ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ СОГЛАСНО ФОП ДО
С 1 сентября 2023 года, в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования», дошкольные образовательные учреждения начали работать по новой Федеральной образовательной программе – ФОП ДО. Согласно ней проблема сохранения и укрепление здоровья, развития и воспитания детей остаётся приоритетной государственной задачей.
На сегодняшний день медицинскими статистическими данными отмечается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и такая тенденция просто обязывает педагога к применению здоровьесберегающих технологий в своей работе. В МБДОУ д/с №47 «Ёлочка» педагоги действительно делают акцент на здоровьесберегающие технологии в рамках концептуального направления «Ребенок в мире спорта и здоровье-сберегающих технологий». Это направление является неотъемлемой частью воспитания здорового образа жизни у детей и формирования у них интереса к физической активности. Работа по данному направлению включает в себя:
- Физкультурные занятия: педагоги организуют разнообразные физкультурные мероприятия, которые способствуют развитию двигательных навыков, укреплению здоровья и поддержанию физической формы детей.
- Игровые методики: через игры и спортивные соревнования дети учатся работать в команде, понимать ценность сотрудничества и развивать спортивный дух.
- Здоровьесберегающие практики: включение дыхательных упражнений, гимнастики, элементарной йоги в повседневную практику помогает детям лучше осознавать свое тело и заботиться о собственном здоровье.
- Образовательная работа с родителями: педагоги проводят семинары и мастер-классы для родителей, рассказывая о важности физической активности и здоровья, внедряя совместные семейные активности.
- Стимулирование интереса к спорту: создание различных спортивных секций и кружков, где дети могут попробовать себя в различных видах спорта, способствуя детскому интересу и поиску своих увлечений.
Такой комплексный подход позволяет формировать у детей не только физическую активность, но и любовь к спорту, что в дальнейшем способствует их гармоничному развитию и здоровому образу жизни.
Существует несколько направлений здоровьесберегающих технологий и одно из них – физкультурно-оздоровительное, где подразумевается развитие физических качеств, умений и навыков, реализация потребности ребенка в двигательной активности и приобщение к спорту и физической культуре. Именно это направление и реализуется инструктором по физической культуре, а здоровьесберегающие технологии являются ведущими во всей физкультурно-оздоровительной работе.
Методики сбережения здоровья применяют в двух направлениях:
- реализация образовательной программы в ДОУ без отрицательного воздействия на здоровье детей
- создание у детей базы валеологической культуры, формирование внимательного отношения к своему здоровью.
В целом же, здоровьесберегающая деятельность в дошкольном учреждении осуществлялась с помощью следующих технологий:
- медико-профилактических (организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.)
- физкультурно-оздоровительных (развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.)
- технологий обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (Основная задача этих технологий — обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ)
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.)
- валеологического просвещения родителей (Без сомнения, фундамент здоровья закладывается с детства. Положительное эмоциональное отношение к физической культуре и спорту – тоже. Первые впечатления и чувства всегда сильнее, всегда оставляют неизгладимый след в памяти. Поэтому есть основание надеяться, что оздоровительная работа, проводимая в детском саду, не окажется напрасной. Сформировавшиеся у детей знания о том, что крепкое здоровье, сила, ловкость, гибкость необходимы человеку для полноценной успешной жизни, безусловно, положительно скажутся на их отношении к здоровью.)
- здоровьесберегающих образовательные технологии в детском саду (накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий — учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения)
В нашем дошкольном учреждении в течении всего учебного года проходили такие мероприятия как: ежедневная утренняя зарядка, неделя здоровья, спортивные соревнования и многое другое. А также в рамках реализации программы «Здоровье на рабочем месте». семинар-практикум для педагогов: «Здоровым быть – это модно». Сегодня ЗОЖ в моде, и следование принципам здорового образа жизни — предмет гордости волевых и целеустремлённых людей.
|