Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Здоровье
Автор: Аксенова Юлия Владимировна Бойко Екатерина Сергеевна   
07.11.2021 06:03

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИСОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация: в статье автор обращается к актуальности проблемы формирования культуры здоровья подрастающего поколения, отмечает сензитивность дошкольного периода для данного направления образовательной деятельности. Автор отмечает, что культуру здоровья можно сформировать только в здоровой среде, под которой понимаются не только гигиенический условия, но и здоровое общение, здоровая деятельность, здоровое питание и пр.

Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольник, культура здоровья,

здоровьесбережение, здоровьесберегающее пространство.

Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения является чрезвычайно важной и актуальной. Сензитивным этапом формирования основ культуры здоровья признано дошкольное детство, привычки здоровьесберегающего поведения и ценностное отношение к здоровью наиболее устойчиво укрепляются в этот период.

Целью такой образовательной работы является развитие жизненных навыков каждого ребенка с целью сохранения здоровья и способности вести себя ответственно по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, формирование здоровьесбережения как жизненного приоритета. Однако дети дошкольного возраста еще не умеют читать и писать, получать информацию из разнообразных источников, поэтому большая роль в ознакомлении ребенка с окружающим, в том числе и с правилами здоровьесбережения принадлежит взрослому.

От того, какие образцы поведения продемонстрирует взрослый, как будет вести ребенка по пути к культуре здоровья, зависит, сформируется у ребенка позиция созидателя в отношении собственного здоровья и здоровья окружающих или нет.

 

При формулировании цели учитывается многокомпонентность понятия «здоровья», которое включает в себя психическое, физическое и социальное благополучие человека.

Современные исследователи (В. Г. Алямовская, В.А. Деркунская, Е.Е. Лунина, Е.В. Михеева, С.С. Прищепа) отмечают, что содействовать здоровью детей необходимо не только организую систематическую целенаправленную образовательную работу, направленную на становление культуры здоровья детей, но и через обеспечение здоровьесберегающего пространства жизнедеятельности ребенка в детском саду.

На основе анализа научно-теоретической литературы и практики работы в данном направлении, мы сформулировали основные направления построения здоровьесберегающего пространства в детском саду.

1. Уважение ребенка и его потребностей. Весь образовательный процесс в

детском саду должен быть построен с учетом интересов, желаний, потребностей и способностей ребенка. Индивидуализация образования предполагает, что ребенок двигается полностью самостоятельно и выбирает действия, которые он хочет делать, решает, как поступить в той или иной ситуации сам. Педагог при этом «намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка» (Н. Н. Ефименко), уходит на задний план, но остается чутким наставником и подключается при необходимости. Таким образом, самостоятельная и контролируемая деятельности чередуются, ребенок учится выполнять требования взрослого и принимать решения самостоятельно, что формирует адекватную самооценку, уверенность в себе и своих возможностях, обеспечивает психологический комфорт и, соответственно, психологическое здоровье воспитанников.

2. Взаимодействие педагога с воспитанниками и детей между собой предполагает открытое партнерское общение. Педагогический подход воспитателя

должен быть достаточно авторитетным, но не пугающим ребенка. Каждый ребенок должен быть уверен, что он может обратиться к воспитателю, высказаться и его выслушают, при необходимости – помогут.

3. Разновозрастный состав групп позволяет сформироваться детской субкультуре и выстраивать более конструктивные взаимоотношения между детьми.

4. Рациональный двигательный режим. Двигательная активность необходима дошкольнику для здорового развития, благотворно влияет на физическое и

психическое развитие, обеспечивает эмоциональное благополучие.

5. Здоровое питание. Правильное питание имеет важное значение, так как

оказывает прямое влияние на физическое и психическое самочувствие. Правильное питание важно для роста, развития, умственной и физической работоспособности, иммунитета.

6. Самостоятельная игровая деятельность (спонтанная игра). Не стоит

недооценивать значение спонтанной игры в образовательном процессе, так как она позволяет ребенку творчески переосмыслить полученную информацию на практике. Забота о сохранении и укреплении здоровья детей предполагает предоставление им пространства, времени и ресурсов для реализации спонтанной игры, которая является одной из естественных потребностей ребенка.

7. Педагогическое наблюдение позволяет оценить видимое выражение

опыта здоровьесберегающего поведения ребенка (энтузиазм, удовлетворение,

безразличие, скука и т. п.).

8. Развивающая предметно-пространственная среда предполагает упорядоченную, системную, стимулирующую среду жизнедеятельности ребенка в детском саду.

9. Безопасная социальная среда касается климата в группе, социальных отношений между детьми и педагогами, между детьми друг с другом.

10. Взаимодействие с семьями воспитанников предполагает активное вовлечение родителей как в работу по сохранению и укреплению здоровья детей, так и в деятельность детского сада в целом, что позволяет укрепить детско-родительские отношения, обеспечить эффективность образовательного процесса.

Таким образом, образовательное пространство детского сада играет особую роль в сохранении и укреплении здоровья детей, становлении их культуры здоровья.

Список литературы

  1. Кудрявцев В.Г. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) / В.Г. Кудрявцев, Г.Б. Егоров. – М.: Линка-Пресс, 2000. – 296 с.
  2. Михеева Е.В. Сущность понятия «здоровье» и его ценностное содержание / Е.В. Михеева, А.Г. Ильясова // Вопросы дополнительного профессионального образования педагога. – 2017. – №1 (7) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //orenipk. ru/nauka/jour/vpo7–2017. htm
  3. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников / И.М. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с.
  4.  Якимова Е.А. Укрепление здоровья ребенка в детском саду: методическое пособие / Е.А. Якимова. – М.: Каро, 2014. – 296 с.

Авторы: Аксенова Юлия Владимировна

Бойко Екатерина Сергеевна

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Киселевского городского округа "Детский сад №4 "Парк детского периода" комбинированного вида"

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год