Конспект образовательной деятельности «Здоровым быть — здорово!» (Подготовительная группа) |
Здоровье | |||
Автор: Мещерякова Марина Николаевна | |||
17.10.2025 06:13 | |||
Цель: формировать у детей знания о том, что такое здоровье, как его поддерживать, укреплять и сохранять. Задачи образовательных областей: «Познавательное развитие»:
«Речевое развитие»:
«Физическое развитие»:
«Социально-коммуникативное развитие»:
«Художественно- эстетическое развитие»:
Материалы и оборудование: Компьютер для просмотра слайдов, схемы фигуры человека, блоки «Дьенеша», кукла, два комплекта цифр от 1 до 10, воздушные шары, зеркала, набор картинок для упражнения «Логическая цепочка», стеки, фольга, «Книга здоровья». Предварительная работа: Рассматривание детских энциклопедий, картинок, посвящённых ЗОЖ, беседы, чтение художественной литературы о ЗОЖ, разучивание физкультминутки. Ход: - Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!) - А вы знаете, что мы с вами не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья. А как вы думаете, что означает слово «здравствуйте»? (ответы детей). - Слово «здравствуйте» означает «желаю здоровья». А здоровье спрятано и в тебе, и во мне, и в каждом из нас. Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? (ответы детей). - Я раскрою вам маленький секрет. Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков. Эти лучики живут в каждой клеточке нашего организма. Посмотрите, «солнышко» улыбается — это знак того, чтобы вы всегда были здоровы, веселы, бодры, а главное берегли свое здоровье. А вот как это сделать, я вас сегодня научу. Предлагаю вам отправиться в путешествие в научно – исследовательский городокЗдоровейск. Вы согласны? ответы детей). - А нашими экскурсоводами сегодня будут семь гномов. Экскурсия наша пойдет по маршруту следующих станций: (слайд № 1 с гномами и маршрутами). - Итак, первая станция «Знай-ка» (слайд №2). Сейчас мы посмотрим фрагмент мультфильма про Федю Зайцева. (Фрагмент мультфильма «Федя Зайцев») - Кого нарисовал Федя? (ответы детей). - Вы согласны с мнением Феди, что человек состоит из точки, палки, рожицы, огуречка? (ответы детей). - Посмотрите друг на друга и скажите, что есть у человека? Какие части тела вы знаете? (дети называют части тела) (слайд № 3) - Еще руки называют — верхние конечности, ноги – нижние конечности. А на туловище можно выделить грудь, живот, спину. (слайд № 4) — Скажите, в названии каких частей тела есть звук «А» (Голова, спина, глаза, рука, нога) - Назовите части тела со звуком «И» (руки, ноги, брови, лицо, спина, колени, плечи). - В названии каких частей тела есть звук «У» и «А» (рука). - В названии каких частей тела есть только гласный звук «О» (рот, лоб, нос). - А правильно ли Федя поступил, нарисовав своего человечка на стене? (ответы детей) -А где можно рисовать? (ответы детей) - Я хочу вам предложить сегодня, не рисовать человечка, а выложить его на столе. Мальчики будут выкладывать один вид человечка, а девочки другой. Что лежит перед вами на столе на тарелочках? (геометрические фигуры). - Какие? (Круг, прямоугольник, треугольник). - А еще перед вами лежат схемы фигуры человека, которые состоят из разных символов. Посмотрите, что означают эти символы? (цвет, толщина, форма). (Выкладывают человека из блоков «Дьенеша»). - Какие геометрические фигуры ты использовал для построения своего человечка? (Анализ работы мальчика и девочки). - Ой, ребята, гномики передали вам вот такую интересную куклу. Давайте найдем ей место в вашей группе (сажаю куклу, она не сидит). Что с ней происходит? (кукла падает, не сидит). -Как вы думаете, почему? (ответы детей). - Да, она сшита из ткани, она мягкая, у нее нет никакого твердого основания, что бы служило ей опорой. А теперь вы потрогайте ваше лицо, руки. Они твердые или мягкие? (ответы детей) - Почему же мы тогда стоим, сидим, двигаемся и не падаем? (ответы детей) - Да, внутри нас есть опора. - Как она называется? (ответы детей) -Правильно, скелет: «Что б на кисель не походить, На скользкую медузу, Скелет у всех нас должен быть, И он нам не обуза…» (слайд № 5) - Скелет — это наша опора, он поддерживает наше тело, и оберегает важные органы от повреждения. А что бы наша опора и наш организм были крепкими и сильными, что мы должны делать? (ответы детей)
Зарядкой нужно заниматься. -Давайте, мы сейчас отдохнем, заодно потренируемся и укрепим наше здоровье. Физкультминутка (слайд № 6) «Давайте разомнемся, физкульт – ура! Ура! (дети маршируют) Потянемся, прогнемся, Попрыгать нам пора! (выполняют движения по тексту) Не будет в мышцах лени, Нам с ней не по пути (сгибают и разгибают руки) Прижми к груди колени, Руками обхвати! (поочередно поднимают колени, обхватывая их руками) Наклоны влево – вправо И два шага вперед, Стоим на месте прямо И быстрый поворот (выполняют движения по тексту) Назад два шага снова, Вернулись на места (выполняют движения по тексту) Так будем все здоровы Хотя бы лет до ста! (маршируют) - А сейчас наши гномы готовы проводить нас на другую станцию «Здоровей-ка» (слайд № 7) - Но чтобы пройти на эту станцию, нам надо выполнить одно задание. Я приготовила цифры, и нам надо выложить из них две дорожки. Одна дорожка будет состоять из цифр от 1 до 10 её выкладывают девочки. А вторая дорожка из цифр в обратном направленииот 10 до 1 её выкладывают мальчики (дети выкладывают дорожки из цифр). - Задание выполнено правильно и мы на станции «Здоровей-ка». Ребята, приложите правую руку на грудь. Давайте тихо постоим и прислушаемся к себе. Чувствуете, как внутри что- то стучит? (да) - Что же это такое? (сердце) - Сердце – главный орган у человека. (Слайд № 8) Сердце бьется в груди у каждого. Подумайте, как можно сказать про сердце. Какое оно? (здоровое, горячее, доброе, злое, ласковое) -А можно ли сказать, что у человека сердце доброе или злое? Игра «Хорошо — плохо» - Когда у человека доброе сердце, это хорошо или плохо, почему? - Когда у человека злое сердце, это хорошо или плохо, почему? - Сердце бывает добрым и злым, а люди совершают разные поступки: хорошие и плохие. - Как вы думаете, какого размера сердце? (ответы детей). - А вы знаете размер своего сердца? (ответы детей) - Сожмите кулак. Сердце размером чуть больше размера вашего кулака. Но у человека есть еще один важный орган. Какой? Он помогает при дыхании (ответы детей). - Это легкие, у человека их два (слайд № 9). Как вы думаете, мы можем прожить без дыхания? (ответы детей) - Давайте попробуем задержать дыхание на несколько секунд (задерживаем дыхание). Что вы почувствовали? Вам тяжело было без воздуха? Значит, какой вывод мы можем сделать? (ответы детей). - Человек не может прожить без дыхания. Во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых оно больше, а у детей меньше. Хотите посмотреть, сколько воздуха вдыхаете вы, какой объем легких у вас? «Практическое упражнение с воздушным шариком» (Набираем воздух в легкие и выдыхаем его в шарик, зажимая его) Посмотрите, у вас шарики разного размера, значит, и объем легких у вас разный. - А теперь я вам предлагаю провести еще один опыт. Но для этого нам потребуются зеркала. Возьмите зеркало, посмотритесь в него, что вы там видите? (свое лицо). А если в зеркало посмотрится медведь, что он увидит? (мордочку). А в лесу нет зеркала, как животные могут увидеть свое отражение? (Посмотреться в реку, озеро, ручей, лужу). - А теперь подышите на зеркало (оно запотело), проведите пальчиком, какое оно стало? (влажное, мокрое) - Значит, что есть в выдыхаемом нами воздухе? (в выдыхаемом нами воздухе есть вода) - Дети, чтобы восстановить дыхание сделаем упражнение. Упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» Исходное положение — стоя, спина ровная. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз). Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании. - Молодцы ребята, вы хорошо потрудились, и я предлагаю вам расслабиться, дать отдохнуть вашему сердцу и легким, а они как вы знаете, работают без перерыва и никогда не отдыхают. А мы можем помочь им в этом. Релаксация «Солнечный водопад» (слайд № 10, звучит спокойная музыка) Дети сидят на ковре, глаза закрыты. Представьте себе чудесный солнечный день, голубое небо, теплое-теплое солнышко. Воздух чист и свеж. Вы дышите легко и свободно. И на вас падает водопад солнечных лучей. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу, по шее……Солнечный водопад течет по вашим плечам…, помогает им стать мягкими и расслабленными… А нежность лучей гладит ваши ручки, пальчики……, дальше по груди, животу. Вы чувствуете, как тело становится мягким и вы успокаиваетесь. Этот удивительный водопад обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя спокойно и с каждым вздохом все сильнее и сильнее… А теперь, потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Ваше сердце успокоилось, а тело наполнилось силой и энергией. - А наши гномики готовы нас повести на следующую станцию, которая называется «Увлекай-ка» (Слайд №11) Упражнение «Логическая цепочка» - Но что бы попасть на эту станцию нам надо правильно разложить картинки. Если первая картинка будет поезд. Подумайте, какая следующая может быть картинка? (вертолет). - Почему? (транспорт). - Следующая? (скворец) - Почему? (летает) - Следующая картинка (гусь) - Почему? (птица) - Бумажный кораблик. - Почему? (плавает) - Тетрадь. - Почему? (из бумаги) - Книга. - Почему? (школьные принадлежности) - Молодцы, задание выполнили правильно, и мы на станции «Увлекай-ка» И сегодня я вам принесла вот такую интересную «Книгу здоровья». В ней пока нет страниц, и я предлагаю вам сегодня начать её оформлять. А для этого давайте вспомним, что надо делать, что бы сохранить здоровье? (Заниматься спортом, соблюдать правила гигиены, правильно питаться, гулять на свежем воздухе в любую погоду). - Сейчас я предлагаю нарисовать рисунки для книги здоровья. Рисовать вы будете то, о чем мы сейчас с вами говорили. Но рисовать мы будем не красками и карандашами, а волшебными палочками. Пройдите за столы и приступайте к рисованию (слайд № 12) Рисование стеками по фольге - Подойдите ко мне со своими рисунками, все ваши рисунки вкладываю в «Книгу здоровья». Она останется у нас в группе, и мы будем дальше её оформлять. А наше путешествие в научно – исследовательский городок Здоровейск закончилось, гномики говорят вам: «Молодцы!» А я вам всем желаю ЗДОРОВЬЯ! Ведь здоровым быть очень –здорово!
|