Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Роль экологического воспитания в жизни детей среднего дошкольного возраста»
Занятия по Экологии
Автор: Слепова Анна Вячеславовна   
11.06.2022 09:36

«Роль экологического воспитания в жизни детей среднего дошкольного возраста»«Роль экологического воспитания в жизни детей среднего дошкольного возраста»

2021-2022 учебный год

Введение

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране — одна из актуальнейших задач сегодняшнего дня.

Актуальность выбранной темы

Мир вокруг нас стремительно меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

 

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Цели:

  • повышение педагогического уровня
  • формирование положительного отношения к природе
  • формирование экологических знаний у детей
  • побуждать любить и беречь природу бережно распоряжаться её богатствами
  • развитие свободного общения с детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

Задачи:

  • Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей
  • Осуществление систематической работы с детьми
  • Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

  • Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
  • Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам
  • Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе.

Выход темы:

  • консультации для родителей: "Природа глазами ребенка"
  • консультация для педагогов
  • картотека дидактических игр по экологическому воспитанию детей

Формы и методы работы с родителями и детьми:

  • Родители:
  • сотрудничество через консультации
  • беседы
  • совместное изготовление дидактического материала
  • Дети

Формы

  • наблюдения
  • НОД
  • труд в природе
  • эксперименты и опыты
  • дидактические игры
  • развлечение «В гостях у лесовичка»; праздник Осени.

Наглядные методы:

  • целевые прогулки
  • наблюдения
  • показа сказок (педагогом, детьми)
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций
  • проведение дидактических игр

Словесные методы:

  • чтение литературных произведений
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, дидактических, игр — драматизаций и др.)
  • загадывание загадок
  • развлечение, праздник Осени.

Практические методы

  • организация продуктивной деятельности детей
  • оформление гербария растений, плодов
  • изготовление с детьми наглядных пособий.

Работу по данному направлению я начинаю с того, что изучу педагогическую литературу, проанализирую исследования учёных по экологическому воспитанию дошкольников.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

  • 1 этап- информационно-аналитический и методическая работа.
  • 2 этап- проектировочный.
  • 3 этап- творческий.

Название блока

период

Работа с детьми

Работа с родителями

«Растительный мир»

Сентябрь-октябрь

-Рассматривание иллюстраций, альбомов растительного мира.

- Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали».

- Рассказ по картине Левитан «Березовая роща» (описание берёзы).

-Чтение художественной литературы: “О чем рассказывает гербарий” (В. Ветлина), “Осенний ковер” (Б. Трофимов).

- Загадывание загадок о грибах и ягод, о деревьях.

- Д/И «От какого дерева листок»; «Что в моей корзинке».

- Слушание мелодий «Звуки леса». Развлечение «Праздник Осени», «В гостях у лесовичка».

Итоговый продукт: «Корзинка витаминов» (коллективная работа).

Изготовление гербария.

Наблюдение совместно с детьми за уборкой урожая.

Выставка поделок с использованием природного материала «Осенняя фантазия».

Предоставить фотографии детей «Я в мире природы».

«Животный мир»

Ноябрь-декабрь

- Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»; «Охрана природы».

 - Рассматривание картины: «Скотный двор», «Кошка с котятами», «Звери в зимнем лесу».

- Чтение художественная и познавательная литература: “Ждут помощников” (Н. Павлова); “Разграбленный склад” (А. Рыжов); сказка «Как собака друга искала».

- Загадывание загадок о животных.

- Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Пищевые цепочки»; «Кто, где живёт», «Кто что ест».

- Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует».

- Игра-имитация «Звериная зарядка».

- Подвижная игра: «У медведя во бору».

- Настольный театр «Маша и медведь».

- Оригами-животные.

- Итоговый продукт: «Звери в лесу» (коллективная работа).


Подготовка консультации для родителей «Забота о животных».

Практическая помощь родителей в пополнении фотографий «Мой питомец».

«Мир птиц»

Январь-март

- Наблюдение за птицами на участке, подкормка птиц.

- Рассматривание фотоиллюстраций с изображением птиц и их жизни.

- Беседы: «Что ты знаешь о птицах?»;  «Зачем помогать птицам зимой»; «Как живут наши пернатые друзья зимой»; «Пользу или вред приносят птицы?»; 

- Чтение художественной литературы: “Птицы и листья” (М.Пришвин); “В полет” (Н.Сладков). Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой». И. Вотяков «Тайна лесной тропинки». Г. Скребицкий «Покормите птиц».

- Загадывание загадок о птицах.

Слушание аудиозаписи: «Пение птиц».

- Дидактические игры: «Где чье гнездо?», «Подбери птице клюв», «Собери картинку».

- Подвижная игра: «Птицы и лиса»

- Рисование «Птицы на кормушке».

- Итоговый продукт: Коллаж «Птицы бывают разные» (коллективная работа).

Изготовление птичьей столовой.

Консультация «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой».

Практическая помощь родителей в пополнении фотографий «Забота о птицах».

«Комнатные растения»

Апрель - май

- Беседы о цветах: «Кто живет на подоконнике?»; «Что ты сделал доброе для природы».

- Наблюдение за комнатными растениями, уход за ними. Труд в уголке природы.

- Наблюдение за первыми цветами на участке детского сада.

- Составление описательного рассказа на тему: «Комнатные растения».

- Чтение художественной литературы “Рядом с нами” (И. Полуянов), Н. Павлова «Мать-и-мачеха».

- Загадывание загадок о цветах.

- Создание проблемной ситуации «Цветок на земле».

- Прослушивание аудиозаписи: «Голоса природы».

- Дидактическая игра «Живая и неживая природа», «Что будет, если..»

- Игра-имитация «Расти цветок»;

- Музыкально-подвижная игра «Найди цветок»

- Рисование «Комнатный цветок».

- Итоговый продукт: «Весеннее настроение» (картина с цветами).

ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ.

  1. 1.Изготовление своими руками «Красная книга».
  2. 2.Изготовление альбома на тему экологическое воспитание «Я в мире природы».
  3. 3.Картотека игр.
  4. 4.Отчет о проделанной работе. Презентация. Обмен опыта с коллегами.

Практическая помощь родителей в пополнении фотографий «Я в мире цветов».

Выставка работ «Цветы – красоты жизни нашей».

Презентация родителям альбома и книги, выполненные воспитателем совместно с детьми.


Литература:

1. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.

2. Зверев А. Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Дом педагогики, 1998. – 56 с.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников - М:. Издательский центр «Академия», 2001.

4.  Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С.14-20.

5. Статьи из журналов. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

6. Чебан, М.И. «Экологические игры» // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год