребенка, его социальное, познавательное, эмоциональное и физическое развитие. Организация игровой деятельности в ДОУ – это не просто предоставление детям возможности развлечься, а целенаправленный педагогический процесс, направленный на достижение конкретных образовательных целей и задач. Важно понимать, что игра – это не только средство обучения, но и способ самовыражения, исследования мира и построения социальных отношений.

Многообразие видов игр, используемых в ДОУ, позволяет воспитателю комплексно воздействовать на различные аспекты развития ребенка. Сюжетно-ролевые игры, например, способствуют развитию воображения, творческого мышления, коммуникативных навыков и умения взаимодействовать в коллективе. В сюжетно-ролевых играх дети примеряют на себя различные социальные роли, имитируют действия взрослых, воспроизводят реальные жизненные ситуации, что позволяет им лучше понять окружающий мир и усвоить социальные нормы и правила поведения.

Например, можно предложить детям поиграть в «Больницу», где один ребенок будет врачом, другой – медсестрой, а остальные – пациентами. В процессе игры дети будут учиться оказывать первую помощь, проявлять заботу о больных, соблюдать правила поведения в медицинском учреждении. Другой пример – сюжетно-ролевая игра «Семья», где дети будут играть роль родителей, детей, бабушек и дедушек, воспроизводя различные ситуации из семейной жизни, такие как приготовление еды, уход за детьми, празднование дня рождения и т.д.

Дидактические игры, в свою очередь, направлены на формирование конкретных знаний, умений и навыков, развитие познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление и воображение. Дидактические игры могут быть разнообразными по содержанию и форме, например, игры на сенсорное развитие, игры на развитие математических представлений, игры на развитие речи и т.д.

Например, можно использовать дидактическую игру «Что лишнее?», где детям предлагается рассмотреть группу предметов и определить, какой предмет является лишним по какому-либо признаку. Такая игра развивает логическое мышление, умение анализировать и сравнивать предметы. Другой пример – дидактическая игра «Собери картинку», где детям предлагается собрать из отдельных частей целую картинку. Такая игра развивает внимание, память, воображение и конструктивные навыки.

Подвижные игры способствуют развитию физических качеств, таких как ловкость, быстрота, сила и выносливость, а также формируют навыки координации движений и умения ориентироваться в пространстве. Подвижные игры могут быть как индивидуальными, так и коллективными, с правилами и без правил. Важно, чтобы подвижные игры были безопасными и соответствовали возрасту и физическим возможностям детей.

Например, можно предложить детям поиграть в игру «Догонялки», где один ребенок будет догонять остальных. Такая игра развивает быстроту, ловкость и умение ориентироваться в пространстве. Другой пример – игра «Прятки», где дети будут прятаться, а один ребенок будет их искать. Такая игра развивает внимание, наблюдательность и умение ориентироваться в пространстве.

Особая роль в организации игровой деятельности принадлежит воспитателю. Воспитатель должен выступать не только как организатор и руководитель игр, но и как партнер и участник игрового процесса, создавая благоприятную игровую среду и стимулируя детскую инициативу и творчество. Важно, чтобы воспитатель умел наблюдать за детьми в процессе игры, анализировать их действия и оказывать им необходимую помощь и поддержку.

Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей игровой деятельности, является важным условием успешной организации игровой деятельности в ДОУ. Развивающая среда должна быть безопасной, комфортной, разнообразной, трансформируемой и соответствовать возрасту и интересам детей. В группе должны быть созданы игровые уголки, оснащенные необходимым оборудованием, игрушками и материалами, которые позволяют детям реализовать свои игровые замыслы.

Например, в группе можно создать уголок «Кухня», оснащенный детской плитой, посудой, продуктами и другими атрибутами, которые позволят детям играть в сюжетно-ролевую игру «Семья». Также можно создать уголок «Магазин», оснащенный кассовым аппаратом, весами, продуктами и другими атрибутами, которые позволят детям играть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Важно, чтобы дети имели свободный доступ к игровым материалам и могли самостоятельно выбирать, во что им играть.

Стимулирование детской инициативы и творчества – еще один важный аспект организации игровой деятельности в ДОУ. Воспитатель должен поощрять детей к самостоятельному выбору игр, придумыванию новых сюжетов и правил, созданию собственных игровых материалов и атрибутов. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными и уверенными в своих силах, могли реализовать свои творческие замыслы и получить удовольствие от игрового процесса.

В заключение, организация игровой деятельности в ДОУ – это сложный и многогранный процесс, требующий от воспитателя высокого профессионализма, творческого подхода и глубокого понимания закономерностей развития детей дошкольного возраста. Только при условии правильной организации игровой деятельности можно обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, формирование его познавательных, социальных, эмоциональных и физических качеств, а также подготовить его к успешному обучению в школе.

Список литературы

  1. Константинова Н. П.Технологии менеджмента стимулирования социализации детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-1. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/tehnologii-menedzhmenta-stimulirovaniya-sotsializatsii-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-syuzhetno-rolevyh-igr
  2. Шепилова Н. А. Моделирование непосредственно образовательной деятельности с использованием дидактических игр в дошкольной образовательной организации // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. №1. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/modelirovanie-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-s-ispolzovaniem-didakticheskih-igr-v-doshkolnoy-obrazovatelnoy
  3. Юрьева Л. А. Игра как средство общения дошкольников / Л. А. Юрьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 461-463. — URL: https: //moluch. ru/archive/69/11892/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год