Конспект занятия по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста на тему: «Зима» |
Занятия по теме "Зима" | |
Автор: Стадник Дарья Михайловна | |
22.02.2025 21:35 | |
Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ «Ясли-сад №6 «Золотой ключик» Стадник Дарья Михайловна Цель: закреплять навык различения гласных и согласных звуков; продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов; делить слова на слоги; упражнять в составлении предложений по схеме; развивать умение определять количество слогов в словах; развивать фонематический слух, связную речь, мелкую моторику; обогащать словарь детей на зимнюю тематику; воспитывать интерес к началам грамоты. Материалы и оборудование: дидактическая игра «Звуковые полки», речевая игра «Слоговые домики», раздаточный материал — схемы предложений, конверт, шаблоны снежинок 5 штук, волшебный мешок, колонка, флеш-накопитель мультфильм «Снеговик-почтовик», схемы и фишки для звукового анализа, шаблоны шаров (штриховка) 10 штук, фломастеры, шаблон елки формата А2. Использованная литература: Н. С. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте. Занятия с детьми 3-7 лет», интернет ресурсы6: сайт Маам. ру, инфоурок ХОД ЗАНЯТИЯ 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Приветствие. Дети с воспитателем становятся в круг, берутся за руки: Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Справа друг и слева друг. Получился ровный круг!
Воспитатель рассказывает о том, какое приключение с ней случилось. Ребята, сегодня по дороге к вам я встретила знаете кого? Отгадайте загадку Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой! К ветру зимнему привык Наш приятель … (снеговик) На экране появляется снеговик (видео фрагмент мультфильма «Снеговик-почтовик») Воспитатель: Смотрите ребята у Снеговика одни загадки. В лес пойти. Того найти! И от него ребятам эту принести. Кого того найти? Что ребятам принести? Давайте поможем Снеговику справиться с его загадками. За столы всех приглашаю и задания предлагаю. Давайте вспомним правила поведения на занятии. Не кричать! Четко говорить. Внимательно слушать педагога и друг друга. Если знаете ответ – поднимаем руку. Итак я открываю конверт от Снеговика и вытягиваю первую снежинку а на ней задание. Давайте вспомним какие бывают звуки? Звуки бывают разные. Итак шум ветра, раскат грома, шум воды, хруст снега, шелест листьев это какие звуки? Неречевые! -А звуки, которые мы используем для образования слов и звуки, которые человек произносит когда говорит этозвуки какие? -Речевые Итак мы с вами разобрались что звуки бывают речевые и неречевые. -На какие две большие группы делятся речевые звуки? -Гласные и согласные. ВОСПИТАТЕЛЬ: Гласные звуки – это звуки, которые формируются посредством свободного прохождения потока воздуха. Гласные звуки можно произносить долго и даже пропеть. -Давайте их вспомним. А, У, О, Ы, И. ВОСПИТАТЕЛЬ: Согласные звуки — это звуки, при произношении которых мы встречаем на своем пути преграды: губы, зубы, язык. Давайте вспомним согласные звуки которые мы с вами знаем -М, К, Г, З, С, Б, П. ВОСПИТАТЕЛЬ: Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Давайте возьмем пару з-с. Звук з какой? -Звонкий -Звук с какой? -Глухой Возьмем пару Б-П -Б какой звук? -Звонкий -П какой звук? -Глухой Согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Итак, ребята, мы справились с первым заданием. А в конверте еще 2 снежинка. Снеговик хочет чтобы мы поиграли с вами в игру «Звуковые полки». Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха. На полке расположены буквы обозначающие согласные звуки. Вам нужно определить звук и поставить на полку с буквой М З С Воспитатель предлагает детям достать из волшебного мешочка картинки. Ребенок достает картинку, произносит слово, и определяет первый звук ВОСПИТАТЕЛЬ ДОСТАЕТ 3 СНЕЖИНКУ Звуковой Анализ Слова — ЗИМА САНИ (схемы) «Слоговые домики» 4 снежинка «Слоговые домики» эта развивающая игра, которая помогает нам научиться делить слова на слоги И так ребята Итак, слова: ЗИМА САНИ ЛЫЖИ СНЕГОВИК СНЕЖИНКА МОРОЗ МИШУРА КАТОК ГОРКА ФИЗКУЛЬТМИНУТКА –МУЗЫКАЛЬНАЯ «Лепим снежный ком» Пятая снежинка «Схема предложения» Ребята мы вспомнили с вами звуки, поделили слова на слоги, а слова мы объединим в предложения. Слова называют предметы и их признаки, обозначают действие Слова впредложении пишутся раздельно. Начало предложения, это первое слово- пишется с большой буквыв схеме обозначается такI______ В конце предложения если оно повествовательное ставится. Наступила зима. Если предложение произносится с восклицанием в конце ставим! знак Пришла зима!!!!! Если в в предложении вопросительная интонация, то ставим знак вопроса? Наступила зима????????? Работа со схемами предложения. Пальчиковая гимнастика Штриховка Я тетрадочку открою и как нужно положу (показ) От вас друзья не скрою Карандаш вот так держу (показ) Карандаш держим правильно в щепотке из большого указательного и среднего пальца правой или левой руки (ЕСЛИ ЕСТЬ ЛЕВША САДИМ ТАК ЧТОБЫ ЕМУ НИКТО НЕ МЕШАЛ) с края стола КУДА ДОЛЖЕН СМОТРЕТЬ КОНЧИК КАРАНДАША- На ПРАВОЕ И (ЕСЛИ ЛЕВША) ЛЕВОЕ ПЛЕЧО Сяду ровно не согнусь За работу я берусь Чтобы правильно выполнить работу нужно внимательно посмотреть на свой рисунок Штриховка у нас будет проводиться сверху вниз. Закончили работу. Ребята, Я догадалась, что речь идет о новогодней елке, Которую нам в подарок передал Дед Мороз. ПОКАЗ ЕЛКИ, Вот мы и разгадали с вами загадки Снеговичка. А наши шары будут прекрасным украшение для нашей елочки. Украшение елки. Дети, мы совершили увлекательно путешествие вместе со снеговичком. У нас было много познавательных и интересных заданий, ребята, а что вам понравилось больше всего чем запомнилось наше путешествие? МЫ вспомнили звуки, поделили слова на слоги, составили предложения о зиме и зимних забавах, выполнили штриховку новогодних шаров и украсили ими елку!!!! Вы молодцы! А за то, что мы разгадали загадку Снеговика, он передал нам посылку, давайте ее откроем и посмотрим, что внутри!!!!
|