Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Основные направления социализации детей с нарушением зрения в условиях ДОУ
Нарушение зрения у детей
Автор: Карасева Ирина Леонидовна Караборина Ирина Анатольевна   
30.01.2019 01:06

Основные направления социализации детей с нарушением зрения в условиях ДОУОсновные направления социализации детей с нарушением зрения в условиях ДОУ

  • Карасева Ирина Леонидовна
  • Караборина Ирина Анатольевна

воспитатели I категории МБДОУ «Колосок» г. Черногорск Республика Хакасия

Есть в городе Черногорске небольшой уютный дом для ребят с нарушением зрения – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок». Расположен он вдали от городского шума, суеты больших дорог и многоэтажек.

Наш детский сад — специализированное учреждение, главная задача которого – не дать зрительному заболеванию нарушить общий ход развития малыша, создать условия для формирования полноценной личности, интеграции ребенка в общеобразовательную школу и общество сверстников.

 

Мы работаем с детьми, имеющими нарушения зрения, и поэтому основной целью нашей работы является успешная социальная адаптация детей в современном социуме и обеспечение им равных стартовых возможностей.

Специальным образом организованная, целенаправленная и систематическая коррекционно-педагогическая работа помогает детям максимально приблизиться в своих возможностях к нормально видящим сверстникам во всех сферах деятельности (игровой, бытовой, учебной, трудовой).

Процесс социализации детей с нарушением зрения осуществляем в нескольких направлениях:

  • адаптация ребенка к предметному миру: развитие познавательной активности на основе полисенсорного восприятия предметного мира, расширение бытового и социального опыта детей.

Мы стремимся достичь мобильности, самостоятельности, уверенности у детей, приучаем активно исследовать и осваивать окружающий мир, развиваем любознательность и сообразительность, эрудицию.

  • адаптация ребенка к социальной среде: это развитие общения, формирование взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Мы вместе учимся быть доброжелательными, культурными, в играх и ежедневных ситуациях общения учимся договариваться, уступать, сопереживать, помогать, разрешать споры без конфликтов. Мы умеем радоваться успехам других и уверены в собственных силах.

  • адаптация ребенка к собственному «Я»: это формирование умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

Мы помогаем детям оценивать собственное положение в семье, в группе сверстников; помогаем понять свою индивидуальность, уникальность; вместе находим и открываем все новые способности и возможности.

Эти основные направления социализации формируем в процессе различных видов детской деятельности – поэтапно, с постепенным усложнением и увеличением объема познавательного материала.

Первостепенной задачей педагогов является организация предметно-развивающей среды, соответствующей потребностям деятельного ребенка, которая обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, согласно принципам развивающего обучения ФГОС.

Все игры, пособия в группе доступны детям, оснащение Центров развития постоянно обновляется, меняется в соответствии с возрастом детей, с тематическим планированием.

Процесс социальной адаптации ребенка с нарушением зрения начинается со знакомства с ближайшим предметным окружением.

С момента поступления малыша в детский сад мы начинаем обучать его способам сенсорного обследования предметов. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Значит, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, сравнивает, рассуждает, тем быстрее и комфортнее он осваивается в окружающем пространстве, социуме.

Мы предлагаем детям игры и упражнения на развитие восприятия, с опорой на сохранные анализаторы, развитие мелкой моторики, ориентировку в пространстве, знакомство с предметным окружением. Для этого используем разнообразные пособия, конструкторы, красочные атрибуты из разных материалов, творчески перерабатываем знакомые детям игры.

«Чудесный мешочек». Малыши обследуют руками большие и маленькие предметы, называют их; а старшие дошкольники учатся нащупывать лежащие в мешочке детали и определять, частью каких предметов, игрушек они являются.

Группа игр «Собери на ощупь». Эти игры предлагаем старшим дошкольникам. Дети надевают специально изготовленные мягкие маски на глаза и на ощупь складывают знакомую пирамидку; находят в корзинке и собирают на шнурок крупные бусины одинаковой формы; выкладывают дорожку объемного геометрического домино и т.д.

Для развития тактильной чувствительности предлагаем игры:

«Найди друга по представлению» (авторская). Ребенку – «исследователю» с маской на глазах предлагают обследовать руками стоящего перед ним другого ребенка – «объект», называя вслух обнаруженные признаки, детали (волосы собраны в хвостик, в ушах сережки, длинный рукав, есть поясок и т.п.). Затем «исследователь» снимает маску и находит среди детей свой «объект», опираясь на названные признаки.

«Узнай на ощупь». Перед ребенком на столе воздушные шарики-мешочки, наполненные крупами, сахаром, мелкой мозаикой, бусинками и т.п. Ребенок угадывает, что в каждом и кладет шарик-мешочек на картинку с изображением этого наполнителя.

«Угадай, что звучит и найди это на ощупь». Игра развивает слуховое внимание и осязание.

«Сосчитай язычком». Дети берут с тарелки щепотку сухих завтраков или нарезанную кубиками морковь (яблоко), кладут в рот и пытаются сосчитать, сколько кусочков им досталось. Можно считать то, что видишь, то, что слышишь, то, что ощущаешь пальцами, а можно считать язычком. Это и вкусно и полезно!

Такие, достаточно сложные, игры можно предлагать детям, уже имеющим определенный сенсорный опыт. Старшие дошкольники азартно и с удовольствием соревнуются друг с другом.

Мы не случайно так подробно остановились на развитии восприятия. Считаем, что подобные игры стоит использовать и в обычных детских садах. Они не только развивают осязание, мелкую моторику, но и приучают ребенка прислушиваться к себе, концентрироваться на своих ощущениях и каждый раз убеждаться в том, что можно «видеть» и понимать происходящее пальцами, ушами, языком… Это ощущение первооткрытия интересно даже взрослым! Попробуйте!

Таким образом мы осваиваем окружающий предметный мир. И это только первый этап социальной адаптации.

Формирование чувственного, сенсорного опыта дошкольников, развитие наглядно-действенного мышления является основным направлением нашей работы в младшей и средней группах; а в старшем дошкольном возрасте приоритетное место в интеллектуальной подготовке детей с нарушением зрения занимает развитие более сложных мыслительных операций.

В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость.

Поисковые задачи формируют базовые умения, так необходимые школьникам: умение анализировать, планировать свои действия, рассуждать, делать выводы, проявляя при этом творческие способности. Мы используем развивающие методики, сборники игр разных авторов (Венгера, Дьяченко, Михайловой, Котовой Е.В., Кузнецовой С.В.) Изготовили много пособий-карт по методике отечественного психолога Зака А.З. «Будем смышлеными!».

Социально-бытовая ориентировка. С момента поступления ребенка в детский сад, мы знакомим малыша с помещениями группы, детского сада, прилегающей территорией, развиваем умение ориентироваться в окружающей обстановке через путешествия, экскурсии, игры.

В старшем дошкольном возрасте расширению бытового и социального опыта детей способствуют не только развивающие, сюжетно-ролевые игры, но и экспериментирование, моделирование, решение проблемных ситуаций.

Второе направление социальной адаптации детей с нарушением зрения – это общение, освоение социальной среды. Для развития общения, способов эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, мы используем разнообразные игры, опыт других педагогов, элементы социо-игровой педагогики:

«Волшебная палочка», «Встань по пальцам», «Буква-хоровод», «Слухачи», «По правде и понарошку» и др. Эти игры и упражнения направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от него, умение слушать и слышать другого человека, разрешать конфликтные ситуации, учат способам вербального и невербального взаимодействия.

Например, знакомую всем игру «Поменяйтесь местами» — мы немного изменили, придумали с ребятишками стишок-считалку для выбора водящего:

Ветер дует, задувает,

Все вокруг перемещает.

1-2-3-4-5, говори, кому бежать!

Ребенок задает признак, свойство, по которому дети должны пересесть, перебежать на другие места. Веселая, подвижная игра развивает наблюдательность, внимание к деталям внешности, одежды своей и окружающих, дружелюбие.

Адаптация ребенка к собственному «Я»

Целью социально-психологической адаптации детей с нарушением зрения является достижение такого психологического состояния, когда ребенок воспринимает свой зрительный недостаток как одно из своих качеств, т.е. определенную индивидуальную характеристику, отличающую его от других, но не более того.

Игры на самоутверждение, осознание собственного «Я» ( «Фанты», «Обыгрывание сказок», «Стихи по ролям», «Волшебные очки», «Расскажи мне обо мне» и др.) помогают устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты; создают благоприятную атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Стоит особо отметить, что сложный процесс социализации осуществляется лишь общими усилиями всех субъектов педагогического процесса. Семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание работе с родителями воспитанников. Мы проводим детско-родительские акции, марафоны, тематические вечера, концерты, Дни открытых дверей, устраиваем театральные постановки силами родителей.

Педагоги организуют экскурсии в музеи, посещают с детьми театральные и цирковые представления, выставки.

Добрые дружеские отношения сложились у нас с Городским обществом слепых. Наши ребята участвуют в ежегодных праздниках, получают подарки, призы.

Уже несколько лет юных артистов с песнями, танцами и поздравлениями приглашают в городскую библиотеку.

Очень важно, чтобы окружающие взрослые помогали дошкольникам пробовать себя в творчестве, и побуждали их к этому как можно раньше, лишь только у ребенка появятся первые, элементарные умения и навыки.

В рамках городского театрального фестиваля дети показали Представление — поучение «Умные сказки про глазки». Идея события направлена на профилактику снижения зрения у детей и повышение сопротивляемости организма различным повреждающим факторам внешней среды.

Вовлечение детей в театральную деятельность способствует их внутреннему раскрепощению, снятию чрезмерного возбуждения, тревожности, зажатости. В процессе сотворчества педагогов и детей формируется устойчивый интерес к музыкальной и речевой деятельности, создаются условия для развития воображения и творческих способностей детей. Участие в постановках помогает дошкольникам обрести уверенность в себе.

Мы учим дошкольников быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умеющими импровизировать, чтобы смело входить в современный мир, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно.

Наши воспитанники активно участвуют не только в городских и региональных, но и во всероссийских детских конкурсах, становятся дипломантами.

Несмотря на свой малый возраст, девчонкам и мальчишкам нравится соревноваться со сверстниками из других регионов в смекалке и выдумке. А сколько радости они испытывают, получив красочные дипломы!

Освоение специальной коррекционной и общеобразовательной программ, слаженная система взаимодействия специалистов детского сада и родителей позволяют преодолевать проблемы развития наших дошколят, они успешно продолжают обучение в школах города, активно участвуют во всех сферах школьной и общественной жизни, радуют нас своими успехами.

Расширяя социальный опыт детей с нарушением зрения через взаимодействие с социумом, мы, педагоги детского сада, стараемся сделать процесс сохранения и улучшения зрения у наших воспитанников радостным и полезным. Важно научить ребенка не только читать и писать, необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к людям, к жизни.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 2 июня 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 1 (25) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год