Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Применение технологий релаксации и психогимнастики для здоровьесбережения детей 4 — 5 лет»
Здоровье
Автор: Мамасуева Юлия Николаевна Широких Лидия Михайловна Чеченева Оксана Александровна Бондарева Маргарита Васильевна   
26.12.2023 11:07

«Применение технологий релаксации и психогимнастики для здоровьесбережения детей 4 — 5 лет»«Применение технологий релаксации и психогимнастики для здоровьесбережения детей 4 — 5 лет»

Уважаемые коллеги! Мне хотелось бы представить вашему вниманию картотеку игр и упражнений по психогимнастике.

Психогимнастика является доступным методом в работе с детьми для воспитателей, психологов, родителей, так как в основе лежит игра. Игра для ребенка – это средство познания мира, способ уйти от проблем, возможность примерить на себя разные роли, освободиться от физического и эмоционального напряжения. Психогимнастическая игра создает особый мир, в котором дети всегда успешны и талантливы.

Этот метод дает детям возможность в игровой форме и с помощью специальных упражнений выражать свои переживания, эмоции, чувства, проблемы посредством движений, мимики и жестов. Все это дает взрослому (педагогу, психологу, родителю) не только развивать, но и в определенной степени корректировать различные стороны психики ребенка.

Комплекс игр и упражнений по психогимнастики для детей

Игра «Тише – тише!»

Цель: развитие выразительности движений и волевой саморегуляции.

Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии.

Инструкция: предложите детям представить, что два малыша собираются перейти дорогу, на которой, свернувшись, спит маленький котенок. Они идут очень осторожно на носочках, потом останавливаются и, приложив указательный палец к губам, друг другу показывают: тише! Движения должны быть выразительными, брови приподняты вверх, шея вытянута вперед.

Игра способствует успокоению и самоорганизации детей.

 

Игра «подойди ко мне!»

Цель: развитие выразительности движений.

Оборудование: уютное помещение с мягким ковровым покрытием.

Инструкция: предложите детям представить, что девочка (мальчик) манит к себе малыша, который учится ходить самостоятельно. Выразительные движения. Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.

Игра с шарфиком

Цель: обучение приемам саморасслабления; развитие воображения.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: предложите детям представить, что мама принесла медвежонку теплый шарфик, чтобы тот больше не мерз. Полусонный медвежонок, не открывая глаз, повязал шарфик на шею. Покрутил медвежонок головой в одну сторону, потом в другую. Хорошо. Тепло.

Игра «Спящий котенок»

Цель: обучение приемам саморасслабления.

Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии.

Инструкция: ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает, закрывает глазки. Котенок глубоко дышит, животик приподнимается и опускается.

Игра «Медвежата»

Цель: обучение приемам саморасслабления мышц.

Оборудование: уютное помещение с мягким ковровым покрытием.

Инструкция: предложите детям представить, что медвежата остались одни у себя в берлоге. Вдруг подул холодный сильный ветер и пробился сквозь щелки в берлогу. Медвежата очень замерзли. Они сжались в маленькие клубочки. Ветер прекратился. Стало жарко. Медвежата развернулись. И снова подул ветер. Игру повторить 2 раза.

Игра позволяет ребенку выработать навык расслабления, чередование состояний напряжения и расслабления дает физическую и психологическую разгрузку.

Упражнение «Деревце»

Цель: развитие выразительности движений.

Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии, мягкое ковровое покрытие.

Инструкция: выполняется под музыкальное сопровождение.

Ветер дует нам в лицо

(машем ладошками в сторону лица)

Раскачалось деревцо

(раскачиваемся в разные стороны)

Ветерок все тише – тише

(пальчик приставить к губам)

Веточки все ниже – ниже

(руки плавно опускаются, дети ложатся на коврик).

Упражнение – пантомима «Ароматные цветы»

Цель: развитие выразительности движений и воображения

Оборудование: не требуется специального оборудования

Инструкция: предложите детям наклониться понюхать цветы. Дети вдыхают их запах (глубокий вдох и сильный выдох), наслаждаясь приятным ароматом цветов. Повторить несколько раз.

Упражнение – пантомима «Волшебные снежинки»

Цель: обучение приемам саморасслабления.

Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии.

Инструкция: под спокойную музыку дети снежинки кружатся в танце, словно их кружит легкий ветерок. Снежинки движутся по всей комнате. Музыка смолкает, ветер стихает, снежинки кружатся все медленнее и медленнее и постепенно опускаются на землю (дети ложатся на ковер и будто тают, как снежинки).

Игра «Солнышко»

Цель: развитие навыков саморасслабления и снятие напряжения.

Оборудование: не требуется

Инструкция: предложите детям представить, что солнышко спряталось за тучку, стало прохладно (предлагаем ребенку свернуться клубочком и задержать дыхание). А вот солнышко вышло из – за тучки и стало жарко, разморило на солнышке (предлагаем сделать выдох и расслабиться).

Упражнение «Я проснулся!»

Цель: развитие целостного позитивного образа своего тела.

Оборудование: не требуется

Инструкция: утро с ребенком начинайте со слов «Просыпаются ручки, просыпаются ножки». Таким образом разбудите все части тела. Когда ребенок окончательно проснется, он может включиться в процесс, показывая, как просыпаются ручки, приподнимая их. Когда он откроет глаза, проговорите: «Вот и глазки проснулись!»

Игру можно проводить в детском саду после дневного сна.

Игра «Котенок»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние, выражать удовольствие, радость.

Оборудование: игрушечный котенок, мягкий и пушистый.

Инструкция: ребенок держит у себя на руках и поглаживает мягкого пушистого котенка, который ластится, мурлычет, прикрывая глазки. А потом представляет себя этим котенком и подставляет голову взрослому, чтобы тот его погладил, приласкал.

Упражнение – пантомима «Пингвин и ребята»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние, а также сопереживать, выражать эмоции.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: предложить детям с помощью мимики и жестов изобразить, как грустит пингвин; изобразить гусят и смелых ребят.

Один пингвин весь день грустил,

Один пингвин печальным был.

А почему грустил пингвин?

Да потому, что он один!

  • **

Пять гусят на ребяток шипят,

Пять гусят не пускают ребят.

Пять ребят не боятся гусят:

На гусят они тоже шипят!

Упражнение «Вот какой малыш!»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние и выражать эмоции.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: ведущий (взрослый, педагог, психолог) читает текст стихотворения, а дети изображают мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте.

Ох, как плачет малыш – что медведь рычит,

А смеется малыш – что ручей журчит.

А уж слезы текут – будто дождик льет…

Улыбается малыш – будто солнце взойдет.

Вот какой малыш.

(Е. Юдин)

Упражнение «Разные эмоции»

Цель: формировать умение распознавать и выражать эмоции.

Оборудование: набор картинок сказочных героев с ярко выраженными эмоциями

Инструкция: картинки нужно чередовать, например, Баба Яга – злая, затем Буратино – веселый. Таким образом, злая мимика перемешается с радостной. Вместе с ребенком (детьми) прокомментируйте эмоции, поговорите о героях. Можно попросить изобразить сказочных персонажей. После того как ребенок покажет мимику, похвалите его за то, что у него здорово получается изображать героев.

Можно предложить и другие варианты заданий: покажи, как ты радуешься; как ты грустишь; какой ты, когда злишься (или попросите изобразить злую собаку) и др. можно попросить ребенка нахмуриться, как осенняя тучка; улыбнуться, как солнышко; показать, как испугался заяц волка, как устал муравей, который тащил большую палочку. Такие упражнения помогают развивать азбуку эмоций и воображение.

Упражнение «Мама огорчена»

Цель: формировать умение распознавать эмоции.

Оборудование: разнообразные игрушки.

Инструкция: упражнение выполняется в паре. Предложите детям представить, что «Маша» разбросала игрушки. Мама просит собрать игрушки, а «Маша» не хочет. Мама огорчена и рассержена, она смотрит на «Машу» и качает головой. «Маша» не хочет смотреть на маму, отворачивается и хмурит брови. Кто же будет собирать игрушки? (попросите изобразить ситуацию с помощью мимики и пантомимы).

При изображении нежелательных черт характера и отрицательных персонажей роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей.

Упражнение – этюд «Собака лает, но не кусает»

Цель: формировать умение выражать свои эмоции и переживания.

Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии.

Инструкция: предложите детям представить, что ребенок прогуливается в парке с мамой. Вдруг им встречается большая собака, которая громко лает на мальчика (девочку) и пытается подобраться к его (ее) ногам. (Попросите изобразить с помощью мимики и пантомимы).

Упражнение «Лисенок боится»

Цель: формировать умение выражать свои эмоции и переживания.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: предложите детям представить, что лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко! Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

Упражнение «Зеркало»

Цель: формировать целостный положительный образ своего тела.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: дети участвуют в игре по очереди, по два человека (можно в паре со взрослым). Один ребенок смотрится в «зеркало» (другой ребенок), которое повторяет все его движения потом они меняются местами.

Эта игра очень полезна для неуверенных в себе детей, застенчивых. Она помогает ребенку открываться, почувствовать себя свободно и рискованно и увидеть себя со стороны.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год