Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Проект для детей старшей группы (5-6 лет) «Финансовая грамотность»
Занятия с детьми
Автор: Балалаева Елена Николаевна Рахманова Яна Сергеевна   
24.10.2025 17:27

Проект для детей старшей группы (5-6 лет) «Финансовая грамотность»Проект для детей старшей группы (5-6 лет) «Финансовая грамотность»

Актуальность

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и т.д. Дети стараются подражать своим родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны понять, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому, родители и мы педагоги, должны сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Скачать конспект

Цель проекта: расширять экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь детям дошкольного возраста осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.

Задачи проекта:

  • формировать основы финансовой грамотности у дошкольников
  • развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности
  • содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Формы работы:

  • деловые и сюжетно-ролевые игры
  • тематические занятия
  • беседы
  • экскурсии
  • ИКТ презентации
  • просмотр мультфильмов
  • обсуждение пословиц
  • коллекционирование
  • чтение художественной литературы
  • игровые ситуации
  • решение проблемных ситуаций
  • продуктивная деятельность.

Предварительная работа:

  • прослушивание звукозаписей детских сказок, загадывание загадок
  • рассматривание иллюстраций, рисунков, книг
  • решение ситуативных задач по финансовой грамотности
  • просмотр видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»
  • чтение художественной литературы: Кнышова Л.В., Меньшикова О.И.

Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом;

-обсуждение пословиц и поговорок о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.

Материально-техническое обеспечение:

  • методический и демонстрационный материал по теме «Основы финансовой культуры»
  • компьютер, проектор, теле/видео аппаратура
  • презентации
  • обучающие мультсериалы ( «Уроки тетушки Совы. Азбука денег», «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»)
  • книги (Н. Носов «Незнайка на Луне», ДжанниРодари «Приключения Чиполлино», А.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Г.Х. Андерсон «Новое платье короля»).

Предполагаемые результаты проекта

По завершению проектных мероприятий дети могут:

  • ­ активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • ­ дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
  • ­ родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
  • ­ дошкольное учебное заведение будет иметь обобщенный опыт по данной проблемы; ­ педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.

Итоговый продукт:

Создание лэпбука «Финансовая грамотность», выставка поделок, выставка детских работ.

I этап – подготовительный

Сентябрь

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту
  • подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме проекта.
  • Создание разнообразных картотек по финансовой грамотности
  • Изготовление российских денежных купюр для сюжетно – ролевой игры «Магазин».

Диагностика уровня финансовой грамотности детей и родителей.

II этап – основной (реализация проекта)

Сентябрь — май

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, инсценирование, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

  • Сюжетно-ролевая игра «Кафе»; «Семья», «Магазин», «Банк», «Супермаркет», «Рынок».

III этап – заключительный

Май

  • Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей лэпбук «Финансовая грамотность»
  • Игротека «Финансовая грамотность дошкольников»
  • Альбом «Деньги разных стран»
  • Выставка детских работ по теме проекта, подготовка благодарностей за поделки семьям.

План проекта

Месяц

Неделя

Мероприятия

Ответственные

 

1

Занятие на тему «Что такое деньги»; «История возникновения денег»

Воспитатели старшей группы

Сен т я б р ь

2

 

Просмотр видеофильма «Деньги разных стран»

 

3

 

«Нарисуй свою купюру»

 

4

 

         Сюжетно-ролевая

«Сбербанк»

игра

Работа родителями

с

Беседа с родителями о реализации проекта по финансовой грамотности. Тестирование

 

О к т я б р ь

1

 

Беседа «Бюджет семьи»

Воспитатели старшей группы

2

 

Дидактическая игра «Какие бывают доходы»

3

 

Сюжетно - ролевая игра «Семья. Кто и где зарабатывает деньги?»

4

 

Раскраски по теме «Доход не живет без хлопот» с обсуждением и пояснением пословицы. Экскурсия в магазин.

Работа родителями

с

Создание поделки на тему «Копилка» Изготовление атрибутов для

«Парикмахерская», «Больница».

         игр   

Н о я б р ь

1

 

         Игра - беседа на тему:

«Что такое экономика»

«Семейная экономика»

Воспитатели старшей группы

2

 

Чтение пословиц и поговорок на тему: «Финансовая наука».

3

 

Просмотр презентации: «Люди каких профессий трудятся в нашем городе

4

 

Аппликация «Друзья кота Белобока»

Работа родителями

с

Экскурсия в сберегательный банк.

 

   Д       е к а брь

1

 

Беседа «Для чего нужен магазин?»

Воспитатели старшей группы

2

 

Сюжетно-ролевые        игры

«Магазин», «Рынок», «Супермаркет» .

3

 

Игра «Разложи товар»

4

 

Проблемная ситуация «Кто, где работает?»

Работа родителями

с

Консультация – «Экономическое развитие дошкольника»

Я н в а р ь

1

 

Конструирование(лего) «Зоопарк нашей мечты»

Воспитатели старшей группы

2

 

.Беседа. «Понятие об экономике. Как жили первобытные люди и каковы их потребности»     

3

 

Путешествие в мир экономики со сказочными героями.   «Телефон»

К. И. Чуковский

Работа родителями

с

Папка – передвижка – «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности»

Познавательные маршруты – предлагаю родителям побеседовать с детьми о своей работе, о доходах и расходах семьи.

Ф е в р а л ь

1

 

Практическое упражнение «Собираемся путешествовать»

Воспитатели старшей группы

2

 

         Дидактическая    игра «Наши

потребности»

3

 

Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке».

4

 

Дидактическая игра «Что важнее?»

Работа родителями

с

Буклет «Бережное и разумное отношение к деньгам - это то, что дети возьмут в первую очередь у родителей».

М а р т

1

 

Беседа «Мир современных профессий»

Воспитатели старшей группы

2

 

«Кто работает в банке?» Создание проблемной ситуации в результате просмотра видеоролика.

3

 

Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк»

4

 

Игра «Школа банкиров». Экскурсия в банк

Работа родителями

с

Практические      советы        родителям по          экономическому воспитанию ребенка.

А п р е л ь

1

 

Беседа «Какой товар лучше?»

Воспитатели старшей группы

2

 

Сюжетно-ролевая        игра «Магазин игрушек»

3

 

Дидактическая игра «Что быстрее купят?». Рассматривание и обсуждение рекламных баннеров на улице.

4

 

Показ сказки К.И Чуковского:

«Федорино горе»

Проблемная ситуация: « О чем говорят вещи?»

Работа родителями

с

Изготовление игр к лэпбуку.

Папка-передвижка «Дети и деньги»

М а й

1

 

Игра – занятие «Мир рекламы»

Создание рекламного альбома из газетных, журнальных вырезок.

Воспитатели старшей группы

2

 

Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара».

«В мире рекламы» (рисование детьми)

3

 

«Рекламное агентство»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.

4

 

Игра-занятие «Ярмарка»

Работа родителями

с

Подведение итогов совместно с родителями на родительском собрании.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 40 (402) выйдет
29 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год