Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нетрадиционные методы работы с детьми с ОВЗ.
Здоровье
Автор: Родина Екатерина Михайловна Шачнева Оксана Витальевна Пичугова Галина Викторовна   
10.04.2025 20:20

Нетрадиционные методы работы с детьми с ОВЗ.Нетрадиционные методы работы с детьми с ОВЗ.

Традиционно в детском саду уделяется внимание физическому здоровью детей — зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости. В своей работе мы активно используем здоровьесберегающие технологии, которые имеют следующую классификацию:

  1. Технология сохранения и стимулирования здоровья.
  2. Технология обучения здорового образа жизни.
  3. Коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Динамические паузы (физкультминутки) предназначены для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых)
  • Су-Джок терапия как нетрадиционная форма работы с детьми
  • Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры-тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами.
  • Дыхательная гимнастика-активизирует кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом (дыхательная гимнастика Стрельниковой).
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация
  • Гимнастика для глаз.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Проблемно- игровые коммуникативные игры, направленные на формирование культуры здорового образа жизни (совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга, развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки). Коммуникативные игры развивают стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению, эмпатию, сочувствие к партнеру, уверенность в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.
  • Физкультурные занятия
  • Точечный массаж
  • Занятия в бассейне.

Коррекционные технологии

  • Элементы арттерапии (технология воздействия цветом) -это вид коррекции, основанный на искусстве и творчестве.
  • Психогимнастика- это комплекс специальных заданий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики детей (познавательной и эмоционально-личностной сферы). Преодолеваются барьеры в общении детей, снимается психическое напряжение, развивается лучшее понимание себя и других, создаются возможности для самовыражения ребенка.
  • Сказкотерапия
  • Арт-терапия
  • Песочная терапия

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на:

  • здоровый образ жизни;
  • позитивный эмоциональный настрой детей и доброжелательное отношение к окружающим;
  • коррекцию нарушений поведения детей.

Работа с родителями (законными представителями) по формированию культуры ЗОЖ

Технологии валеологического просвещения родителей (законных представителей) -это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Валеология — изучение формирования, развития и сохранения физического и нравственного здоровья человека в течение всей жизни, а также школьный предмет (с 80-х гг. XX в., формирующий здоровый образ жизни, от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым»)«общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровьядетей может осуществляться через:

  • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе, в которых располагаются рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры)
  • Папки-передвижки.
  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.)
  • Консультации, беседы с родителями
  • Личный пример педагогов.

Список литературы:

  1. Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся и студентов в системе «Школа-ВУЗ» [Текст]: автореф. дис. доктора пед. наук / Н. П. Абаскалова. – Барнаул, 2000. – 48 с.
  2. Базарный, В. Ф. Повышение уровня здоровья школьников за счет построения учебного процесса в режиме «динамических поз» [Текст] / В. Ф. Базарный, Л. П. Уфимцева, Э. Я. Оладо, В. А. Гуров // Начальная школа. – 1988. – № 2.
  3. Базарный, В. Ф. Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах [Текст]: методические рекомендации / В. Ф. Базарный, Л. П. Уфимцева, Э. Я. Оладо, В. А. Гуров. – Красноярск, 1989. – 36 с.
  4. Безруких, М. М. СанПиНы – административный произвол или необходимость? [Текст] / М. М. Безруких // Школа здоровья. – 1998. – Т. 5. – №2. – С. 44–49.
  5. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. – 240 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 14 (376) выйдет
20 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год