Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОПЫТ РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Здоровье
Автор: Исакова Комила Умаровна   
25.02.2024 19:48

ОПЫТ РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙОПЫТ РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА «ДЕТСКИЙ САД №12 «НЕПОСЕДЫ» г. Тынды Амурской области

ИСАКОВА КОМИЛА УМАРОВНА воспитатель г. Тында, 2024 г.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский

 

Скачать конспект

Уважаемые коллеги!

Я хочу поделиться с вами своим опытом работы по формированию у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни посредством современных образовательных технологий.

Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций. Задачи ФОП ДО на основе ФГОС уточнены и расширены, также включены новые задачи.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом одной из ключевых задач ОО «Физическое развитие» является задача «становления ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек». (Раздел II, п. 2.6.).

Это значит, что у детей необходимо закрепить представление, что здоровье напрямую зависит от того, как сам человек к нему относится: соблюдает ли правила гигиены, физическую активность, основы правильного питания. То есть важно сформировать у воспитанников элементарную ответственность за свое здоровье. Реализация данной задачи имеет огромное значение не только для физического развития дошкольников, но и способствует формированию гармонично развитой личности.

Проблема

Анализируя свою работу с детьми дошкольного возраста на основе наблюдений и бесед, я выявила проблему и противоречия.

Выяснилось, что не все мои воспитанники могли объяснить взаимосвязь между здоровьем человека и формированием полезных привычек, бережным отношением к своему организму. У некоторых детей не были сформированы практические умения по уходу за своим здоровьем. Дошкольники не проявляли интереса к оздоровительным и закаливающим процедурам. Были и такие, кто не применял культурно-гигиенические навыки без напоминания.

Таким образом, выявились противоречия:

  • между современными подходами к формированию навыков ЗОЖ у детей и реальной практической ситуацией
  • между необходимостью развивать двигательную активность, учить правильному питанию, закаливанию и отсутствием эффективных способов педагогического воздействия на ребенка с целью развития интереса к ценностям здорового образа жизни

В связи с этим возникла необходимость найти новые возможности и средства педагогического воздействия, повышающие интерес к культуре здорового образа жизни и способствующие оздоровлению дошкольников.

Одним из путей решения данной проблемы я считаю использование в работе с детьми развивающих образовательных технологий.

Применение технологий значительно обогащает рамки образовательного пространства. Результатом является здоровьесберегающая компетентность ребенка, а именно готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и здоровьесохраняющего поведения.

Цель своей работы я определила так: формирование культуры здорового образа жизни у воспитанников дошкольной образовательной организации посредством современных технологий.

Исходя из цели сформулировала задачи:

  1. Создать условия для формирования у дошкольников культуры ЗОЖ, которые будут включать педагогическое сопровождение, методическое обеспечение и организацию развивающей предметно-пространственной среды в группе.
  2. Применить при взаимодействии с детьми образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые, ТРИЗ-технологию, технологию Лэпбук, технологию проектов, ИК-технологии.
  3. Формировать представления о здоровом образе жизни и его важности.
  4. Способствовать формированию у воспитанников практического опыта сохранения и укрепления своего здоровья.
  5. Вовлечь родителей в процесс оздоровления и физического развития своих детей.

Для того, чтобы получить качественные образовательные результаты, я разработала этапы работы и определила задачи по каждому этапу.

На первом этапе провела вводную диагностику для выявления знаний у дошкольников о здоровом образе жизни.

Пользовалась диагностикой из методического пособия И.М. Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников».

Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: «Мозаика-Синтез», 2010.

Методы диагностики:

  • беседы на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ
  • диагностические задания «Что делать, чтобы быть здоровым?»

«Полезная покупка»;

  • проблемные ситуации «Необычное угощение», «Место для отдыха»
  • наблюдения за детьми в специально организованной игровой деятельности и в режимные моменты.

Результаты такие:

Высокий уровень знаний показали 35% детей. Они имели представления о деятельности человека, которая направлена на сохранение здоровья. Знали способы укрепления здоровья, полезные и вредные продукты питания.

Средний уровень у 44% воспитанников. Дети отвечали при моей помощи, я задавала наводящие вопросы. У детей этой группы были сформированы некоторые представления о ценностях здорового образа жизни.

Низкий уровень у 21% детей. Представления у дошколят были отрывочные. Они нуждались в помощи взрослого при ответах на вопросы.

На основе результатов диагностики я разработала рабочую программу по теме самообразования.. И добавила в рабочую программу группы мероприятия и занятия по формированию знаний о ЗОЖ.

Одним из условий формирования культуры здорового образа жизни у детей является организация развивающей предметно-пространственной среды. Для этого я оформила «Уголок ЗОЖ», в который, кроме традиционного, внесла нестандартное физкультурное оборудование: массажные коврики из крышек, ребристые дорожки на основе корпусов из фломастеров и другое. Совместно с родителями изготовили тренажеры для дыхательной гимнастики.

Составила различные картотеки:

  1. Картотеку дыхательную, артикуляционную, пальчиковую.
  2. Картотеку утренней гимнастики.
  3. Картотеку дидактических игр «Правила гигиены», «Лечебные травы», «Правильный режим дня» и др.
  4. Картотека подвижно-речевых игр.

Разработала схемы-алгоритмы по режиму дня и выполнению оздоровительных гимнастик, плакаты о строении тела человека, о назначении и работе сердца, органов дыхания и пищеварения.

Подобрала специальные пособия, книги, альбомы, демонстрационный материал по теме.

Пополнила аудиотеку и видеотеку по данному направлению. Также был оформлен уголок сюжетно-ролевых игр: «Медицинский центр», «Аптека», «Магазин полезных продуктов».

Таким образом, в группе была создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда, которая способствовала практическому освоению детьми ценностей здорового образа жизни.

На втором этапе я формировала знания и практические навыки детей по ЗОЖ на основе различных образовательных технологий.

1. Прежде всего, это здоровьесберегающие технологии: кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк, логопедический массаж Е.А. Дьяковой, массаж биологически активных зон по А.А. Уманскому, пальчиковая гимнастика В. Цвынтарного, элементы психогимнастики М.И. Чистяковой. Применяю дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой, в том числе упражнения на дыхание с разнообразными приспособлениями и предметами: вертушками, мыльными пузырями, бумажными снежинками, полосками бумаги.

Освоив указанные технологии, познакомила детей с нейрогимнастикой. Включала из нейрогимнастики энергетические упражнения, растягивающие движения, упражнения на одновременную работу глаз, верхних и нижних конечностей.

Проводила беседы и занятия по валеологии на темы: «Как уберечься от простуды» и «Как вести себя во время болезни», «Факторы, укрепляющие здоровье» и др.

2. Много внимания уделила игровым технологиям. Включала разнообразные виды игр оздоровительного характера: подвижные, малой подвижности, сюжетные, игровые ситуации, творческие игровые задания, проблемные игровые задания, игры-квесты, игры-путешествия и др.

Помогала организовать взаимодействие дошкольников со сверстниками на уровне ролевых и партнерских взаимоотношений, сама участвовала в играх детей.

Из методического пособия «Развивающая педагогика оздоровления (Кудрявцев В.Т., Егоров Б.. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). — М.: Линка-Пресс, 2000) брала игровые упражнения:

  • для профилактики нарушений осанки: «Гордая походка», «Балерина», «Птица перед взлетом»
  • на напряжение и расслабление мышц спины: «Медведь», «Слон», «Бабочка», «Зайчик»
  • для профилактики плоскостопия: «Малышка» (массаж стопы), «Танец на канате», подбрасывание воображаемого мяча стопами (лежа на спине); подбрасывание пальцами ног мелких предметов (палочек, камешков, шишек).

Включала игровые ситуации на тему собственной безопасности на улице и дома: «Едем в автомобиле» «Я пешеход», «Один дома», «Бытовая техника на кухне».

Закаливающие мероприятия проводила также в игровой форме: дети ходили босиком по воображаемой траве, выполняли контрастные воздушные ванны и обтирания «на берегу моря».

Использовала обыгрывание ситуаций из личного опыта детей, в процессе которых у дошкольников формировались навыки здоровьесбережения в практической деятельности.

3. Применяла проектную технологию. В процессе совместной работы над проектом «Я и моё тело» дети получили первичные представления о некоторых внутренних органах и их основных функциях (легкие, сердце), их местонахождении, значении. Научились различать понятия «часть тела», «орган»; вредные и полезные продукты. Смогут показывать на анатомическом коврике проекции некоторых внутренних органов (легкие, сердце, желудок, печень). Продуктами проекта стали дидактическое пособие «Анатомический коврик» и творческая работа в технике торцевания «Легкие», используем как наглядный материал.

4. Использовала современную образовательную технологию «Лэпбук».

При помощи этого пособия:

  • закрепляла и систематизировала изученный материал
  • развивала мелкую моторику дошкольников
  • формировала умение самостоятельно собирать информацию; — развивала творческие способности и воображение.

Совместно с детьми изготовили лэпбук «Азбука здоровья».

5. Особое значение придавала ТРИЗ-технологии. Целью данной технологии является развитие креативных качеств личности ребенка дошкольного возраста. Благодаря ТРИЗ формировала познавательные действия, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Задавала проблемные и поисковые вопросы: «Почему ты так считаешь?», «Что будет, если …?», «Как по-твоему нужно поступить?», «Что нужно сделать, чтобы …?» и др.

6. Использовала информационно-коммуникационные технологии. Они очень хорошо стимулируют познавательный интерес, творческую и двигательную активность дошкольников. С помощью программ MicrosoftOffice, AdobePhotoshop, PowerPoint, мною разработаны:

  • презентации по вопросам формирования у дошкольников культуры здорового образа жизни
  • презентации для детей
  • созданы видеоотчеты к мероприятиям, родительским собраниям, видео занятий по ЗОЖ и другие материалы.

На третьем этапе моё внимание было уделено закреплению у детей практических навыков собственного оздоровления. В этот период у большинства дошколят уже были сформированы основные представления о ценностях здорового образа жизни. Поэтому на данном этапе решались задачи творческого использования имеющегося опыта.

Для этого я организовала серию тематических «Дней здоровья». Каждому «Дню» было дано своё название и разработан перечень проводимых игр и мероприятий.

В «Днях здоровья» активно участвовали родители.

Например, был проведён «День здоровья «Изучаем своё тело».

В течение этого дня ребятам были предложены:

  1. Мотивационная ситуация «Из каких частей тела состоит человек?»
  2. Дидактическая игра «Мой организм».
  3. Ситуативные разговоры об организме человека в процессе различных видов деятельности.
  4. Игровые упражнения для профилактики нарушений осанки: «Гордая походка», «Балерина», «Птица перед взлетом».

(Из Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления»).

5. Игровые упражнения для нормализации работы отдельных внутренних органов, воздействие на биологически активные точки (БАТ) и зоны кожи:

  • «Скульптор замешивает глину» — массаж живота (нормализация работы кишечника)
  • «Качалочка» — улучшение работы позвоночных дисков
  • «Велосипед» — улучшение кровообращения в ногах, нормализация работы в кишечнике
  • «Массаж рук» — нормализация работы сердца, легких, печени, кишечника.

6. Изготовление совместно с родителями дополнительных атрибутов для самомассажа: массажные перчатки. 7. Практикум для родителей «Игровой самомассаж для детей».

Были проведены еще такие «Дни»: «Чистота — залог здоровья», «День вкуснятины», «День весёлых прогулок», «Мы со спортом крепко дружим!».

Другой «День здоровья» назывался «Вместе с дружной семьёй!».

Были проведены:

  1. Мотивационная ситуация «Вместе с родителями будем беречь здоровье».
  2. Буклеты и памятки для родителей о ЗОЖ.
  3. Оздоровительная гимнастика (с музыкальным сопровождением) «Йога для всей семьи».
  4. Подвижные игры с правилами, с участием родителей.
  5. Дидактические игры «Полезные продукты», «Что за каша?», «Лечебные травы».
  6. Упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и рук: «Гребцы», «Чей толчок сильнее?», «Летящая птица», «Поднимите вдвоем» ( (Из Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления»).
  7. Дыхательная гимнастика с тренажерами.
  8. Совместно с родителями изготовили папку-раскладку

«Укрепляем здоровье детей вместе с семьёй».

9. Устроили музыкально-спортивный праздник с чаепитием

«Вместе с мамой веселей!».

В конце третьего этапа я провела итоговую диагностику и сравнила результаты вводной и итоговой диагностик.

Результаты итоговой диагностики:

Высокий уровень знаний был у 73% детей. Это на 38% больше, чем показатели вводной диагностики (было 35%). Представления детей о культуре ЗОЖ носили целостный характер. Ребята четко и ясно рассказали о важности здорового образа жизни для человека.

Средний уровень- у18% дошкольников. Во водной диагностике было 45% детей. У детей этой группы были сформированы элементарные представления о строении собственного тела, о пользе движений. Тем не менее, для ответов им требовалась помощь в виде наводящих вопросов.

Низкий уровень -у 9% детей. Это на 12% меньше (был 21%), чем показатели вводной диагностики.

У детей были отрывочные, бессистемные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Причина – частые пропуски детей по болезни.

Тем не менее, я планирую для этих воспитанников разработать индивидуальные маршруты и привлечь родителей для активного

Данных результатов удалось достичь за счет:

  1. Использования современных образовательных технологий, развивающих методов и приемов при взаимодействии с детьми.
  2. Комплексном подходе к формированию у детей культуры здорового образа жизни.
  3. Обогащении РППС пособиями и нестандартным оборудованием.
  4. Вовлечении родителей в оздоровление своих детей.

Литература:

  1. Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: Развитие моторики, коррекция координации движения и речи. — Волгоград: Учитель, 2014.
  2. Деева Н.А. Занятия с детьми 3-7 лет. Игровые здоровьесберегающие технологии. Упр., гимнастики, сказки. – Волгоград, Учитель, 2018.
  3. Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. – М.: АСТ, 2008.
  4. Картушина М.Ю. «Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья». – М.: Сфера, 2009.
  5. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. — М.: Линка-Пресс, 2000.
  6. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. – М.: Айрис-Пресс, 2008.
  7. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  8. Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ: Проблемы и пути оптимизации. – М.: Гном, 2004.
  9. Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» — Волгоград: Учитель, 2012.
  10. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для занятий с детьми с 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  11. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009.
  12. Попова Г.П., Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А. Физкультурнооздоровительная работа в ДОУ. Планирование, занятия, комплексы, спортивные досуги. – Волгоград: Учитель, 2017.
  13. Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. — М.: Школьная Пресса, 2006.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год