Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка экологического центра для детей дошкольного возраста 2-7 лет «Эколята – молодые защитники природы»
Занятия по Экологии
Автор: Зотова Светлана Анатольевна   
14.01.2022 11:17

Методическая разработка экологического центра для детей дошкольного возраста 2-7 лет «Эколята – молодые защитники природы»Методическая разработка экологического центра для детей дошкольного возраста 2-7 лет «Эколята – молодые защитники природы»

Подготовила воспитатель: Зотова Светлана Анатольевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский cад № 1 «Родничок» с. Горнозаводск 2021г

«Мир такой волшебный и огромный,
Ты его как сказку береги!
Для поколений будущих природу
В первозданном виде сбереги!»

Пояснительная записка:

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Каждое знакомство с природой — урок развития детского ума, творчества, чувства.

 

скачать конспект

Актуальность

Экологическая проблема в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить. Чтобы дети понимали свою неотрывность от природы, важно его окружить ею, поэтому в своей группе был создан уголок природы. Уголок как форма организации образовательной деятельности во многом помогает углубить и обобщить знания на заданную тему, это отличный способ закрепить и уточнить пройденный материал. Благодаря центру дети поймут неразрывную связь человека и природы, ее ценности для человека.

Цель создания центра природы «Эколята дошколята»: способствовать развитию ребенка в целом

Задачи центра природы «Эколята дошколята»

  • привить у воспитанников бережное отношение и любовь к природе, ее животному и растительному миру;
  • формировать ребенка как личность, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности;
  • учить детей заботиться об окружающей среде и осознавать последствия своих действий по отношению к ней;
  • знакомить дошкольников со сказочными героями Эколятами – друзьями и защитниками природы;
  • расширять общий кругозор воспитанников и развивать творческие, интеллектуальные способности ребенка.

Центр органично вписывается в интерьер группы и является украшением групповой комнаты. Подбор и размещение объектов в уголке природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в дошкольных группах Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4. 1. 3049-13 п.6. 11.

Центр природы выполняет просветительскую и информационную функцию — это место систематического наблюдения и труда, где дети проявляют самостоятельность и активность.

Центр природы «Эколята –дошколята» выполняет такие функции как:

  • Насыщенность предметно–развивающей среды – обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную активность, эмоциональное благополучие и возможность самовыражения детей.
  • Трансформируемость – дает возможность изменений предметно пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  • Полифункциональность – дает возможность разнообразного использования, ребенок может спокойно взять, положить, перенести интересующею его материал.
  • Доступность – обеспечивает свободный доступ детей к игрушкам, материалам, пособиям, которые хранятся в уголке.
  • Вариативность –дает возможность свободного выбора разнообразных материалов, игр и игрушек; периодическая сменяемость материалов и пособия по сезону, художественная литература выставляется не вся сразу, а периодически меняется, стимулирует разнообразную детскую активность и информацию.
  • Безопасность – соответствует всем элементам и требованиям по обеспечению надёжности, доступности и безопасности их использования.

Для достижения своей цели, создала центр «Эколята-дошколята» который оформлен в экологическом направление, для наглядного и действенного ознакомления детей с природой. Уголок является просветительской, игровой и обучающей зоной. В нем вы встретите сказочных героев — защитников природы: Тихоню, Умницу, Елочку и Шалуна, они знакомят детей с первозданным миром природы, который нужно любить, беречь и оберегать. В центре уголка имеется логотип, девиз, клятва и эмблема.

Уголок природы находится в хорошо освещенном мести. Уголок имеет четыре экологических функциональных зон. За содержание каждой отдельной зоны отвечает один из сказочных героев Эколят. Они берегут лес и его жителей. Эколята помогают прикоснуться к миру природы, познать ее тайны и стать ее верными друзьями и защитниками. В нем удобно размещены природные объекты для ухода и наблюдений. В уголке природы находятся: различный природный материал, мини-лаборатория, инвентарь для ухода за растениями, мини-огород, энциклопедии, художественная литература, альбомы, дидактические игры.

При входе в нашу группа Вас встретит скромный, доброжелательный и тихий Тихоня, который поведает вам о разнообразии растительного и животного мира, напомнит о правилах поведения в лесу, на природе и бережного отношения к ней. Поиграет в игры «Найди самую большую и маленькую шишку» и закрепить знания по ФЭМП (величина, количество, ориентация в пространстве, счет; цвет). Научит придумывать и рассказывать сказки, истории, рассказы; составлять и заучивать стихи по мнемосхемам, поиграет в словесные игры «Съедобное –несъедобное»; «Опасно-безопасно»; «Найди домик»; «Кто, как говорит». Через изо деятельности научит рисовать предметные и сюжетные картинки и рисунки (елочка – лес; пчела-улий; цветок-букет); лепить ягоды и грибы (съедобные и несъедобные), шишки (большие и маленькие), червячков, зернышки, угощение для лесных обитателей. Поиграет в подвижные и малоподвижные игры с участием сказочных героев эколятами –защитниками природы; ( «Собери шишки на полянке»; «Поймай пчелу», «Солнышко и дождик» и т.д). У Тихони есть помощница Сова, которая сидит на еловой лапе смотрит во все стороны и наблюдает за порядком в группе.

Далее вы увидите красивую Рябину, всю усыпанную гроздьями ягод, под которой игриво Вас встречает веселая и общительная Елочка и любознательный Шалун.

Елочка познакомит вас с разновидностью растительного мира (цветы; ягоды); зеленой аптекой и лекарственными травами; предложит выучить экологические песни, стихами, пословицами и поговорками, в которых дети узнают о наших братьях меньших: птицах, насекомых и т.д. Расскажет об огромной роли в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе, их изменений, научит устанавливать, сравнивать и сопоставлять их причину и временную взаимосвязь.

А Шалун расскажет вам что-то новое, неизвестное и с удовольствием поиграет в экологические — дидактические игры: «Какой птицы не стало», «Собери птичью семью», «Береги природу», «Четвертый лишний», «Чьи детки на ветки», которые уточнят знание о правилах поведения в природе. Загадает загадки на экологическую тематику. Шалун через Красную книгу призывает людей задуматься о сохранении редких и исчезающих видов животных и растений Сахалинской области и знакомит с некоторыми из них.

В дали вы услышите пение птиц (ИКТ), которое вас приведет к белоствольной березе, под которой вас с радостью повстречает красавица Умница и расскажет познавательные истории о редких животных и растений. Познакомит с детской литературой, в которой поэтапно показано в ярких иллюстрациях разнообразия великого растительного и животного мира. Предложит полюбоваться экологическими альбомами и книгами: «Живая книжка»; «Рост и развитие растений»; «Экологические загадки»; «Экологические сказки для детей»; «В царстве грибов» (съедобные и несъедобные); «Лесные ягоды»; «Сахалинские обитатели»; «Морские обитатели Сахалина»; «Растительный мир родного края»; «Лесные жители и насекомые Сахалина»; «так же найдете картотеки экологических игр и настольных дидактических игр».

Умница заведует мини-экологической лабораторией под руководством воспитателя, они помогают детям ставить опыты и эксперименты. В лаборатории имеются: лупы, микроскоп, перчатки, фартуки, инвентарь для ухода за цветами. В лаборатории можно найти природный и бросовый материал (желуди, морские камни, ракушки; гербарий и веточки деревьев; шишки; бобы), так же имеется корм для птиц (крупа, пшено, овес). В свободное время Умница с воспитателем с удовольствием изготавливают поделки и экспериментируют из этих материалов.

Что не следует делать в лесу Умница покажет и расскажет с помощью запрещенных знаков (муравейники и гнезда нельзя разорять; громко слушать музыку и кричать в лесу; бросать мусор; ломать ветки). Имеется грядка с клубникой, саженцы цветов бархатцев. Наблюдая за рассадой, дети знакомятся с этапами роста и развития растений, закрепляют знание об их строении и способах ухода за ними и фиксируют в альбоме для мнемосхем. Дети ухаживают за цветами поливают, брызгают листочки. В каменном саду, который дети с удовольствием выполняют разные постройки по образцу и без. Каменный сад помогает детям стать сосредоточенным, внимательным, аккуратным, спокойным, усидчивым. Это все формирует у детей бережное отношение к живой и неживой природе, развиваются трудовые навыки.

Умница любит играть в театрализованные игры и с радостью предложит примерить детей на себя сказочных героев (Умница, Шалун, Тихоня, Елочка)

К дополнению нашего уголка, имеется мягкие и резиновые игрушки, макет земли (глобус), с которыми дети с удовольствие придумывают и обыгрывают разные сюжеты.

Экологический уголок «Эколята-дошколята» позволяет дошколятам вырасти настоящими защитниками природы, которые будут бережно относится к окружающему миру.

Любите природу!

Храните природу!

Не жгите траву!

Не ломайте кусты!

Не сыпьте на землю

Всякую гадость!

И даст вам природа

Здоровье и радость!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год