Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Внедрение здоровьесберегающих технологий как один из способов модернизации физкультурно-оздоровительной работы»
Здоровье
Автор: Двинских Елена Александровна   
11.02.2018 02:09

«Внедрение здоровьесберегающих технологий как один из способов модернизации физкультурно-оздоровительной работы»«Внедрение здоровьесберегающих технологий как один из способов модернизации физкультурно-оздоровительной работы»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу предоставить вашему вниманию опыт своей работы по теме «Внедрение здоровьесберегающих технологий как один из способов модернизации физкультурно-оздоровительной работы».

Во все времена проблема охраны жизни и укрепления здоровья детей была и остается приоритетной в деятельности дошкольного учреждения, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества. Отрадно заметить, что в настоящее время система образования повернулась лицом к проблеме сохранения, укрепления и формирования здоровья подрастающего поколения. Так, современный воспитательно-образовательный процесс, в том числе новые Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают не просто формирование у дошкольников определённых знаний, умений и навыков, а воспитание здоровой личности. В нём сформулирован перечень задач государственной политики в сфере образования, на решение которых направлена реализация данного педагогического опыта. Охрана здоровья обучающихся в образовательной организации входит в число приоритетов действующего Закона “Об образовании”. В связи с данной тенденцией возрастает значимость физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Именно поэтому «повышение индекса здоровья воспитанников путём комплексного подхода к осуществлению оздоровительной работы и взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников» — становится годовой задачей нашего ДОУ и задачей программы развития.

 

Скачать конспект

Здоровье воспитанников является важным показателем результатов работы. Мониторинг здоровья моей группы за 2016-2017 года показывает высокую заболеваемость. С переходом детей из группы раннего возраста в младшую группу положительная динамика в укреплении здоровья присутствует, но она недостаточна для того, чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения в группе.

Вышеизложенное натолкнуло меня на тему программы профессионального саморазвития.

В первую очередь были определены задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме, определить проблемы профессионального саморазвития
  • Разработать методические и дидактические материалы по теме, дидактические игры и пособия для детей
  • Апробировать методические материалы по выбранной теме в образовательном процессе
  • Представить материалы в процессе методической работы

Чего бы мне хотелось добиться в ходе реализации программы?

  • Снижение пропусков по болезни на одного ребёнка на 15 %
  • Доведение посещаемости детей до 73% (средний показатель по ГО г. Бор)
  • Повышение профессиональной компетентности, в том числе и родителей в вопросах здоровьесбережения, закаливания и физического здоровья воспитанников
  • Активное использование в оздоровлении детей различных здоровьесберегающих технологий
  • Повышение качества работы по формированию ЗОЖ дошкольников через активное взаимодействие педагогов и родителей

Основными направлениями реализации программы стали:

  • Самообразование по теме Взаимодействие с детьми, с коллегами и конечно же — родителями.

Изучив психолого-педагогическую литературу по теме я узнала, что здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников
  • Технологии обучения ЗОЖ
  • Технологии музыкального воздействия
  • Технология коррекции поведения

Особый интерес вызвала технология Лазарева. В данном курсе в качестве ведущего фактора развития и оздоровления ребёнка в условиях образовательного учреждения и семьи выступает музыка. Автор программы предлагает занимательный материал, который может использоваться на занятиях. Цель данной технологии – формирование у детей дошкольного возраста мотивации и навыков ЗОЖ.

А теперь – сама реализация программы.

Прежде чем начать работу по реализации программы с детьми, была проделана огромная работа с родителями. Больших усилий стоило приобщение их к внедрению ЗОЖ-технологий. На родительских собраниях посредством объяснений, приведения статистики из мониторинга по заболеваемости, показа ММ-презентаций, буклетов и памяток по ЗОЖ, дня открытых дверей по теме «Неделя здоровья», мастер-класса по закаливанию с участием родителей нам удалось убедить их в необходимости использования профилактических и закаливающих мероприятий в группе.

Сообща, по рекомендации мед. работника, было принято решение – о начале профилактических мероприятий в группе с использованием «Оксолиновой мази» и «Фиточаёв». Решение подкреплялось подписями законных представителей.

Оксолиновая мазь — популярное средство для профилактики различных инфекционных заболеваний. Особенно это важно в детском возрасте, когда малыш посещает детский коллектив или другие общественные места, а иммунитет еще полностью не сформирован. Данный препарат абсолютно безвреден, его разрешено применять даже детям грудного возраста для профилактики вирусных заболеваний при посещении общественных мест или при контакте с зараженным человеком.

В группе организован фитобар, где дети получают фиточаи с учетом индивидуальной непереносимости. Для приготовления чаев и отваров используются мелиса, мята, зверобой и шиповник. В период подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом воспитанники получают витаминный чай. Преимущества фитотерапии в условиях инновационно-образовательного процесса предполагает: относительную безвредность, низкую токсичность, слабую способность вызывать побочные эффекты, большую доступность, простоту использования.

Кроме этого в группе применяем фитонциды (лук, чеснок)

Следующая ЗОЖ-технология, которую мы используем – это сказкотерапия. Сказка — это зеркало, которое отражает настоящий мир через призму личного восприятия. В ней может быть все, чего не может быть в жизни. Вспоминая старые образы и придумывая новые, дети расширяют свой образный репертуар, внутренний мир ребенка становится богаче. Так как чувства существуют положительные и отрицательные, то и образы у детей возникают и радостные, и пугающие. Одна из важнейших целей занятий — отрицательные образы преобразовать в положительные. Чтобы мир ребенка стал красивым и радостным. Спокойное состояние нервной системы дает ребенку здоровье.

Засыпание в нашей группе проходит под спокойную умиротворяющую классическую музыку, по звуки природы. С учетом температуры воздуха в группе и пожеланиями родителей мы практикуем дневной сон без маек, конечно – с учётом индивидуальных особенностей детей. (Дети, пришедшие с «больничного» освобождаются от выполнения ряда закаливающих процедур на некоторое время для восстановления иммунитетных свойств организма). Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов. Температурные условия нашего учреждения позволяют применять такой вид закаливания.

Наряду с утренней гимнастикой используем гимнастику пробуждения после дневного сна (иногда – под негромкую музыку). Это комплекс упражнений в кроватках в течение 5 минут, благодаря которому дети постепенно переходят ото сна к бодрствованию. При этом поднимается мышечный тонус и настроение детей.

В оздоровительные режимы группы входит спектр медико-восстановительных методик: дыхательная гимнастика (укрепляет и развивает грудную клетку); точечный массаж; мимические разминки; пальчиковая гимнастика (влияет на развитие мелкой моторики, стимулирует развитие речи, внимания, пространственного мышления, помогает развить быстроту реакции); упражнения и игры для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.

Я хотела бы остановиться подробнее на одном из видов закаливания – это ходьба по солевой дорожке. Процедура состоит в следующем: берутся три полотенца: первое полотенце опускается в солевой раствор (на 1 л воды 90 г соли) и затем расстилается на полу. Второе полотенце, намоченное в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первым. Третье полотенце остаётся сухим. Ребёнок встаёт ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, затем переходит на второе полотенце, стирает соль с подошвы ног, будто бы он пришёл с улицы, и вытирает ноги о половик, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо. Важным моментом при проведении закаливания на солевых дорожках является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используются массажеры для стоп, различные коврики и массажные дорожки, упражнения для стопы.

Обширное умывание служит не только оздоровлению детей, но и приучает их к ЗОЖ с применением гигиенических процедур. Температура воды от 30 до 18 градусов. Порядок снижения температуры – на 1 градус каждую неделю. В нашем учреждении установлены бойлеры, поэтому выставлять необходимую температуру не составляет труда.

Как было сказано, работа с родителями велась первоочерёдно ударными темпами. Мы проводили: консультации, беседы, рекомендации по поводу профилактики болезней, пользе дополнительных прогулок и занятий в спортивных секциях, по поводу соблюдения личной гигиены; отвечали на все эти вопросы на родительских собраниях; в род. уголке постоянно обновляются папки-передвижки, буклеты, памятки по ЗОЖ; проводилось анкетирование по вопросам закаливания в ДОУ и семье; проходили дни открытых дверей по теме «Здоровье»,

Велось обучение родителей методам оздоравливания детей в форме мастер-класса.

Родители принимают активное участие по сооружению построек на участке (горка, лазелки, крепости, оборудование для метания) и оказывают помощь в создании условий для активной деятельности детей во время прогулки – приобретают спортивный выносной инвентарь (наборы для хоккея, снеголепы, ледянки)

С целью приобщения детей и родителей к совместным занятиям физической культурой было проведено спортивное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья!»

Организован «Круглый стол» для педагогов ДОУ и родителей, на котором наиболее «успешные в отношении здоровья» семьи делились опытом оздоровления и закаливания детей.

Наиболее активные семьи были отмечены благодарственными письмами.

Взаимодействие с коллегами проходит через Участие в РМО, Открытый показ НОД, Освещение вопросов ЗОЖ в рамках педсоветов, семинаров, Консультации в рамках санминимума, Проектирование, Взаимопосещение НОД, режимных моментов

Распространение педагогического опыта проходит в сети интернет – в блогах и на личных страничках сайтов МААМ и дошкольник. Где выложены публикации конспектов НОД по формированию ЗОЖ, Мастер-класс по созданию лэпбука по ЗОЖ, а также представлена методическая разработка «Инновационные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников». Весной по данной теме планируется защита на высшую категорию.

Активно участвуем в конкурсах и мероприятиях по физкультурно-оздоровительной работе.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Если мы объединимся и вместе научим наших детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения нашей огромной страны будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально и духовно, но и физически.

Привлекая детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, а также воспитывая в них любовь к систематическим занятиям спортом, мы укрепим систему развитии двигательных качеств, умений и навыков дошкольников, а также осуществим часть цели, реализации стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год