Нетрадиционные методы работы с детьми с ОВЗ.
Традиционно в детском саду уделяется внимание физическому здоровью детей — зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости. В своей работе мы активно используем здоровьесберегающие технологии, которые имеют следующую классификацию:
- Технология сохранения и стимулирования здоровья.
- Технология обучения здорового образа жизни.
- Коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
- Динамические паузы (физкультминутки) предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых)
- Су-Джок терапия как нетрадиционная форма работы с детьми
- Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры-тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.
- Дыхательная гимнастика-активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом (дыхательная гимнастика Стрельниковой).
- Подвижные и спортивные игры
- Релаксация
- Гимнастика для глаз.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
- Проблемно- игровые коммуникативные игры, направленные на формирование культуры здорового образа жизни (совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга, развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки). Коммуникативные игры развивают стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению, эмпатию, сочувствие к партнеру, уверенность в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
- Физкультурные занятия
- Точечный массаж
- Занятия в бассейне.
Коррекционные технологии
- Элементы арттерапии (технология воздействия цветом) -это вид коррекции, основанный на искусстве и творчестве.
- Психогимнастика- это комплекс специальных заданий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики детей (познавательной и эмоционально-личностной сферы). Преодолеваются барьеры в общении детей, снимается психическое напряжение, развивается лучшее понимание себя и других, создаются возможности для самовыражения ребенка.
- Сказкотерапия
- Арт-терапия
- Песочная терапия
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на:
- здоровый образ жизни;
- позитивный эмоциональный настрой детей и доброжелательное отношение к окружающим;
- коррекцию нарушений поведения детей.
Работа с родителями (законными представителями) по формированию культуры ЗОЖ
Технологии валеологического просвещения родителей (законных представителей) -это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Валеология — изучение формирования, развития и сохранения физического и нравственного здоровья человека в течение всей жизни, а также школьный предмет (с 80-х гг. XX в., формирующий здоровый образ жизни, от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровьядетей может осуществляться через:
- Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, в которых располагаются рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры)
- Папки-передвижки.
- Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.)
- Консультации, беседы с родителями
- Личный пример педагогов.
Список литературы:
- Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся и студентов в системе «Школа-ВУЗ» [Текст]: автореф. дис. доктора пед. наук / Н. П. Абаскалова. – Барнаул, 2000. – 48 с.
- Базарный, В. Ф. Повышение уровня здоровья школьников за счет построения учебного процесса в режиме «динамических поз» [Текст] / В. Ф. Базарный, Л. П. Уфимцева, Э. Я. Оладо, В. А. Гуров // Начальная школа. – 1988. – № 2.
- Базарный, В. Ф. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах [Текст]: методические рекомендации / В. Ф. Базарный, Л. П. Уфимцева, Э. Я. Оладо, В. А. Гуров. – Красноярск, 1989. – 36 с.
- Безруких, М. М. СанПиНы – административный произвол или необходимость? [Текст] / М. М. Безруких // Школа здоровья. – 1998. – Т. 5. – №2. – С. 44–49.
- Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. – 240 с.
|