Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Экологические материалы для сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста
Занятия по Экологии
Автор: Гайнутдинова О.Б. Кульпина Н.В. Максимова Н.Г.   
13.06.2022 16:13

Экологические материалы для сохранения и укрепления здоровья детей раннего возрастаЭкологические материалы для сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста

Разработали педагоги:

  • Гайнутдинова О.Б.
  • Кульпина Н.В.
  • Максимова Н.Г.

С.Я. Файнштейн утверждал, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий,

как оборудование и пособия....

Это и побудило наш педагогический коллектив МДОУ «Детский сад № 29 присмотра и оздоровлен» к поиску и внедрению нового подхода для применения экологического материала для сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста.

 

Скачать прещентацию

Одной из целей изученных нами программ — это забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном разностороннем развитии каждого ребенка, формирование у детей интереса и ценностного отношения к своему здоровью. Исходя из цели, были определены следующие задачи:

Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в ДОУ в группе;

Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в структуру профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ, путем использования оборудования из экологических материалов.

Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей;

Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;

Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.

Период раннего детства — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для детей раннего возраста достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья, но и на перспективы их дальнейшего развития, в частности и на состояние здоровья в целом. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, а также социальная напряженность в обществе и итенсификация процесса обучения. Возникла необходимость оздоровления детей, создание условий для решения задач улучшения здоровья.

Важную роль играет в этом правильно организованная предметно — пространственная среда, которая должна быть развивающей, интересной, стимулирующей к двигательной активности. Для этого мы делаем оборудование для детского сада своими руками, ведь новое спортивное оборудование — это всегда дополнительный стимул активации физкультурнооздоровительной работы.

Такое оснащение способствует к проведению новых увлекательных игр на занятиях. Оно позволяет детям «отдохнуть» от приевшихся упражнений, а педагогам — реализовывать новые задачи с минимальной затратой финансов.

При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей раннего возраста, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:

  1. индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;
  2. особенностей его эмоционально-личностного развития;
  3. индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.

В группе раннего возраста создан "Центр здоровья", где в доступном для детей, педагогов и родителей месте находятся разработанная нами система хранения «Коробка здоровья» которая включает в себя пособия для развития двигательной активности, материалы по взаимодействию с родителями (законными представителями) и педагогами. Данное оборудование с использованием экологического материала изготовленное педагогами и родителями которое включает в себя: разнообразные

массажные дорожки, перчатки для самомассажа, массажеры для спины, тапочки, сухой дождь, мячи су-джок, перышко, маталочки, массажер пробочки и бусины, разнообразные картотеки игр и упражнений, материалы по сотрудничеству и взаимодействию с родителями и законными представителями,

В своей работе мы включили комплекс оздоровительных мероприятий: дыхательная гимнастика, самомассаж, комплекс общеразвивающих упражнений, зарядка после сна, ходьба по разнообразным дорожкам здоровья, массажный тапочки, массажные перчатки, массажер суджоку, сухой дождь, В совокупности такие мероприятия, по нашему мнению, помогут укрепить здоровье ребенка.

Игровой самомассаж — нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка. Мы представляем картотеку «Игрового самомассажа». В данной картотеке подобраны упражнения самомассажа из собственного опыта, опробированные с детьми нашего дошкольного учреждения, с использованием звуков животных, знакомых детям. «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Особенно необходимо большое внимание уделить дыхательным упражнениям на занятиях и в свободной деятельности. Анализ детской заболеваемости в дошкольных учреждениях показывает, что лидерами заболеваемости являются заболевания, передающиеся воздушно-капельным путем — ОРВИ, ОРЗ. Поэтому детей дошкольного возраста необходимо обучать правильному дыханию, что позволит укрепить мышцы дыхательных органов. Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в организации физкультурных занятий, проведении утренней гимнастики, подвижных играх на прогулке, беседах, проведении физкультминуток, различных форм активного отдыха, самомассаж, пальчиковой гимнастики, выполнении звуковых дыхательных упражнениях на занятии, в элементах точечного массажа, в гимнастике пробуждения. Таким образом, можно отметить несомненное преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными методами: это очень простой и вместе с тем эффективный способ лечения и профилактики заболеваний, который не требует особых затрат. Также представлена картотека «Кто в домике живет», опробированная с детьми нашего ДОУ.

Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии — велика. Отдых в середине дня ему просто необходим. Но как помочь малышу проснуться в хорошем настроении и активно продолжать день? Конечно же, провести гимнастику после дневного сна! Гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Для детей раннего возраста особенно интересна гимнастика игрового характера. Нами разработана картотека «Мы проснулись». После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.

В дополнении ко всему комплексу нельзя исключить и общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения развивают двигательные, качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей. На основании всего разработана картотека «Мы здоровы». В которую входят специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи и других частей тела.

В процессе всех комплексов, используются оборудование из экологических материалов. Массажные дорожки: «Круг здоровья», «Делай как я», «Веселая математика», а также мячиками из ниток, палочки березы, платочки, деревянные кубики, погремушки, косички из ниток, набивные мячи, перышки, шишки, камни разной формы и фракции, деревянный мостик, массажные перчатки, сухой дождь. Экологический материалы — это материалы, которые безопасны для детей. В наше время они используются не так часто.

Все задачи не могут быть решены без взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей в интересах ребенка. Формы взаимодействия детского сада и родителей — это организация совместной деятельности и общения. Главная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей — это доверительные отношения отношения между детьми, родителями и педагогами, делиться своими проблемами и уметь их решать совместно.

При взаимодействии с родителями мы применяли как традиционные методы и приемы, так и нетрадиционные:

«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.

Клуб для родителей. Педагог оказывает помощь в возникающих проблемах

Папки-передвижки. Формируются по тематическому принципу.

Консультации для родителей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка.

Информационные стенды. Знакомство родителей с задачами, условиями и методами воспитания детей в дошкольном учреждении.

Мастер-класс. Это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Семинар-практикум. Являются эффективной формой приобщения родителей к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают уровень их педагогической культуры.

Мы считаем, что использование экологического материала и разработанная нами подхода по сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста, будет способствовать:

  1. Повышению уровня физической подготовленности детей.
  2. Повышению компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья детей, а также заинтересованности и активности участия родителей в жизнедеятельности ДОУ.
  3. Изменению уровня заболеваемости детей в течении года.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год