Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Инновационные здоровье сберегающие технологии в физическом воспитании дошкольника.
Здоровье
Автор: Золотарева Татьяна Ивановна   
27.11.2023 18:10

Инновационные здоровье сберегающие технологии в физическом воспитании дошкольника.Инновационные здоровье сберегающие технологии в физическом воспитании дошкольника.

Т.И Золотарева, МДОУ «Детский сад №21 п. Северный Белгородского района Белгородской области» Воспитатель (г. Белгород)

В последнее время пристальное внимание уделяется вопросам оздоровления подрастающего поколения. Количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, снизилось. Современное общество в настоящее время предъявляет высокие требования к нынешнему поколению, соответствовать которым могут только здоровые дети.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими задачами, стоящими перед обществом. Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье.

 

Часто, задавая детям дошкольного возраста вопрос: «Что самое дорогое, самое ценное в жизни человека?» Дети впервые отвечают: «деньги», «золото», «машины», «мебель», «игрушки», «одежда» и т. п. И только после наводящих вопросов называют «здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей.

На вопрос: «Вы болеете ребята?» Все дружно отвечают: «Да!». – «А чем вас лечат?» «Таблетками!»«А можно без таблеток быть здоровыми?»«Нет!».

Такие ответы убеждают, что нужно учить быть здоровыми без лекарств.

Если есть здоровье — человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным, счастливым. Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Здоровье — правильная, нормальная деятельность организма».

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие каких-либо болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие, высокая умственная и физическая работоспособность.

От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются родителями, воспитателями, инструкторами по физической подготовке, необходимые для дальнейшего эффективного обучения. Поэтому, оздоровление детей средствами физической культуры — одно из важнейших задач современной медицины и педагогики.

Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении, так как дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Очень важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

В нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровье сберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи современного дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье воспитанников. Эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования, а также в физкультурно-оздоровительной работе нашего детского сада. Система воспитательных, оздоровительных, коррекционных, профилактических мероприятий осуществляется в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.

Цель здоровье сберегающих технологийв дошкольном образовании:

сохранение и укрепление здоровья детей; формировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни.

Основной задачей работы коллектива дошкольного учреждения является:

  • совершенствовать условия для организации образовательного процесса в целях сохранения укрепления здоровья воспитанников
  • создать условия для их своевременного и полноценного психического развития
  • обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Одним из путей решения задач оздоровления является: комплексный подход к оздоровлению детей через поиск эффективных форм, использование инновационных оздоровительных технологий. В дошкольном учреждении здоровье сберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья детей
  • технологии обучения ЗОЖ
  • коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.

Утренняя гимнастика с элементами кинезиологических упражнений.

При проведении утренней гимнастики используем кинезиологические комплексы как общие групповые, так и индивидуальные. Упражнения совершенствуют мелкую моторику рук, развивают межполушарное взаимодействие, являются основой развития интеллекта, способствуют формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности, помогают вести двигательный диалог через язык жестов мимики и поз.

«Массаж ушных раковин» (Уши сильно разотрем, и погладим, и помнем).

«Качание головой» (Покачаем головой -неприятности долой).

«Кивки» (Покиваем головой, чтобы был в душе покой).

«Домик» (Мы построим крепкий дом, жить все вместе будем в нем) «Ладошки» (Мы ладошки разотрем, силу пальчикам вернем).

Игровой самомассаж.

Сохраняет и укрепляет психическое и физическое здоровье и приобщает дошкольников к основам ЗОЖ через игровой самомассаж.

Виды развивающего массажа:

  • самомассаж лица
  • самомассаж кистей и пальцев рук
  • аурикулярный самомассаж (массаж ушных раковин)
  • самомассаж ног.

Использование игрового самомассажа в режимные моменты

  1. Утренняя гимнастика
  2. Динамические паузы
  3. Индивидуальная работа
  4. Гимнастика после сна
  5. Свободная деятельность
  6. Физкультурные занятия

Физкультминутки

Способствуют снятию психического (интеллектуального и эмоционального) напряжения, легко переключают с одного вида деятельности на другой, повышают общую работоспособность.

К сожалению, в традиционной практике занятий в дошкольных учреждениях развитию мелких мышц лица и мимики уделяется более чем скромное внимание. В итоге даже при выполнении тех видов деятельности, где мимическому компоненту принадлежит существенная роль (пение, театрализация и др.) дети затрудняются управлять своими экспрессивными проявлениями; их лица эмоционально невыразительны, зачастую скованы. В своей практике с этой целью использую ряд упражнений, направленных на развитие детской мимики на занятиях музыкально-театрализованного цикла, а также при ознакомлении дошкольников с художественной литературой (их можно использовать в условиях свободной деятельности, на прогулках, при подготовке к утренникам, праздникам)

«Курочка и цыплята» (развивает воображение, эмпатию, выразительные движения всего тела. Упражнение выполняется под текстовое сопровождение стихотворения Т. Волгиной).

«Облака» (развивает воображение, выразительность движения. Текстовое сопровождение стихотворения Н.)

Игровой стретчинг

Охватывают все группы мышц, носят понятные детям названия (животных или имитационных действий) и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сказочном сценарии. На занятии предлагается игра-сказка, в которой дети превращаются в различных животных, насекомых и т.д., выполняя в такой форме физические упражнения. С подражания образу малыши познают технику спортивных и танцевальных движений, развивают творческую, двигательную деятельность, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание и т.д. Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений, дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокой оздоровительное действие на весь организм.

Сказкотерапия

Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

Пальчиковая гимнастика

С помощью пальчиковой гимнастики развивается мелкая моторика, стимулируются речевые и моторные центры ребенка. Веселые игры доставляют удовольствие детям, сопровождаются интересными стишками.

Динамические паузы

Снимают усталость и переключают внимание во время работы на занятиях.

Подвижные игры

Подвижные и народные игры проводятся ежедневно, на прогулке и групповой комнате, в соответствии с возрастом ребенка. В игре развиваются силы ребенка. Способствуют выходу запасов энергии, развитию координации движений, при этом прививаются навыки общения и укрепляется психоэмоциональное здоровье.

Дыхательная гимнастика

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Ритмическая гимнастика.

Это комплекс упражнений, которые проводятся под музыку и обычно очень нравятся детям. Гимнастика развивает ловкость и координацию движений.

Корригирующая гимнастика.

Способствует профилактике заболеваний ОДА; повышению силовой выносливости мышц; всестороннему развитие физических качеств ребёнка; улучшению показателей выполнения основных движений; воздействуют на сердечно сосудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме. Воспитывает бережное отношение к своему телу. Дает заряд бодрости на целый день.

Бодрящая гимнастика после дневного сна или «Оживлялки». Целесообразна для поднятия мышечного тонуса детей, позволяющая быстро встряхнуть с себя остатки сна. Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 минут в постелях. Сон у детей без маечек и пижам. Во время сна проветривается помещение.

Креативная гимнастика

Предусматривает целенаправленную работу с применением нестандартного оборудования – «Дорожка здоровья».

Физкультурные занятия

Совершенствуют двигательные умения и навыки детей, развивают быстроту, ловкость, выносливость, гибкость.

Релаксация Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим- сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Прогулки на свежем воздухе в любое время года.

Оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных условиях.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Но с уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая инновационная здоровье сберегающая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с

семьёй.

Литература

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 — 28.
  2. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. — М: АПКиПРО, 2003
  3. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников
  4. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
  5. Панкратова И. В. Растим здоровое поколение // Управление ДОУ. 2004. N1
  6. Формирование основ здорового образа жизни // Управление ДОУ. 2006. N 4
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год