| Нейроигры как инновационный метод в работе воспитателя с детьми компенсирующей группы ЗПР дошкольного возраста |
| Занятия с детьми | |||
| Автор: Булатова Ирина Александровна | |||
| 23.10.2025 19:50 | |||
|
Воспитатель группы компенсирующей направленности для детей ЗПР Булатова Ирина Александровна МАДОУ «ДС №422 г.Челябинск» «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И.П. Павлов На сегодняшний день воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка остаётся наиболее актуальной проблемой. По результатам ежегодного мониторинга, можно отметить увеличение в группах детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, а также гиперактивных, невнимательных, не умеющих концентрировать внимание, имеющих проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, памятью. Таким детям очень сложно осознать и выполнить сложные инструкции педагога, так как внимание рассеивается, и они улавливают только часть полученной информации. Отсюда следует проблемы в обучении.
Преодоление различных отклонений в развитии у детей с речевыми нарушениями и детьми с задержкой психического развития, успешное формирование их готовности к школьному обучению, адаптация и социализация в обществе. Поэтому я, работающая с такими детьми, включила в свою работу эффективные приёмы и методы, которые помогут ребёнку контролировать свою двигательную активность и развивать внимание. В своей работе я применяю нейропсихологические игры и упражнения, которые позволяют непринужденно, в игровой форме, эмоционально окрашено, учить ребёнка чувствовать пространство, своё тело, развивать зрительно- моторную координацию, формировать взаимодействие ног и рук, совершенствовать своё зрительное и слуховое внимание, а также учиться последовательно выполнять поставленную инструкцию педагогом. Нейроигры представляют собой комплекс упражнений, который ориентирован на повышение взаимодействия полушарий головного мозга. Эти игры могут быть полезны как для детей так и для взрослых. Во время игр дети учатся общаться друг с другом, развивают своё внимание, ловкость. Данные игровые упражнения помогают синхронизации работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности. Как известно, человеческий мозг состоит из правого и левого полушарий и каждое полушарие постигает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом. Оно создаёт конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации и получает информацию от органов чувств, запоминает её. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи. Кроме этого, левое полушарие отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели, является центром критической оценки, нашим внутренним «сторожем». Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученного опыта и информации, становится выразителем нашего Я. Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания. Всё это натолкнуло меня на работу по систематическому развитию межполушарного взаимодействия у детей. Межполушарное взаимодействие- это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. При несформированности межполушарного взаимодействия происходит неправильная обработка информации и у ребёнка возникают сложности в обучении: инфантильность, отсутствие познавательной мотивации, задержка умственного развития, поведенческие нарушения, моторная неловкость, логопедические отклонения (речевые нарушения, зеркальное написание букв и цифр). Формируя межполушарные связи нейроиграми и упражнениями, под влиянием двигательных импульсов от пальцев, у ребёнка включается механизм «единства мысли и движения». У дошкольников улучшается произвольность внимания, самоконтроль, мелкая моторика и координация обеих рук. Игры выборочно можно использовать во время занятий, прогулок, в свободной деятельности детей как средство переключения внимания, активизации деятельности. Они довольно легки в выполнении. Возможно применять элементы игр и упражнений, как настройку на любой вид деятельности, усвоение информации и устранение психоэмоциональных стрессов или просто как развлечение. Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Существует много нейроигр и упражнений, я поделюсь опытом применения в своей группе: Игры «Кулак Ребро Ладонь» «Заяц-Кольцо-Коза» Целью этого упражнения является: развитие мелкой моторики рук ребёнка, развитие мышления, внимания, улучшение координации движений, развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля. Ребёнку нужно запомнить 3 положения: кулак, ребро, ладонь. Сначала упражнение выполняется одной рукой, как левой, так и правой поочерёдно, затем можно усложнять выполнение заданий, включая согласованную работу обеих рук одновременно. Такие упражнения улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. Пальчиковая гимнастика «Сомни листок» Правила: Дать ребёнку в каждую руку по листочку бумаги и одновременно двумя руками сомнут оба листа, стараясь поместить его полностью в кулак. После того, как лист спрятан в кулаке, необходимо его расправить, одновременно работая каждой рукой. Игры за столом «Круги и ладошки» (синхронное рисование двумя руками для интеллектуального развития) Синхронное пальчиковое рисование, это одновременные движения обеих рук, активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Итог: следует отметить, что регулярное использование нейроигр и упражнений, оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшения состояния психического, физического и эмоционального здоровья.
|



Нейроигры как инновационный метод в работе воспитателя с детьми компенсирующей группы ЗПР дошкольного возраста








