Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Развитие межполушарного взаимодействия у детей
Занятия с детьми
Автор: Перенесеева Виктория Павловна   
01.10.2025 16:56

Развитие межполушарного взаимодействия у детейРазвитие межполушарного взаимодействия у детей

Специалисты в области нейропсихологии говорят, что у детей должны быть развиты оба полушария мозга.

При недостаточном взаимодействии правого и левого полушарий мозга у ребенка могут возникать трудности в обучении письму и чтению, а также двигательная заторможенность.

Авторы Хламова Н. А., Тарунина Р. Р., Снаткина Н. Ю., Новикова Н. А считают, что «Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта».

Современные методики в образовании и воспитании не стоят на месте. С их помощью можно отлично развить мозг, улучшить межполушарные связи. Результатом будет — отличная успеваемость в школе и освоение обучающих программ любой сложности.

По мнению Сиротюк Аллы Леонидовны — российского психолога, педагога, учёного, доктора психологических наук, профессора кафедры дошкольной педагогики и психологии Тверского государственного университета «Межполушарные связи — это особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно работающую систему».

Авторы Хламова Н. А., Тарунина Р. Р., Снаткина Н. Ю., Новикова Н. А.. выделяют признаки недостаточности развития межполушарных связей у детей.

Данные связи формируются у ребёнка до 12–15 лет, причём поэтапно. Очень важным для генерации специалисты считают период от 2 до 8 лет. В это время у ребёнка формируется кинетическое, звуковое и зрительное смыслоразличение.

Если у ребёнка присутствуют следующие симптомы, следует задуматься о возможном нарушении межполушарного взаимодейтсвия:

  • агрессия;
  • плохое запоминание;
  • непонятная и сбивчивая речь;
  • зеркальное написание букв и цифр;
  • сложности в описании действия, изображённого на рисунке.

Поэтому важно развивать межполушарные связи.

 

Для развития используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий. Это называется мозговой гимнастикой, достаточно нескольких минут занятий в день. Они очень полезны для детей.

На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют:

  • пальчиковая гимнастика;
  • кинезиологические упражнения;
  • самомассаж;
  • дыхательные упражнения;
  • дидактические задания;
  • творчество;
  • прослушивание классических музыкальных композиций;
  • логоритмика.

Важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому.

Существует большое количество развивающих игр для улучшения связи между полушариями у детей. Начинать их можно уже с 2 лет. Помимо основного предназначения, они формируют зрительно-моторную координацию.

Вот пример игры на координацию:

Игры, требующие сочетания движений руками и ногами, помогают активировать оба полушария. Например, "Танцы с руками" — ребёнок выполняет движения руками и ногами под музыку.

Развивающие занятия: Использование мозайки, строительных конструкторов и других пособий, требующих мелкой моторики, помогает развить взаимодействие между полушариями.

Творческие занятия: Рисование, лепка и другие виды творчества стимулируют правое полушарие, но также требуют логического мышления, что активирует левое полушарие.

Сенсорные игры:

«Игры с текстурами»

  • Подготовьте различные материалы с разными текстурами (гладкие, шершавые, мягкие, жёсткие). Дайте ребёнку потрогать и описать каждую текстуру. Попросите его закрыть глаза и угадать текстуру на ощупь.

Игра «Угадай запах.»

  • Делайте мини -эксперименты с различными ароматами. Возьмите небольшие контейнеры или баночки и наполните их различными запахами: кофе, цитрусовые корки, травы. Дайте ребёнку понюхать каждую баночку и попытайтесь угадать, что это за запах. Обсуждайте, с чем ассоциируются эти запахи (например, «Кофе это утренний напиток»).

Игры с различными текстурами и запахами развивают сенсорное восприятие и помогают интегрировать информацию, обрабатываемую обоими полушариями.

Таким образом для полноценного развития межполушарного взаимодействия у детей воспитатели и родители должны создавать благоприятные условия, обеспечивая пространственное разнообразие и доступ к различным развивающим игрушкам. Важно активно вовлекать детей в новые игры и занятия, которые способствуют развитию как когнитивных, так и двигательных навыков. Эмоциональная поддержка и тесное взаимодействие с детьми играют ключевую роль в формировании социального интеллекта и укреплении связей между полушариями мозга. Таким образом, целенаправленная организация развивающей среды способствует формированию прочного фундамента для дальнейшего обучения и гармоничного роста ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 37 (399) выйдет
11 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год