Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Роль воспитателя и логопеда в создании педагогических условий в развитии у детей зрительного восприятия»
Нарушение зрения у детей
Автор: Кононенко Нина Валерьевна Черепенникова Марина Владимировна   
30.11.2021 22:01

«Роль воспитателя и логопеда в создании педагогических условий в развитии у детей зрительного восприятия»«Роль воспитателя и логопеда в создании педагогических условий в развитии у детей зрительного восприятия»

«Глаза человека произвольно и непроизвольно фиксируют те элементы объекта, которые несут или могут нести нужные и полезные сведения. Чем больше нужных сведений содержится в элементе, тем больше на нем останавливаются глаза». (А. Л. Ябрус)

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятия.

Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств (это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств).

Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. В зависимости от того, какой орган чувств принимает преимущественное участие в восприятии, различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие.

 

В ходе зрительного восприятия мы получаем сведения о форме, цвете, величине, фактуре (особенности поверхности) предмета, его относительного расположения в пространстве.

Большое значение в выполнении действий восприятия, когда выясняются такие свойства предметов, как форма, величина, удаленность, имеют движение глаз, которые как бы ощупывают предметы, помогают сравнивать их с усвоенными сенсорными эталонами.

Зрительное восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребёнка: лепки, рисования, конструирования, чтения, рассматривания книг, просмотра фильмов, прогулок …

Все эти виды активной деятельности ребёнка пронизаны игрой. Игра детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя.

Значение зрительного восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения, готовит ребёнка к школе, в частности способствует усвоению детьми зрительных образов букв.

Если в процессе восприятия ребёнок не получит благоприятных условий для развития восприятия, то и связанные с ним процессы будут отставать в развитии, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте. При серьезных отставаниях может наблюдаться задержка психического развития.

Для успешного развития зрительного восприятия необходимо создать в группе предельные условия:

  1. Создание предметно-пространственной и предметно-игровой среды, в состав которых могут входить: организация игрового поля, игровое оборудование, тематические наборы игрушек и картин, игровые атрибуты и материалы, настольно-дидактические игровые наборы аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.
  2. Подбор и разработка занятий.
  3. Оформление для родителей выставок дидактических игр и игрушек, способствующих развитию зрительного восприятия; оформление папок-передвижек.
  4. Создание в группе зон сенсорного развития (уголок цветовой гаммы).
  5. Диагностика и прогнозирование дальнейшего развития.

Для детей с нарушением зрения на занятиях использовать специальную наглядность определенных размеров: более крупную для фронтальных демонстрации и строго дифференцированную индивидуальную, соответствующую показателям основных, зрительных функций ребёнка и зрительной патологии.

При демонстрации цветных изображений должны соблюдаться основные требования: использовать яркие насыщенные, контрастные, чистые, натуральные цвета.

При работе с сюжетными, изображениями для детей с низкой остротой зрения следует:

  • исключить несущественные детали, которые не оказывают влияния на содержание и смысл сюжета
  • учитывать контрастность фона, использовать контур объектов
  • ограничивать зрительную нагрузку соответственно возрасту и зрительным возможностям
  • проводить на занятиях физкультминутки, во время которых проводятся специальная гимнастика для глаз, для улучшения кровообращения всех структур и оболочек органа зрения с учетом возрастных и зрительных особенностей детей.

Воспитателю необходимо иметь знания о гигиене, охране, коррекции отклонений органов зрения.

Формирование у ребенка зрительно-пространственного восприятия, то есть представления о форме, цвете, величине и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу, занимает довольно продолжительное время. Поэтому очень важно еще в дошкольном возрасте, во-первых, обнаружить возможное отставание в формировании у ребёнка зрительно-пространственных представлений, и во-вторых, постараться своевременно его преодолеть.

Важным условием для формирования у детей правильных представлений о предмете и пространстве являются четкость и дифференцированность зрительного восприятия, зрительных представлений, зрительного анализа и синтеза. Поскольку все эти процессы проникают во взаимодействии, то очень трудно разграничить «по процессам» все игры и упражнения.

Для реализации развития зрительного восприятия были выделены следующие группы дидактических игр:

I. Игры на развитие восприятия формы (геометрических фигур)

Эти игры можно разделить на 4 типа:

  1. Игры на группировку предметов по форме ( «На что похожа эта фигура», «Обведи фигуру карандашом и раскрась»);
  2. Игры-наложения;
  3. Комбинирование разных форм ( «Собери бусы», «Сложи рисунок из фигур», «Сложи орнамент из фигур»);
  4. Игры на узнавание знакомых форм на рисунке и в действительности ( «Чем похожи домики», «Из каких фигур сложили предмет», «Какие фигуры видишь на рисунке», «Найди похожие фигуры», «Покажи предметы одинаковой формы»).

II. Игры на развитие восприятия цвета.

В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками. Эти игры можно разбить на 3 типа:

  1. Игры на подбор нужного цвета ( «Собери капельки в стакан», «Собери бусы», «Какого цвета предмет», «Раскрась»);
  2. Игры на сравнение предметов по цвету ( «Цветное домино», «Найди похожие домики», «Цветная карусель», «Подбери каждому предмету цвет» и т.д.);
  3. Игры на сочетание цветов ( «Сложи узор», «Одень куклу красиво», «Сплети коврик», «Собери красивый букет» и т.д.).

III. Игры на развитие восприятия величины.

В играх на определение величины используется самое большое количество предметов, которые следует предварительно подготовить. Это игрушки разных размеров, карандаши, ручки, ленты, веревочки и т.д.

Представление о величине предметов формируется у детей в процессе их активных действий с этими предметами.

Игры по восприятию величины можно разделить на 6 типов:

1. Игры на восприятие параметров величины ( «большой», «маленький»)

Например: «Построй башню», «Собери пирамидку», «Собери бусы», «Чей домик» и т.д.

2. Восприятие параметров высоты;

3. Восприятие параметров длины. Например: «Дорожки», «Бусы», «Коврики» и т.д.

4. Восприятие параметров ширины;

5. Восприятие параметров толщины;

6. Измерение параметров величины. (Например: «Расставь игрушки по величине», «Построй башню», «Собери пирамидку», «Выбери пуговицы» и др.).

IV. Восприятие пространства.

Можно выделить 2 типа таких игр:

  1. Игры на восприятие расстояния;
  2. Игры на восприятие направления.

V. Восприятие движений и позы.

Такие игры учат воспринимать позы и движения тела, конечностей, головы (игры в виде таблиц).

VI. Восприятие целостного предмета.

Это игры, в которых вырабатываются эти умения, опираются на манипулирование свойствами и частями предметов сначала в практических действиях, а затем в словесной и умственной форм.

Целостное восприятие предметов обеспечивает накопление жизненного опыта, так как образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и руководят дальнейшим восприятием окружающего мира.

Можно выделить 3 типа игр:

  1. Игры на конструирование ( «Собери разрезную фигуру», «Сложи орнамент», «На какую игрушку похожа фигура», Нарисуй с помощью кругов»);
  2. Игры на узнавание ( «Узнай предмет по контуру», «Собери разрезные картинки», «Дорисуй лес», «Узнай предмет по деталям», «Чего не хватает у предмета»);
  3. Игры на определение общего и различного предмета ( «Чем похожи снежные бабы», «Найди похожие предметы»).

VII. Восприятие сложных явлений.

Приемы восприятия сложных явлений действительности опираются на восприятие их как целостного явления, а не только его деталей и свойств. Такое сложное комплексное восприятие предлагает параллельное развитие речи, мышления, чувств ребёнка.

Выделяются 4 типа упражнений:

  1. Рассматривание иллюстраций;
  2. Рассматривание картинок и картин;
  3. Составление рассказов по схемам;
  4. Рассказывание по серии картинок.

VIII. Восприятие природы.

Развитие восприятия осуществляется через освоения понятий, беседу, рассматривание иллюстраций, наблюдения, экскурсии, прогулки, просмотр фильмов и т.д.

IX. Восприятие образа букв.

Игры и упражнения:

  1. Узнавать сходные по начертанию буквы;
  2. Узнавать букву, написанную пунктиром;
  3. Узнавать недописанную букву;
  4. Узнавать буквы, наложенные друг на друга;
  5. Узнавать совмещенные буквы;
  6. Узнавать заштрихованные буквы;
  7. Узнать правильно написанные буквы среди неправильно-написанных.

X. Игры на восприятие зрительного внимания и зрительной памяти.

Например: «Чего не стало», «Что изменилось», «Что появилось» и т.д.

XI. Игры для развития зрительного анализа и синтеза.

Например: «Чем отличаются предметы», «Чем отличаются картинки», «Покажи такую же фигуру», «Узнай по контуру», «Путаница».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год