Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Роль воспитателя и логопеда в создании педагогических условий в развитии у детей зрительного восприятия»
Нарушение зрения у детей
Автор: Кононенко Нина Валерьевна Черепенникова Марина Владимировна   
30.11.2021 22:01

«Роль воспитателя и логопеда в создании педагогических условий в развитии у детей зрительного восприятия»«Роль воспитателя и логопеда в создании педагогических условий в развитии у детей зрительного восприятия»

«Глаза человека произвольно и непроизвольно фиксируют те элементы объекта, которые несут или могут нести нужные и полезные сведения. Чем больше нужных сведений содержится в элементе, тем больше на нем останавливаются глаза». (А. Л. Ябрус)

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятия.

Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств (это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств).

Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. В зависимости от того, какой орган чувств принимает преимущественное участие в восприятии, различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие.

 

В ходе зрительного восприятия мы получаем сведения о форме, цвете, величине, фактуре (особенности поверхности) предмета, его относительного расположения в пространстве.

Большое значение в выполнении действий восприятия, когда выясняются такие свойства предметов, как форма, величина, удаленность, имеют движение глаз, которые как бы ощупывают предметы, помогают сравнивать их с усвоенными сенсорными эталонами.

Зрительное восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребёнка: лепки, рисования, конструирования, чтения, рассматривания книг, просмотра фильмов, прогулок …

Все эти виды активной деятельности ребёнка пронизаны игрой. Игра детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя.

Значение зрительного восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения, готовит ребёнка к школе, в частности способствует усвоению детьми зрительных образов букв.

Если в процессе восприятия ребёнок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. При серьезных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития.

Для успешного развития зрительного восприятия необходимо создать в группе предельные условия:

  1. Создание предметно-пространственной и предметно-игровой среды, в состав которых могут входить: организация игрового поля, игровое оборудование, тематические наборы игрушек и картин, игровые атрибуты и материалы, настольно-дидактические игровые наборы аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.
  2. Подбор и разработка занятий.
  3. Оформление для родителей выставок дидактических игр и игрушек, способствующих развитию зрительного восприятия; оформление папок-передвижек.
  4. Создание в группе зон сенсорного развития (уголок цветовой гаммы).
  5. Диагностика и прогнозирование дальнейшего развития.

Для детей с нарушением зрения на занятиях использовать специальную наглядность определенных размеров: более крупную для фронтальных демонстрации и строго дифференцированную индивидуальную, соответствующую показателям основных, зрительных функций ребёнка и зрительной патологии.

При демонстрации цветных изображений должны соблюдаться основные требования: использовать яркие насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета.

При работе с сюжетными, изображениями для детей с низкой остротой зрения следует:

  • исключить несущественные детали, которые не оказывают влияния на содержание и смысл сюжета
  • учитывать контрастность фона, использовать контур объектов
  • ограничивать зрительную нагрузку соответственно возрасту и зрительным возможностям
  • проводить на занятиях физкультминутки, во время которых проводятся специальная гимнастика для глаз, для улучшения кровообращения всех структур и оболочек органа зрения с учетом возрастных и зрительных особенностей детей.

Воспитателю необходимо иметь знания о гигиене, охране, коррекции отклонений органов зрения.

Формирование у ребенка зрительно-пространственного восприятия, то есть представления о форме, цвете, величине и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу, занимает довольно продолжительное время. Поэтому очень важно еще в дошкольном возрасте, во-первых, обнаружить возможное отставание в формировании у ребёнка зрительно-пространственных представлений, и во-вторых, постараться своевременно его преодолеть.

Важным условием для формирования у детей правильных представлений о предмете и пространстве являются четкость и дифференцированность зрительного восприятия, зрительных представлений, зрительного анализа и синтеза. Поскольку все эти процессы проникают во взаимодействии, то очень трудно разграничить «по процессам» все игры и упражнения.

Для реализации развития зрительного восприятия были выделены следующие группы дидактических игр:

I. Игры на развитие восприятия формы (геометрических фигур)

Эти игры можно разделить на 4 типа:

  1. Игры на группировку предметов по форме ( «На что похожа эта фигура», «Обведи фигуру карандашом и раскрась»);
  2. Игры-наложения;
  3. Комбинирование разных форм ( «Собери бусы», «Сложи рисунок из фигур», «Сложи орнамент из фигур»);
  4. Игры на узнавание знакомых форм на рисунке и в действительности ( «Чем похожи домики», «Из каких фигур сложили предмет», «Какие фигуры видишь на рисунке», «Найди похожие фигуры», «Покажи предметы одинаковой формы»).

II. Игры на развитие восприятия цвета.

В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками. Эти игры можно разбить на 3 типа:

  1. Игры на подбор нужного цвета ( «Собери капельки в стакан», «Собери бусы», «Какого цвета предмет», «Раскрась»);
  2. Игры на сравнение предметов по цвету ( «Цветное домино», «Найди похожие домики», «Цветная карусель», «Подбери каждому предмету цвет» и т.д.);
  3. Игры на сочетание цветов ( «Сложи узор», «Одень куклу красиво», «Сплети коврик», «Собери красивый букет» и т.д.).

III. Игры на развитие восприятия величины.

В играх на определение величины используется самое большое количество предметов, которые следует предварительно подготовить. Это игрушки разных размеров, карандаши, ручки, ленты, веревочки и т.д.

Представление о величине предметов формируется у детей в процессе их активных действий с этими предметами.

Игры по восприятию величины можно разделить на 6 типов:

1. Игры на восприятие параметров величины ( «большой», «маленький»)

Например: «Построй башню», «Собери пирамидку», «Собери бусы», «Чей домик» и т.д.

2. Восприятие параметров высоты;

3. Восприятие параметров длины. Например: «Дорожки», «Бусы», «Коврики» и т.д.

4. Восприятие параметров ширины;

5. Восприятие параметров толщины;

6. Измерение параметров величины. (Например: «Расставь игрушки по величине», «Построй башню», «Собери пирамидку», «Выбери пуговицы» и др.).

IV. Восприятие пространства.

Можно выделить 2 типа таких игр:

  1. Игры на восприятие расстояния;
  2. Игры на восприятие направления.

V. Восприятие движений и позы.

Такие игры учат воспринимать позы и движения тела, конечностей, головы (игры в виде таблиц).

VI. Восприятие целостного предмета.

Это игры, в которых вырабатываются эти умения, опираются на манипулирование свойствами и частями предметов сначала в практических действиях, а затем в словесной и умственной форм.

Целостное восприятие предметов обеспечивает накопление жизненного опыта, так как образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят дальнейшим восприятием окружающего мира.

Можно выделить 3 типа игр:

  1. Игры на конструирование ( «Собери разрезную фигуру», «Сложи орнамент», «На какую игрушку похожа фигура», Нарисуй с помощью кругов»);
  2. Игры на узнавание ( «Узнай предмет по контуру», «Собери разрезные картинки», «Дорисуй лес», «Узнай предмет по деталям», «Чего не хватает у предмета»);
  3. Игры на определение общего и различного предмета ( «Чем похожи снежные бабы», «Найди похожие предметы»).

VII. Восприятие сложных явлений.

Приемы восприятия сложных явлений действительности опираются на восприятие их как целостного явления, а не только его деталей и свойств. Такое сложное комплексное восприятие предлагает параллельное развитие речи, мышления, чувств ребёнка.

Выделяются 4 типа упражнений:

  1. Рассматривание иллюстраций;
  2. Рассматривание картинок и картин;
  3. Составление рассказов по схемам;
  4. Рассказывание по серии картинок.

VIII. Восприятие природы.

Развитие восприятия осуществляется через освоения понятий, беседу, рассматривание иллюстраций, наблюдения, экскурсии, прогулки, просмотр фильмов и т.д.

IX. Восприятие образа букв.

Игры и упражнения:

  1. Узнавать сходные по начертанию буквы;
  2. Узнавать букву, написанную пунктиром;
  3. Узнавать недописанную букву;
  4. Узнавать буквы, наложенные друг на друга;
  5. Узнавать совмещенные буквы;
  6. Узнавать заштрихованные буквы;
  7. Узнать правильно написанные буквы среди неправильно-написанных.

X. Игры на восприятие зрительного внимания и зрительной памяти.

Например: «Чего не стало», «Что изменилось», «Что появилось» и т.д.

XI. Игры для развития зрительного анализа и синтеза.

Например: «Чем отличаются предметы», «Чем отличаются картинки», «Покажи такую же фигуру», «Узнай по контуру», «Путаница».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год