Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТОВ
Здоровье
Автор: Липатова Наталья Николаевна   
17.10.2025 16:10

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТОВФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТОВ

Автор: Липатова Наталья Николаевна

Должность: воспитатель

Учреждение: МБДОУ Детский сад № 1 «Олимпик»

Населенный пункт: г. Ульяновск

Здоровье – непреходящая ценность жизни человека, определяющая его успешность во всех сферах жизни. Поэтому его сохранение и укрепление с первых лет жизни является важнейшей задачей не только врачей, но и педагогов. На это особо указано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). Его положения определяют, что воспитатели должны обеспечивать оптимальные условия для охраны жизни воспитанников, для укрепления и совершенствования психического и физического здоровья[4]. При этом важно не только проводить оздоровительные мероприятия с детьми, но и формировать у них первоначальные, но осознанные представления о здоровом образе жизни, развивать интерес и потребность придерживаться его правил.

 

В современной научно-методической литературе (С. В. Жерякова, С.И. Карабаева, И.М. Новикова и др.) формирование основ здорового жизни у детей дошкольного возраста характеризуется как сложный процесс, основанный на целенаправленном педагогическом воздействии, которое способствует гармоничному развитию системы представлений о здоровье и здоровом образе жизни, ценностного отношения к ним, становлению навыков в области здоровьесбережения [1; 2; 3]. Начинать данную работу следует начинать с первых дней ребенка в детском саду. Однако особое внимание ее организации необходимо уделять в средней группе, так как дети пятого года жизни постепенно переходят от подражания к самостоятельным действиям, начинают активно интересоваться различными сторонами жизни, в том числе и здоровым образом жизни. У них формируются первичные представления о здоровье, как отсутствии заболеваний и хорошем самочувствии. Все это и определяет необходимость организации специальной педагогической деятельности, которая позволяет формировать основы здорового образа жизни у детей, закладывая фундамент для дальнейшей работы в старшей группе.

Одним из средств формирования основ здорового образа жизни у детей пятого года жизни являются проекты. Их эффективность связана с тем, что участие в них позволяет воспитанникам:

  1. приобретать и применять представления в различных видах доступной практической деятельности – игре, экспериментировании, рисовании и т.д.;
  2. проявлять собственную активность, самостоятельность и творчество при освоении различных аспектов здорового образа жизни.

Все это позволяет наиболее продуктивно формировать первичные осознанные представления детей о здоровом образе жизни, развивать навыки здоровьесберегающего поведения.

На основании вышеизложенного нами были разработаны несколько проектов, целью которых было сформировать основы здорового образа жизни у детей пятого года жизни, описание которых представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Проекты по формированию основ здорового образа жизни у детей пятого года жизни (средняя группа)

Название проекта

Цель

Этапы

1

Постановка проблемы

2

Познавательно-исследовательский

3

Продуктивно-творческий

4

Презентации

«Залог здоровья – полезная еда»

Сформировать представления о правильном и полезном питании, развить стремление к соблюдению правил рационального питания.

Проблемная ситуация «Будешь ли здоровым, если плохо кушать?»

Беседы: «Может ли еда быть вредной?», «Овощи и фрукты – самые лучшие продукты», «Кто такие витамины?».

Дидактические игры: «Вредно – полезно», «Каша для Миши», «Что лишнее?».

Рисование «Полезная еда».

Составление рассказов о полезной еде по рисункам.

Выставка детских работ (рисунков) «Полезная еда – страж нашего здоровья»

«Чистым быть – здоровье свое хранить»

Сформировать представления о необходимости поддержания чистоты тела и одежды, соблюдения культурно-гигиенических норм, развить самостоятельность в выполнении гигиенических правил.

Проблемная ситуация «Почему часто болеет тот, кто руки не моет?»

Беседы: «Друг нашего здоровья – чистота», «Где живут микробы?», «Зачем мыть ручки и личико?».

Дидактические игры «Восстанови действие», «Правильно – неправильно».

Проблемно-игровые ситуации: «Учим Мишку мыть руки», «Наведем чистоту».

Театрализованная игра по мотивам сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр»

Спектакль для родителей «В гостях у Мойдодыра» (по мотивам сказки К.И. Чуковского)

«Физкультурой займемся – здоровья наберемся!»

Сформировать представления о значении физкультуры и активного образа жизни в поддержании здоровья, развить стремление к занятиям физкультурой и спортом, интерес к самостоятельному выполнению упражнений и участию в подвижных играх.

Проблемная ситуация «Помогает ли физкультура быть здоровым?»

Беседы: «Польза зарядки», «Движение помогает нам расти», «Удивительный мир спорта».

Подвижные игры: «Успей пробежать», «Ловишки» и др.

Проблемно-игровые ситуации: «Зарядка для игрушек», «Самые полезные упражнения».

Подготовка к празднику (досуговому мероприятию) «Физкультурой займемся – здоровья наберемся!»

Проведение праздника «Физкультурой займемся – здоровья наберемся!»

Все предложенные проекты проводились поэтапно, что позволяло последовательно формировать основы здорового образа жизни у детей пятого года жизни, стимулируя интерес и активность каждого ребенка. На первом этапе в процессе свободного общения возникала проблемная ситуация, требующая активного дальнейшего совместного познания. Это развивало интерес детей к теме. Второй этап основывался на проведении серии бесед, игровой деятельности, на решении проблемно-игровых ситуаций, в которых воспитанники приобретали систему представлений, осваивали необходимые умения и навыки. На третьем этапе дети создавали творческий продукт проекта, обобщая и систематизируя полученные знания, умения и навыки, проявляя собственное отношение к ним. На четвертом этапе созданный продукт презентовался родителям.

Таким образом, основываясь на анализе научно-методической литературе и собственном педагогическом опыте, можно заключить, что формирование основ здорового образа жизни у детей пятого года жизни достаточно полноценно происходит посредством проектов.

Список литературы

  1. Жерякова С.В. Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века // Молодой ученый. 2015. № 5. С. 462-467
  2. Карабаева С.И. Формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2011. №10. С. 20-25.
  3. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2015. 121 с.
  4. Приказ Mинобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 38 (400) выйдет
17 октября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год
Скачать Номер 32 (394) за 2025 год
Скачать Номер 31 (393) за 2025 год
Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год