Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Создание оптимальной образовательной среды как средства развития детей с нарушением зрения»
Нарушение зрения у детей
Автор: Смирнова Наталия Николаевна   
26.01.2024 23:50

«Создание оптимальной образовательной среды как средства развития детей с нарушением зрения»«Создание оптимальной образовательной среды как средства развития детей с нарушением зрения»

Дошкольный возраст- время детских достижений и открытий. Только здоровый физически, духовно, психологически дошкольник способен познать окружающую действительность с интересом, устанавливая логические связи между объектами окружающего мира.

Здоровье детей подвергается воздействиям различных факторов окружающей среды, которые могут спровоцировать развитие неблагоприятных изменений в организме ребенка:

  1. внешние факторы: экологическая обстановка, микроклимат в семье, наследственность и вредные привычки, образ жизни (большие нагрузки на органы зрения)
  2. внутри дисциплинарные факторы: организация воспитательно- образовательного и коррекционно- развивающего процессов, медицинских услуг для детей с нарушением зрения, создание условий для психологического комфорта детей, соблюдение общего режима дня и режима зрительных нагрузок.

Как же помочь нашим воспитанникам стать здоровыми, социально успешными выпускниками детского сада, готовыми к школьному обучению, адаптированными к условиям окружающего мира, всесторонне и гармонично развитыми?

 

Приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного учреждения является создание образовательной среды, с которой педагогическая деятельность будет носить оздоровительную направленность, способствовать формированию:

  • основных здоровьесберегающих навыков;
  • правильных привычек и стереотипов;
  • знаний, умений и навыков сохранять, укреплять и приумножать здоровье органов зрения.

При подборе материала необходимо помнить о специфических задачах, направленных на решение проблемы недостаточности образного мышления, на преодоление сложностей предметно-практической деятельности и преодоление трудностей общения с окружающими людьми.

Определяющим фактором организации образовательной предметно- развивающей среды, которая будет способствовать высокому уровню формирования и развития зрительных функций детей, выступает учет офтальмо- гигиенических требований, которые сопровождают весь коррекционно-педагогический процесс и создают благоприятные, комфортные условия для увеличения зрительной работоспособности наших воспитанников.

Перечислим условия для организации образовательного процесса, используемые педагогами в работе с детьми с нарушением зрения:

  1. Свободное пространство групповых помещений, удобное расположение мебели дают возможность детям свободно передвигаться, играть и заниматься по интересам; оформление игровых уголков, наполнение дидактическими и игровыми пособиями производится в соответствии с возрастными, индивидуальными и типологическими особенностями дошкольников с нарушением зрения;
  2. Цветовая гамма стен группового помещения, кабинета тифлопедагога, других помещений спокойная, пастельных тонов, чтобы не было раздражения для глаз детей;
  3. В каждом помещении детского сада используются специальные зрительные ориентиры для детей с тяжелыми нарушениями зрения (слабовидение, ТМНР);
  4. Посадка детей за столами во время образовательной деятельности производится с учетом:
  • правильного подбора мебели, которая соответствует росту каждого ребенка для формирования правильной осанки при работе сидя и предупреждения искривления позвоночника;
  • с учетом офтальмологического диагноза детей с нарушением зрения и офтальмо- гигиенических требований:
  • типа зрения (монокулярное (окклюзия), бинокулярное);
  • остроты зрения;
  • общего состояния здоровья ребенка.

5. Подбор дидактического (наглядного демонстрационного и раздаточного) материала опирается на зрительные возможности детей с нарушением зрения и типы зрительных нагрузок во время образовательной деятельности.

6. Для профилактики зрительного переутомления детей важную роль выполняет правильное освещение образовательной и игровой зон. Наиболее комфортным является естественный свет в дополнении с искусственным освещением, которое мы активно используем при организации деятельности детей.

7. Правильное ношение очков, выполнение требований ухода за очками

также является неотъемлемой частью комфортной зрительной работы.

8. На занятии применяется зрительная гимнастика двух видов: на расслабление (занятия статического характера: работа в тетради, при раскрашивании, штриховании) и на укрепление глазных мышц. Зрительная гимнастика сочетается с динамическими паузами и физкультминутками, потому что сочетание двух видов гимнастик создают благоприятные условия для повышения зрительной работоспособности ребенка, снимают статическое напряжение со всех групп мышц тела детей.

9. Гимнастика для кистей и пальцев рук, которая направлена на развитие точности и координации движений, так как у детей наблюдается слабое развитие мелких мышц руки, недостаточное окостенение запястья и фаланг пальцев, низкая выносливость к статическим нагрузкам, что снижает работоспособность руки при выполнении графических упражнений и заданий.

Учитывая выше перечисленные условия правильной организации образовательной деятельности с детьми с нарушением зрения, мы добились хороших результатов: повысили уровень зрительного восприятия детей, увеличили работоспособность, активность, общий уровень физического и психического здоровья каждого ребенка. Дети приобрели знания, умения и навыки в области укрепления, сохранения, заботы о собственном здоровье, как общем, так и здоровье зрительной системы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год