Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Использование Хатха-йоги – как нетрадиционный метод в системе коррекционной работы с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи»
Здоровье
Автор: Храмцова Лилия Юрьевна   
23.03.2023 19:06

«Использование Хатха-йоги – как нетрадиционный метод в системе коррекционной работы с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи»«Использование Хатха-йоги – как нетрадиционный метод в системе коррекционной работы с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи»

В ФГОС дошкольного образования определены целевые ориентиры в области «Физическое развитие» к завершению дошкольного образования у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

В настоящее время, наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что у многих детей не сформирована ориентировка в частях собственного тела, многие дети путают право-лево, нарушена координация в пространстве, дети испытывают трудности в переключении движений, моторно неловки, предпочитают малоподвижные игры активным из-за быстрой утомляемости, либо пере возбуждаются в подвижных видах деятельности и перестают следовать правилам игры. У многих детей возникают трудности в дифференциации ротового и носового дыхания, что приводит к ослаблению дыхательной системы и как следствие частым заболеваниям органов дыхания.

При беседе с родителями детей, я задаю вопрос: каким вы видите своего ребенка к концу дошкольного образования? Родители перечисляют такие качества и умения, которые они хотят видеть в своих детях: мой ребенок читает книги, умеет считать, он умный, эрудированный, с высоким интеллектом и развитой речью. Многие родители забывают, что чтобы обладать всеми этими качествами ребенок прежде всего должен быть ЗДОРОВЫМ. Ведь физическое здоровье – это фундамент гармоничного развития человека. Тогда я привожу ассоциацию «ДОМ» где фундамент – это физическое здоровье, на нем «строятся стены» — высшие психические процессы (внимание, память, мышление и т.д), а «крышей» является – речевое развитие ребенка.

Опираясь на эти знания, в своей коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи старшей группе я решила применить нетрадиционную здоровьесберегающию технологию – хатха – йога.

 

Йога — это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.

Детский вариант йоги разработан специально с учетом физических, психологических особенностей ребенка, для того, чтобы поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание с ранних лет. Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Занятие йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.

Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей.

Большинство упражнений (асаны) в йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

Мною был разработан оздоровительный проект «Сказка – йога».

Цель: создать условия для оздоровления и всестороннего развития детей на основе нетрадиционных форм оздоровления – упражнений хатха – йога

Задачи проекта: способствовать формированию представление о хатха-йоге через сказку; развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности; способствовать повышению иммунитета организма; воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты: снижение заболеваемости детей с помощью

физических упражнений (асаны, дыхательные упражнения, упражнения для глаз), самомассажа; повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей. Потребность в ведении здорового образа

жизни у детей и родителей.

Каждый месяц итоговым мероприятием становится «Сказка-Йога» комплексное игровое занятие с использованием сказкотерапии.

Занятие йогой имеют структуру, состоящей из

  • Пранаяма (дыхательные упражнения);
  • Мантры (пропевание звуков и звукосочетаний);
  • Разминка (обучение техникам самомассажа, суставной гимнастики);
  • Мудры (пальчиковая йога);
  • Асаны (удобные оздоровительные положения тела);
  • Йога-азбука (закрепление образа буквы)
  • Йога-сказки и поучительные истории (сказкатерапия);
  • Шавасана (релаксация);

Мне удалось заинтересовать йогой не только детей, но также их родителей. На родительском собрании я ознакомила родителей с этапами проекта «Сказка – Йога», провела консультацию «Польза дыхательной гимнастики». Еженедельно в телеграмм канал старшей ТНР группы я отправляю мини-отчет в виде видеоролика с занятий йогой. Родители дали положительный отклик и мною был проведен практикум «Йога – мама-дети».

Использование йоги в логопедическую практике позволили сделать мою работу более продуктивной и эффективной. Промежуточные результаты проекта показали, что у детей повысилось осознание своего тела; постепенно формируется правильное дыхание; развивается гибкость, пластичность и выносливость. Повысилась восприимчивость, внимательность. Дети в восторге, стараются выполнять все упражнения и на занятия ходят с удовольствием. В результате применения данной технологии в моей работе мониторинг уровня речевого развития детей выявил повышение эффективности коррекционно- развивающего процесса.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год