Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОПЫТ РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Здоровье
Автор: Исакова Комила Умаровна   
25.02.2024 19:48

ОПЫТ РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙОПЫТ РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА «ДЕТСКИЙ САД №12 «НЕПОСЕДЫ» г. Тынды Амурской области

ИСАКОВА КОМИЛА УМАРОВНА воспитатель г. Тында, 2024 г.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский

 

Скачать конспект

Уважаемые коллеги!

Я хочу поделиться с вами своим опытом работы по формированию у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни посредством современных образовательных технологий.

Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций. Задачи ФОП ДО на основе ФГОС уточнены и расширены, также включены новые задачи.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом одной из ключевых задач ОО «Физическое развитие» является задача «становления ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек». (Раздел II, п. 2.6.).

Это значит, что у детей необходимо закрепить представление, что здоровье напрямую зависит от того, как сам человек к нему относится: соблюдает ли правила гигиены, физическую активность, основы правильного питания. То есть важно сформировать у воспитанников элементарную ответственность за свое здоровье. Реализация данной задачи имеет огромное значение не только для физического развития дошкольников, но и способствует формированию гармонично развитой личности.

Проблема

Анализируя свою работу с детьми дошкольного возраста на основе наблюдений и бесед, я выявила проблему и противоречия.

Выяснилось, что не все мои воспитанники могли объяснить взаимосвязь между здоровьем человека и формированием полезных привычек, бережным отношением к своему организму. У некоторых детей не были сформированы практические умения по уходу за своим здоровьем. Дошкольники не проявляли интереса к оздоровительным и закаливающим процедурам. Были и такие, кто не применял культурно-гигиенические навыки без напоминания.

Таким образом, выявились противоречия:

  • между современными подходами к формированию навыков ЗОЖ у детей и реальной практической ситуацией
  • между необходимостью развивать двигательную активность, учить правильному питанию, закаливанию и отсутствием эффективных способов педагогического воздействия на ребенка с целью развития интереса к ценностям здорового образа жизни

В связи с этим возникла необходимость найти новые возможности и средства педагогического воздействия, повышающие интерес к культуре здорового образа жизни и способствующие оздоровлению дошкольников.

Одним из путей решения данной проблемы я считаю использование в работе с детьми развивающих образовательных технологий.

Применение технологий значительно обогащает рамки образовательного пространства. Результатом является здоровьесберегающая компетентность ребенка, а именно готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и здоровьесохраняющего поведения.

Цель своей работы я определила так: формирование культуры здорового образа жизни у воспитанников дошкольной образовательной организации посредством современных технологий.

Исходя из цели сформулировала задачи:

  1. Создать условия для формирования у дошкольников культуры ЗОЖ, которые будут включать педагогическое сопровождение, методическое обеспечение и организацию развивающей предметно-пространственной среды в группе.
  2. Применить при взаимодействии с детьми образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые, ТРИЗ-технологию, технологию Лэпбук, технологию проектов, ИК-технологии.
  3. Формировать представления о здоровом образе жизни и его важности.
  4. Способствовать формированию у воспитанников практического опыта сохранения и укрепления своего здоровья.
  5. Вовлечь родителей в процесс оздоровления и физического развития своих детей.

Для того, чтобы получить качественные образовательные результаты, я разработала этапы работы и определила задачи по каждому этапу.

На первом этапе провела вводную диагностику для выявления знаний у дошкольников о здоровом образе жизни.

Пользовалась диагностикой из методического пособия И.М. Новиковой «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников».

Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: «Мозаика-Синтез», 2010.

Методы диагностики:

  • беседы на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ
  • диагностические задания «Что делать, чтобы быть здоровым?»

«Полезная покупка»;

  • проблемные ситуации «Необычное угощение», «Место для отдыха»
  • наблюдения за детьми в специально организованной игровой деятельности и в режимные моменты.

Результаты такие:

Высокий уровень знаний показали 35% детей. Они имели представления о деятельности человека, которая направлена на сохранение здоровья. Знали способы укрепления здоровья, полезные и вредные продукты питания.

Средний уровень у 44% воспитанников. Дети отвечали при моей помощи, я задавала наводящие вопросы. У детей этой группы были сформированы некоторые представления о ценностях здорового образа жизни.

Низкий уровень у 21% детей. Представления у дошколят были отрывочные. Они нуждались в помощи взрослого при ответах на вопросы.

На основе результатов диагностики я разработала рабочую программу по теме самообразования.. И добавила в рабочую программу группы мероприятия и занятия по формированию знаний о ЗОЖ.

Одним из условий формирования культуры здорового образа жизни у детей является организация развивающей предметно-пространственной среды. Для этого я оформила «Уголок ЗОЖ», в который, кроме традиционного, внесла нестандартное физкультурное оборудование: массажные коврики из крышек, ребристые дорожки на основе корпусов из фломастеров и другое. Совместно с родителями изготовили тренажеры для дыхательной гимнастики.

Составила различные картотеки:

  1. Картотеку дыхательную, артикуляционную, пальчиковую.
  2. Картотеку утренней гимнастики.
  3. Картотеку дидактических игр «Правила гигиены», «Лечебные травы», «Правильный режим дня» и др.
  4. Картотека подвижно-речевых игр.

Разработала схемы-алгоритмы по режиму дня и выполнению оздоровительных гимнастик, плакаты о строении тела человека, о назначении и работе сердца, органов дыхания и пищеварения.

Подобрала специальные пособия, книги, альбомы, демонстрационный материал по теме.

Пополнила аудиотеку и видеотеку по данному направлению. Также был оформлен уголок сюжетно-ролевых игр: «Медицинский центр», «Аптека», «Магазин полезных продуктов».

Таким образом, в группе была создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда, которая способствовала практическому освоению детьми ценностей здорового образа жизни.

На втором этапе я формировала знания и практические навыки детей по ЗОЖ на основе различных образовательных технологий.

1. Прежде всего, это здоровьесберегающие технологии: кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк, логопедический массаж Е.А. Дьяковой, массаж биологически активных зон по А.А. Уманскому, пальчиковая гимнастика В. Цвынтарного, элементы психогимнастики М.И. Чистяковой. Применяю дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой, в том числе упражнения на дыхание с разнообразными приспособлениями и предметами: вертушками, мыльными пузырями, бумажными снежинками, полосками бумаги.

Освоив указанные технологии, познакомила детей с нейрогимнастикой. Включала из нейрогимнастики энергетические упражнения, растягивающие движения, упражнения на одновременную работу глаз, верхних и нижних конечностей.

Проводила беседы и занятия по валеологии на темы: «Как уберечься от простуды» и «Как вести себя во время болезни», «Факторы, укрепляющие здоровье» и др.

2. Много внимания уделила игровым технологиям. Включала разнообразные виды игр оздоровительного характера: подвижные, малой подвижности, сюжетные, игровые ситуации, творческие игровые задания, проблемные игровые задания, игры-квесты, игры-путешествия и др.

Помогала организовать взаимодействие дошкольников со сверстниками на уровне ролевых и партнерских взаимоотношений, сама участвовала в играх детей.

Из методического пособия «Развивающая педагогика оздоровления (Кудрявцев В.Т., Егоров Б.. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). — М.: Линка-Пресс, 2000) брала игровые упражнения:

  • для профилактики нарушений осанки: «Гордая походка», «Балерина», «Птица перед взлетом»
  • на напряжение и расслабление мышц спины: «Медведь», «Слон», «Бабочка», «Зайчик»
  • для профилактики плоскостопия: «Малышка» (массаж стопы), «Танец на канате», подбрасывание воображаемого мяча стопами (лежа на спине); подбрасывание пальцами ног мелких предметов (палочек, камешков, шишек).

Включала игровые ситуации на тему собственной безопасности на улице и дома: «Едем в автомобиле» «Я пешеход», «Один дома», «Бытовая техника на кухне».

Закаливающие мероприятия проводила также в игровой форме: дети ходили босиком по воображаемой траве, выполняли контрастные воздушные ванны и обтирания «на берегу моря».

Использовала обыгрывание ситуаций из личного опыта детей, в процессе которых у дошкольников формировались навыки здоровьесбережения в практической деятельности.

3. Применяла проектную технологию. В процессе совместной работы над проектом «Я и моё тело» дети получили первичные представления о некоторых внутренних органах и их основных функциях (легкие, сердце), их местонахождении, значении. Научились различать понятия «часть тела», «орган»; вредные и полезные продукты. Смогут показывать на анатомическом коврике проекции некоторых внутренних органов (легкие, сердце, желудок, печень). Продуктами проекта стали дидактическое пособие «Анатомический коврик» и творческая работа в технике торцевания «Легкие», используем как наглядный материал.

4. Использовала современную образовательную технологию «Лэпбук».

При помощи этого пособия:

  • закрепляла и систематизировала изученный материал
  • развивала мелкую моторику дошкольников
  • формировала умение самостоятельно собирать информацию; — развивала творческие способности и воображение.

Совместно с детьми изготовили лэпбук «Азбука здоровья».

5. Особое значение придавала ТРИЗ-технологии. Целью данной технологии является развитие креативных качеств личности ребенка дошкольного возраста. Благодаря ТРИЗ формировала познавательные действия, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Задавала проблемные и поисковые вопросы: «Почему ты так считаешь?», «Что будет, если …?», «Как по-твоему нужно поступить?», «Что нужно сделать, чтобы …?» и др.

6. Использовала информационно-коммуникационные технологии. Они очень хорошо стимулируют познавательный интерес, творческую и двигательную активность дошкольников. С помощью программ MicrosoftOffice, AdobePhotoshop, PowerPoint, мною разработаны:

  • презентации по вопросам формирования у дошкольников культуры здорового образа жизни
  • презентации для детей
  • созданы видеоотчеты к мероприятиям, родительским собраниям, видео занятий по ЗОЖ и другие материалы.

На третьем этапе моё внимание было уделено закреплению у детей практических навыков собственного оздоровления. В этот период у большинства дошколят уже были сформированы основные представления о ценностях здорового образа жизни. Поэтому на данном этапе решались задачи творческого использования имеющегося опыта.

Для этого я организовала серию тематических «Дней здоровья». Каждому «Дню» было дано своё название и разработан перечень проводимых игр и мероприятий.

В «Днях здоровья» активно участвовали родители.

Например, был проведён «День здоровья «Изучаем своё тело».

В течение этого дня ребятам были предложены:

  1. Мотивационная ситуация «Из каких частей тела состоит человек?»
  2. Дидактическая игра «Мой организм».
  3. Ситуативные разговоры об организме человека в процессе различных видов деятельности.
  4. Игровые упражнения для профилактики нарушений осанки: «Гордая походка», «Балерина», «Птица перед взлетом».

(Из Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления»).

5. Игровые упражнения для нормализации работы отдельных внутренних органов, воздействие на биологически активные точки (БАТ) и зоны кожи:

  • «Скульптор замешивает глину» — массаж живота (нормализация работы кишечника)
  • «Качалочка» — улучшение работы позвоночных дисков
  • «Велосипед» — улучшение кровообращения в ногах, нормализация работы в кишечнике
  • «Массаж рук» — нормализация работы сердца, легких, печени, кишечника.

6. Изготовление совместно с родителями дополнительных атрибутов для самомассажа: массажные перчатки. 7. Практикум для родителей «Игровой самомассаж для детей».

Были проведены еще такие «Дни»: «Чистота — залог здоровья», «День вкуснятины», «День весёлых прогулок», «Мы со спортом крепко дружим!».

Другой «День здоровья» назывался «Вместе с дружной семьёй!».

Были проведены:

  1. Мотивационная ситуация «Вместе с родителями будем беречь здоровье».
  2. Буклеты и памятки для родителей о ЗОЖ.
  3. Оздоровительная гимнастика (с музыкальным сопровождением) «Йога для всей семьи».
  4. Подвижные игры с правилами, с участием родителей.
  5. Дидактические игры «Полезные продукты», «Что за каша?», «Лечебные травы».
  6. Упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и рук: «Гребцы», «Чей толчок сильнее?», «Летящая птица», «Поднимите вдвоем» ( (Из Кудрявцева «Развивающая педагогика оздоровления»).
  7. Дыхательная гимнастика с тренажерами.
  8. Совместно с родителями изготовили папку-раскладку

«Укрепляем здоровье детей вместе с семьёй».

9. Устроили музыкально-спортивный праздник с чаепитием

«Вместе с мамой веселей!».

В конце третьего этапа я провела итоговую диагностику и сравнила результаты вводной и итоговой диагностик.

Результаты итоговой диагностики:

Высокий уровень знаний был у 73% детей. Это на 38% больше, чем показатели вводной диагностики (было 35%). Представления детей о культуре ЗОЖ носили целостный характер. Ребята четко и ясно рассказали о важности здорового образа жизни для человека.

Средний уровень- у18% дошкольников. Во водной диагностике было 45% детей. У детей этой группы были сформированы элементарные представления о строении собственного тела, о пользе движений. Тем не менее, для ответов им требовалась помощь в виде наводящих вопросов.

Низкий уровень -у 9% детей. Это на 12% меньше (был 21%), чем показатели вводной диагностики.

У детей были отрывочные, бессистемные представления о здоровье и здоровом образе жизни. Причина – частые пропуски детей по болезни.

Тем не менее, я планирую для этих воспитанников разработать индивидуальные маршруты и привлечь родителей для активного

Данных результатов удалось достичь за счет:

  1. Использования современных образовательных технологий, развивающих методов и приемов при взаимодействии с детьми.
  2. Комплексном подходе к формированию у детей культуры здорового образа жизни.
  3. Обогащении РППС пособиями и нестандартным оборудованием.
  4. Вовлечении родителей в оздоровление своих детей.

Литература:

  1. Гуськова А.А. Подвижные и речевые игры для детей 5-7 лет: Развитие моторики, коррекция координации движения и речи. — Волгоград: Учитель, 2014.
  2. Деева Н.А. Занятия с детьми 3-7 лет. Игровые здоровьесберегающие технологии. Упр., гимнастики, сказки. – Волгоград, Учитель, 2018.
  3. Казина О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. – М.: АСТ, 2008.
  4. Картушина М.Ю. «Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья». – М.: Сфера, 2009.
  5. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. — М.: Линка-Пресс, 2000.
  6. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. – М.: Айрис-Пресс, 2008.
  7. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  8. Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в ДОУ: Проблемы и пути оптимизации. – М.: Гном, 2004.
  9. Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» — Волгоград: Учитель, 2012.
  10. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для занятий с детьми с 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  11. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009.
  12. Попова Г.П., Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А. Физкультурнооздоровительная работа в ДОУ. Планирование, занятия, комплексы, спортивные досуги. – Волгоград: Учитель, 2017.
  13. Яковлева Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. — М.: Школьная Пресса, 2006.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год