Развитие восприятия предметного и сюжетного изображения у детей 3-х лет с нарушением зрения дошкольного возраста |
Нарушение зрения у детей | |||
Автор: Тутаева Надежда Юрьевна Киселёва Галина Александровна | |||
16.07.2024 19:46 | |||
Развитие восприятия предметного и сюжетного изображения у детей 3-х лет с нарушением зрения дошкольного возраста Уважаемые педагоги! Предлагаем еще одну статью с практическим материалом по развитию восприятия сюжетного изображения у детейс нарушениями зрения. Мы работаем в МАДОУ «Детский сад №9 «Журавлик» г. Великий Новгород. Наша творческая группа учителей-дефектологов (тифлопедагогов) в этом учебном году работала над темой по подготовке к восприятию сюжетной картины детьми младшего и среднего возраста. Предложенные варианты игр и заданий по картине в этой статье мы рекомендуем для детей 3-х лет. Восприятие является важной ступенью единого процесса чувственного познания и представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. Зрительное восприятие рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира. Оно имеет огромное значение для ребенка, ориентирует его поведение. В дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением зрения находятся дошкольники с различными зрительными нарушениями. Чаще всего зрительные патологии возникают у детей в возрасте до 3-х лет. Освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ, у детей с нарушением зрения происходит сложнее, они носят замедленный характер. Имеется общая обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно-пространственной ориентировки.
В связи с этим одной из задач коррекционно-образовательной работы с такими детьми является развитие способов зрительного восприятия. Дети с нарушением зрения, в отличие от нормально видящих детей, испытывают серьёзные затруднения при рассматривании сюжетных изображений. Поэтому при работе с картиной важно развивать зрительное восприятие детей с нарушением зрения. Включение игровых заданий в процесс рассматривания картины на коррекционном занятиипомогает детям сконцентрировать свое внимание на предложенном изображении, определить егосенсорные параметры. Благодаря играм дети с нарушением зрения детально рассматривают картину, а значит, у них будут формироваться правильные и более полные представления о содержании увиденного. Во время проведения коррекционно-образовательной деятельности с детьми 3-х лет, имеющими нарушения зрения, в первом полугодии учим узнавать и называть предметные изображения, их силуэты и контуры, определяем сенсорные признаки. Во втором полугодии предлагаем детям 3-х лет к рассматриванию картины с простым сюжетом, с малым количеством объектов. Варианты заданий и упражнений по картине «Катаем шары» Рассматривание картины (по вопросам педагога):
Зрительная гимнастика: прокатывание цветного шарика в лоточке-коробочке (прослеживание глазами). Игровое упражнение «Повтори позу» — ребенок должен сесть так, как персонаж на картине. Игровое упражнение «Прокати шарик в воротики» — дети прокатывают друг другу цветные шары (красный, зеленый, синий, желтый) через воротики и называют цвет шара. Варианты заданий и упражнений по картине «Едем в автобусе» Рассматривание картины (по вопросам педагога):
Зрительная гимнастика:
Упражнение «Нарисуй дорожку» — дети проводят прямые горизонтальные линии.
|