Консультация для родителей «Формирование основ культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы» |
Учим Чтению | |||
Автор: Заболотная Надежда Александровна | |||
23.04.2024 16:01 | |||
Консультация для родителей «Формирование основ культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы» Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Проблемой воспитания культуры поведения у детей занимались такие ученые как С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О. В. Защиринская, Л. Ф. Островская и др. Одной из основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание культуры поведения. В содержании культуры поведения дошкольников выделим следующие компоненты
По С. В. Петереной, формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Подборка рассказов и сказок:
Культурно-гигиенические навыки включают опрятность, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви. Под культурно-гигиеническими навыками мы понимаем действия, связанные с поддержанием чистоты и порядка. Условно разделим их на четыре разновидности: навыки личной гигиены, навыки культуры питания, навыки бережного отношения к вещам и навыки поддержания порядка и чистоты в окружающей среде. Применительно к старшему дошкольному возрасту культуру поведения следует рассматривать, прежде всего, как культуру взаимоотношений – действенное проявление уважения к окружающим, скромность, внимание к просьбам старших, умение договориться со сверстниками. Петерина утверждает, что у детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованием взрослых и установленным нормам поведения, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажам художественных произведений. Подборка рассказов и сказок:
Исследования Т. И. Бабаевой, И. Н. Курочкиной показатели, что выполнение правил культурного поведения старшие дошкольники начинают мотивировать желанием учесть интересы окружающих, стремление сохранить доброжелательную обстановку (в библиотеке надо вести себя тихо, спокойно, чтобы не мешали другим читать или выбирать книгу). У детей складывается правильное отношение к нравственным качествам личности, углубляется понимание их содержания. Одна из возможных основ этической беседы – художественная литература. Таким образом, старший дошкольный возраст – благоприятный период для формирования у дошкольников культуры поведения. Под культурным поведением мы будем понимать умение устанавливать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям взрослых и установленным норм поведения. Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения. Для правильного ее использования в педагогическом процессе необходимо знать особенности восприятия старшими дошкольниками произведений художественной литературы. Процесс развития художественного восприятия очень заметин в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4-5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников 5-6 лет появляется способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувства страха в напряженные драматические моменты, чувства облегчения, удовлетворения при победе справедливости. Самыми любимыми у детей старшего дошкольного возраста становиться волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др.) с яркими, сильными характерами героев. Таким образом, художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у старших дошкольников. Дорогие родители, хотя бы иногда читайте вместе со своим ребёнком книгу.
|