Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование дидактического пособия «Карта открытий» в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Занятия по Экологии
Автор: Илюшина Наталья Викторовна   
02.12.2020 21:17

Использование дидактического пособия «Карта открытий» в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.Использование дидактического пособия «Карта открытий» в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Илюшина Наталья Викторовна Воспитатель I квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида № 105 г. Ангарск

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29. 12. 2012) и ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобрнауки 31155 от 17. 10 2013) период дошкольного детства в системе отечественного образования фактически приобретает статус первого уровня общего образования. На этом фоне основная миссия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования состоит в решении давно назревшей проблемы: обеспечения качества данного уровня образования при сохранении самоценности дошкольного детства, как одного из важнейших этапов в жизни человека.

 

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Начальным звеном непрерывного экологического образования является дошкольное воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Совместная деятельность детей и педагога — важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В экологическом воспитании детей совместная деятельность выполняет совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Совместная деятельность педагога и воспитанников — это творческое дело воспитателя, её можно организовать по-разному, интересно. Она эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию

Для развития экологических основ воспитанников и их самостоятельности, для ознакомления детей с природой и особенностями озера Байкал в соответствии с образовательным проектом дошкольного учреждения «Мир открытий» нами была разработано дидактическое пособие «Карта открытий».

Дидактическое пособие «Карта открытий» используется с детьми старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу составили теоретические позиции О.Е. Смирновой, которая считает «Самостоятельность – это способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи, и находить их решение»

По определению В. А. Ясвина, экологическое воспитание — это «специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности»

Целью разработки пособия «Карта открытий» является возможность самостоятельного выбора ребенком материалов из развивающей предметно – пространственной среды в соответствии со своими интересами и потребностями.

Карта открытий запускается в работу одновременно с оформлением развивающей предметно – пространственной среды группы по ознакомлению воспитанников с озером Байкал, развитию экологических основ дошкольников.

Пакет дидактических материалов к карте состоит из девяти папок по видам деятельности. Получив «Карту открытий воспитанник выбирает привлекательные для себя виды деятельности (из разных образовательных областей), которыми он будет заниматься.

В первой строке карты, в цветовом поле, располагаются картинки, обозначающие девять видов детской деятельности. (игровая деятельность – желтый, коммуникативная деятельность – синий, познавательно – исследовательская красный, ознакомление с художественной литературой и фольклором – коричневый, трудовая деятельность – фиолетовый, конструирование – зеленый, изобразительная деятельность — голубой, музыкальная деятельность – темно красный, двигательная деятельность – темно синий) Под каждый вид деятельности столбиком располагаются игровые задания (приложение 1)

Ребенок реализует задуманное, а мною, в таблице, фиксируется то, что он выполнил (приложение 2)

Роль воспитателя при этом заключается в оказании помощи в выполнении некоторых заданий, постоянном пополнении материалов для видов деятельности, прочтение детям инструкций к игровым заданиям.

  • Алгоритм работы по «Карте открытий» заключается в следующем:
  • Создание разнообразной игровой среды;
  • Вводная беседа с детьми с целью погружения в тему, мотивация на самостоятельное изучение, использование предложенного дидактического материала;
  • Руководство самостоятельной деятельностью детей, поддержка детской инициативы;
  • Проведение обобщающих мероприятий с детьми. Рефлексия;
  • Анализ индивидуальных карт открытий, который позволяет увидеть направленность интересов детей.

В конце недели проводится итоговое мероприятие с целью обобщения знаний и формулировки открытий.

Используя диагностику Р.М. Геворкян, определяем уровень развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Критерии развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста:

  • Организация деятельности и поступков без посторонней помощи;
  • Выполнение решений без напоминания;
  • Умение отстаивать свое мнение, без проявления упрямства;
  • Умение самому себе найти занятие и организовать свою деятельность;
  • Способность к проявлению инициативы в решении возникающих задач.

По результатам отмечается положительная динамика, которая отражена в таблице (приложение 3)

Таким образом, дидактическое пособие «Карта открытий» соответствует принципам дошкольного образования:

  • Поддержка детской инициативы;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных идах деятельности;
  • Сотрудничество с семьей.

Рекомендуется к использованию педагогами, заинтересованными в развитии самостоятельности детей и создании условий для ее формирования.

Нами разработано дидактическое пособие «Карта открытий» по теме: «Байкал – жемчужина Сибири» (приложение 4)

Основной целью данного пособия является: обеспечение для воспитанников условий полноценного проживания уникального, самоценного периода дошкольного детства и создание обстановки познавательного событийного взаимодействия педагога с детьми, их родителями, направленного на развитие личностного потенциала каждого субъекта образовательной среды.

Дидактическое пособие «Карта открытий» по теме: «Байкал – жемчужина Сибири» включает дидактический материал:

Коммуникативная деятельность – дидактические игры: «Подбери такую же рыбку», «Кто, где живет?», «Рассели обитателей озера», «Этажи Байкала».

Конструирование – из природного материала «Рыбки озера Байкал», из бумаги «Голомянка»,

Изобразительная деятельность – лепка: «Нерпа», рисование: раскраски «Нерпа с нерпенком», «Рыбки».

Познавательно-исследовательская деятельность – мини энциклопедия «Путешествие по озеру Байкал», презентация «Озеро Байкал».

Двигательная деятельность – физ. минутки о воде, картотека подвижных игр на выбор детей.

Ознакомление с художественной литературой и фольклором – М. Сергеев «Море синее Байкал». В. Стародумов «Сказки озера Байкал», С. Бунтовская «Экологически чистые сказки с озера Байкал»

Трудовая деятельность – «Экологический десант»

приложение 1

Дидактическое пособие «Карта открытий»

Игровая Коммуникативная Познавательно-исследов. Худ. лит. и фольклор Трудовая Конструирование Изобразительная Музыкальная Двигательная

приложение 2

таблица: «Анализ выполнения выбора детей»

Имя ребенка Выбор деятельности Выполнение выбора деятельности Примечание

Катя П.

Выбрала четыре вида деятельности. Все выполнила самостоятельно

приложение 3

Уровни развития самостоятельности

Группа Учебный

год Уровни развития

Высокий Средний Низкий

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года

Старшая 2016-2017 23% 34% 375 40% 40% 26%

Подготовительная 2017-2018 36% 51% 41% 455 29% 4%

приложение 4

Дидактическое пособие «Карта открытий» по теме:

«Байкал — жемчужина Сибири»

Игровая Коммуникативная Познавательно-исследов. Худ. лит. и фольклор Трудовая Конструирование Изобразительная Музыкальная Двигательная

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год