Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Подготовка детей с нарушением зрения к восприятию сюжетной картины.
Нарушение зрения у детей
Автор: Филиппова Надежда Анатольевна Фомина Светлана Фёдоровна   
18.06.2024 20:49

Подготовка детей с нарушением зрения к восприятию сюжетной картины.Подготовка детей с нарушением зрения к восприятию сюжетной картины.

  • Филиппова Н.А.,
  • Фомина С.Ф.

МАДОУ «Детский сад №9 «Журавлик», г. Великий Новгород

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) проводит специальные коррекционные занятия с детьми, имеющими нарушения зрения. Одним из видов таких занятий является развитие зрительного восприятия. Это обусловлено необходимостью формирования у детей компенсаторных способов познания окружающего.

Освоение предметного мира, развитие предметных действий, анализ у детей со зрительными нарушениями, где требуется зрительный контроль, происходит сложнее, они носят замедленный характер. Поэтому, чтобы подготовить ребенка с нарушением зрения к восприятию сюжетного изображения в старшем дошкольном возрасте, необходимо последовательно и поэтапно развивать свойства восприятия, такие как: предметность, константность, избирательность, целостность.

На начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются задачи.

В младшем и среднем возрасте учим детей с нарушением зрения правильно воспринимать картинки по заданному плану, сличать изображения с реальными предметами в играх: «Найди по картинке такой же предмет в комнате», «Подберипару» и другие.

 

Скачать конспект

Учим сличению контурных, силуэтных, реальных изображений и соотносить их с реальными предметами. Например, такие игры и упражнения: «Подбери к предмету его изображение (силуэтное, контурное, цветно)», «Совмести контурное и силуэтное по изображение», «Найди предмет по контурному и силуэтному изображению» и другие.

У детей в возрасте от 4 до 5 лет восприятие постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующем.

В своей практической коррекционно-педагогической деятельности при рассматривании сюжетной картины с детьми среднего дошкольного возраста мы используем разные варианты заданий и упражнений.

Предлагаем варианты заданий и упражнений по картине «Дети гуляют в парке осенью». (ФОТО 1).

Беседа по картине (по вопросам педагога): учить видеть основной сюжет картины (кто, что, где, когда).

Силуэты мальчика и девочки: моделирование пространственных отношений объектов на плоскости.

Выкладывание силуэтов на фланелеграфе (по образцу, по памяти). (ФОТО 2).

Разноцветные листочки: развитие умений видеть сенсорные эталоны в сюжетном изображении (цвет, форма).

- «Найди такой же листочек, как у мальчика». Выбрать из множества.

(ФОТО 3).

- «Найди на карточке такой же листочек и закрась».

(ФОТО 4)

Выбери осенние картинки: формировать представления о сезонных изменениях в природе.

Выбор осенних картинок из множества других (осенние, зимние, летние). (ФОТО 5).

Лабиринт: развитие зрительных функций, внимания, зрительно-пространственной ориентировки, координации движений.

На полу перепутанные дорожки из цветных шаблонов листьев. «Пройди только по кленовым листочкам». (ФОТО 6).

Зрительная гимнастика: «Проследи глазками за листочком» (педагог перемещает зрительный ориентир). (ФОТО 7).

Физкультминутка «Листочки»

Мы – листики осенние,

На ветках мы сидим. Плавное качание руками вверху над головой,

взгляд на руки.

Дунул ветер – полетели. Руки в стороны. Покачивание.

Мы летели, мы летели. Вращение вокруг себя.

И на землю тихо сели. Присели.

Ветер снова набежал,

И листочки все поднял Встали.

Закружились, полетели,

И на землю снова сели. Вращение вокруг себя. Сели на место.

Литература:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
  2. ПодколзинаЕ. Н. Вопросы работы тифлопедагога детского сада для детей с нарушением зрения. // Дефектология, 2002. №6
  3. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. – СПб.: КАРО, 2007.
  4. Рудакова Л.В. Методические рекомендации: «Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим» для детей с нарушением зрения. – РГПУ им. А.И. Герцена, 1986.
  5. Никулина Г. В., Фомичева Л. В. Охраняем и развиваем зре-ние. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначе-ния. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год