Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методические рекомендации по проведению Дидактических игр в работе с дошкольниками с нарушениями зрения.
Нарушение зрения у детей
Автор: Фетисова Светлана Михайловна   
23.12.2023 06:33

Методические рекомендации по проведению Дидактических игр в работе с дошкольниками с нарушениями зрения.Методические рекомендации по проведению Дидактических игр в работе с дошкольниками с нарушениями зрения.

Для формирования у дошкольников с нарушением зрения адекватных

представлений и действий необходимо не только правильно выбрать материал длядидактических игр, но и методически правильно преподнести его с позицийтифлопедагогики.

Необходимо учитывать, что зрительное восприятие дидактического материаладетьми с нарушением зрения протекает своеобразно, имеет ряд особенностей, связанныхсо степенью его выраженности у каждого ребенка. У детей данной категории этот процесспротекает замедленно по сравнению с нормой. Так, дошкольники с глубоким поражениемзрения, имеющие остроту зрения от 0,1 и ниже, затрудняются в выделении характерных

признаков предметов и их изображений, не видят второстепенных деталей, путаютсходные по форме предметы и изображения. У детей нарушено целостное восприятие, поэтому процессы осмысления и формирования зрительных образов у них затруднены.

Нормально развивающийся малыш, как и ребенок с нарушением зрения, требуетпоказа и объяснения того, как надо играть с той или иной игрушкой, какие действиянеобходимы в предлагаемой ему дидактической игре. Однако он имеет возможность подражать взрослым или старшим детям, поэтому овладение различными игровымидействиями происходит быстро и успешно. Для ребенка с патологией зрения возникаетспециальная задача подготовки его к участию в дидактической игре.

 

Для подготовки дошкольников с нарушением зрения к участию в дидактическихиграх необходимо:

  • научить детей внимательно слушать педагога, запоминать и осмысливать его объясненияи инструкции
  • научить понимать задачу, которую необходимо решить, и действия, предполагаемыесюжетом дидактической игры
  • сформировать умение анализировать и воспроизводить действия с предметами, игрушками, картинками, показанные педагогом
  • научить выделять части в целом, воссоздавать целое по частям
  • научить ориентироваться в микропространстве, определять правую и левую, верхнюю инижнюю стороны (например, стола, листа бумаги)
  • научить детей описывать и объяснять свои действия с игрушками.

Для успешного участия детей с нарушением зрения в дидактических играхрекомендуется использовать следующие приемы:

  • размещать материал, используемый в дидактических играх, таким образом, чтобы каждый ребенок мог его хорошо рассмотреть (т. е. в достаточно освещенном месте, на уровне глаз, для детей с косоглазием — с учетом его вида, на контрастном фоне, свободном от других изображений или предметов, на оптимальном для зрительного восприятия расстоянии)
  • для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) дидактического материала предоставлять детям с нарушением зрения больше времени (примерно вдвое), чем нормально видящим
  • во время работы детей с дидактическим материалом педагогу необходимо направлять и корригировать их восприятие: зрительное (при использовании иллюстративных и графических изображений), осязательное и зрительно- осязательное (при использовании рельефных и барельефных пособий), полисенсорное (при работе с предметным материалом — натуральными и объемными предметами, игрушками)
  • педагог должен активно участвовать в дидактических играх детей с нарушением зрения, направлять и при необходимости корригировать их действия
  • в случае использования в дидактических играх новых, не знакомых детям игрушек и предметов обращать внимание детей на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формировать планомерность зрительно-осязательного восприятия
  • в дидактических играх, связанных с составлением целого изображения из частей пообразцу, побуждать анализировать образец и соотносить с ним свою работу
  • педагог должен сопровождать проведение дидактических игр четким, доступным для понимания детей данного возраста описанием.

Таким образом, дидактические игры и упражнения, проводимые с дошкольниками, имеющими нарушение зрения, с использованием специально подобранного или изготовленного педагогами материала и определённых методических приёмов, решают, помимо общеразвивающих, задачи коррекции вторичных отклонений в развитии и компенсации зрительной недостаточности, подготовки детей к аппаратному лечению, а также закрепления результатов аппаратного лечения зрительных заболеваний.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год