ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТОВ |
Здоровье | |||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Липатова Наталья Николаевна | |||||||||||||||||||||||||||||
17.10.2025 16:10 | |||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Липатова Наталья Николаевна Должность: воспитатель Учреждение: МБДОУ Детский сад № 1 «Олимпик» Населенный пункт: г. Ульяновск Здоровье – непреходящая ценность жизни человека, определяющая его успешность во всех сферах жизни. Поэтому его сохранение и укрепление с первых лет жизни является важнейшей задачей не только врачей, но и педагогов. На это особо указано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Его положения определяют, что воспитатели должны обеспечивать оптимальные условия для охраны жизни воспитанников, для укрепления и совершенствования психического и физического здоровья[4]. При этом важно не только проводить оздоровительные мероприятия с детьми, но и формировать у них первоначальные, но осознанные представления о здоровом образе жизни, развивать интерес и потребность придерживаться его правил.
В современной научно-методической литературе (С. В. Жерякова, С.И. Карабаева, И.М. Новикова и др.) формирование основ здорового жизни у детей дошкольного возраста характеризуется как сложный процесс, основанный на целенаправленном педагогическом воздействии, которое способствует гармоничному развитию системы представлений о здоровье и здоровом образе жизни, ценностного отношения к ним, становлению навыков в области здоровьесбережения [1; 2; 3]. Начинать данную работу следует начинать с первых дней ребенка в детском саду. Однако особое внимание ее организации необходимо уделять в средней группе, так как дети пятого года жизни постепенно переходят от подражания к самостоятельным действиям, начинают активно интересоваться различными сторонами жизни, в том числе и здоровым образом жизни. У них формируются первичные представления о здоровье, как отсутствии заболеваний и хорошем самочувствии. Все это и определяет необходимость организации специальной педагогической деятельности, которая позволяет формировать основы здорового образа жизни у детей, закладывая фундамент для дальнейшей работы в старшей группе. Одним из средств формирования основ здорового образа жизни у детей пятого года жизни являются проекты. Их эффективность связана с тем, что участие в них позволяет воспитанникам:
Все это позволяет наиболее продуктивно формировать первичные осознанные представления детей о здоровом образе жизни, развивать навыки здоровьесберегающего поведения. На основании вышеизложенного нами были разработаны несколько проектов, целью которых было сформировать основы здорового образа жизни у детей пятого года жизни, описание которых представлено в таблице 1. Таблица 1 – Проекты по формированию основ здорового образа жизни у детей пятого года жизни (средняя группа)
Все предложенные проекты проводились поэтапно, что позволяло последовательно формировать основы здорового образа жизни у детей пятого года жизни, стимулируя интерес и активность каждого ребенка. На первом этапе в процессе свободного общения возникала проблемная ситуация, требующая активного дальнейшего совместного познания. Это развивало интерес детей к теме. Второй этап основывался на проведении серии бесед, игровой деятельности, на решении проблемно-игровых ситуаций, в которых воспитанники приобретали систему представлений, осваивали необходимые умения и навыки. На третьем этапе дети создавали творческий продукт проекта, обобщая и систематизируя полученные знания, умения и навыки, проявляя собственное отношение к ним. На четвертом этапе созданный продукт презентовался родителям. Таким образом, основываясь на анализе научно-методической литературе и собственном педагогическом опыте, можно заключить, что формирование основ здорового образа жизни у детей пятого года жизни достаточно полноценно происходит посредством проектов. Список литературы
|