Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка по развитию грамматического строя речи у детей с ОНР. Лексическая тема: «Одежда»
Обучение грамоте
Автор: Любавина Елена Борисовна   
01.04.2023 07:27

Методическая разработка по развитию грамматического строя речи у детей с ОНР. Лексическая тема: «Одежда»Методическая разработка по развитию грамматического строя речи у детей с ОНР. Лексическая тема: «Одежда»

МДОБУ «Детский сад № 4 комбинированного вида» г. Волхов учитель-логопед Любавина Елена Борисовна

Развитие грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки. Ребенок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он не скован в общении, не стеснителен, небоязлив в речевых высказываниях, он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности.

В начале учебного года у всех детей были выявлены значительные ошибки в согласовании слов в роде, числе, в образовании падежных окончаний, в понимании обратных конструкций, причинно-следственных связей. Наибольшими трудностями для детей оказалось образование глаголов с помощью приставок и образование притяжательных прилагательных. Поэтому для развития связной речи у детей с ОНР одной из основных является работа по формированию грамматических категорий.

Актуальность выбранной темы. К началу школьного обучения у детей с ОНР оказываются не сформированными языковые средства, задерживается формирование в построении простых и сложных предложений (синтаксис); в системах склонения и спряжения, в традиционных формах словоизменения (морфологии); в средствах и способах образования слов (словообразование).

При нарушении морфологической системы выделяются следующие неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР:

  1. неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных (надел рубашка, красный шорты, много пальтов);
  2. неправильное употребление падежных и родовых окончаний количественных числительных (нет два пуговиц);
  3. неправильное согласование глаголов с существительными и местоимениями (дети одевается, они застегнул);
  4. неправильное употребление родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени (шапка упал);
  5. неправильное употребление предложно – падежных конструкций (из шкаф, в дому, на брюков).

Наблюдается недостаточная сформированность словообразовательной деятельности.

 Скачать конспект

Нарушение синтаксической структуры предложения чаще всего выражается:

  1. в пропуске членов предложения;
  2. в необычном порядке слов, что проявляется даже при повторении предложений: Испачкал куртка (Я на участке испачкал куртку.); Взяла платье (Мама на праздник принесла платье.);
  3. в нарушении грамматических связей между словами;
  4. в неправильной последовательности слов в предложении (Куртка застегнуть не могу).

Цель: развитие грамматического строя речи в организационной комплексной деятельности.

Задачи:

  1. практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  2. формирование полноценной звуковой стороны;
  3. подготовка к грамоте;
  4. овладение элементами грамоты;
  5. дальнейшее развитие связной речи.

Формирование лексики проводится по следующим направлениям:

  1. расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
  2. уточнение значений слов;
  3. формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов;
  4. расширение семантики слова;
  5. активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Сначала ребёнок знакомится с новым словом в контексте, на основе которого он осознаёт значение и функцию данного слова. После уточнения значения слова ребёнку на конкретных примерах показывают, с какими словами может сочетаться в речи новое слово. Например, слово, выраженное именем существительным, то для показа его употребления к нему присоединяются глаголы, прилагательные, местоимения, числительные.

Работая над словарём, представленным существительными, глаголами, прилагательными. Числительными является подготовительным этапом работы над фразой.

Можно представить работу над формированием грамматических категорий на примере лексической темы «Одежда».

Овладение грамматически правильной речью влияет на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли. Поэтому Р.И. Лалаева предлагает вкючать в работу словесно-логических упражнений, обеспечивающих развитие речи и мышления:

  1. перечисление предметов с последующим обобщением;
  2. продолжение перечисления видовых понятий после обобщения;
  3. обобщение после исключения «лишнего»;
  4. обобщение через противопоставление (шапка – одежда, а ботинки —...);
  5. обобщение попарно объединённых понятий (можно ли назвать одним словом платье и брюки, брюки и ботинки?);
  6. непосредственное обобщение (пальто – это что?);
  7. распределение по двум или нескольким группам;
  8. указание количества родовых групп (на сколько групп можно разделить предметы шапка, платок, куртка, рубаха, юбка, брюки, ботинки, тапки?);
  9. попарное объединение видовых и родовых понятий (устранить разницу: шапка — обувь, рубаха – головной убор, сапоги — одежда);
  10. двойное обобщение (платье — одежда, а одежда – это что?).

Примерные задания для расширения словаря

Существительных:

  1. продолжить ряд предметов, назвать их одним словом (подобрать обобщающее понятие);
  2. назвать только те картинки, которые относятся к заданному видовому понятию (например, одежда из предложенных картинок: платье, майка, куртка, пальто, сапоги, ботинки, костюм, юбка, платок, шапка, шкаф, вешалка и т.д.);
  3. перечислить предметы видового понятия (какие предметы одежды вы знаете);
  4. придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: платье — одежда, куртка — …, ботинки — …, шапка — …, шкаф — …;
  5. найти лишнюю картинку: футболка, майка, брюки, полка; платье, рубаха, костюм, сапоги; платье, колготки, шапка, кофта;
  6. разложить картинки на две группы: одежда и обувь, одежда и головные уборы, одежда и мебель;
  7. отгадать загадки. Предлагаются загадки с использованием обобщающих слов. Например: «Спортивную одежду не знает лишь невежда: на теннисные корты что надевают? (Шорты.)», «Одежду знаю я на «пять», в чём мне спать, а в чём гулять; днём на солнце я в панаме, ночью сплю я в чём? (В пижаме.)»;
  8. назвать слово с противоположным значением (игра с мячом «Скажи наоборот»);
  9. назвать профессию людей по картинкам (швея, портной (портниха), закройщица, продавец (продавщица), вязальщица, приёмщица одежды в ателье).

Прилагательных:

  1. посмотреть на рисунок и ответить на вопросы: какой? какая? Какие? Какое? Например: Какие брюки по размеру? Какая ткань у брюк на ощупь? Какого цвета брюки? Какой карандаш возьмём для раскраски брюк?;
  2. закончи предложение. Портниха сшила платье (какое?). У клоуна штаны (какие?). Девочка надела пальто (какое?). Дед Мороз надевает рукавицы (какие?). Бабушка связала шапку (какую?). В листве шелестит ветерок (какой?);
  3. назови одним словом: рубаха из ситца — ситцевая, халат из фланели -…; майка из хлопка -…, юбка из шерсти -…, куртка из кожи -…, костюм из акрила -…, подкладка у куртки из пуха -…, пальто из драпа -… и т.д.;
  4. подобрать ласковые слова: У папы рубашка белая, а у гномика рубашечка беленькая; платье жёлтое, а платьице…; брюки чёрные, а брючки…;
  5. превратить слово-предмет в слово-признак: сатин – (какой?) сатиновый, (какая?) сатиновая, (какое?) сатиновое, хлопок, фланель, пух, шерсть, кожа;
  6. подобрать к существительным прилагательные (можно использовать картинки): платье — красивое, яркое, разноцветное, цветное, длинное, шёлковое, воздушное, лёгкое …, шуба — пушистая, тёплая, белая, мягкая, светлая, лёгкая, красивая…;
  7. антонимы:

а) большой — маленький: у мамы платье большое, а дочки…, у папы рубаха

большая, а у сына…, у старшей сестры халат большой, а у младшей…, у Коли

брюки большие, а у Толи…;

б) длинный – короткий: у футболки рукава короткие, а у рубахи…, платье длинное,

а кофта…, у папы брюки длинные, а у сына…;

г) узкий – широкий: у футболки ворот узкий, а у платья…, подол у новогоднего

платья широкий, а у повседневного…, куртка в талии широкая, а платье…;

ж) старый – новый: у мамы платье старое, а в магазине…, папа хочет купить костюм

новый, потому что у него костюм…;

8) назвать форму предмета (по предложенным расцветкам ткани);

9) назвать цвет предмета (по предложенным предметам, картинкам);

10) обобщение — подбери общее слово — признак для двух, на первый взгляд не похожих предметов: брюки, мужской костюм, шорты для мальчика (какая одежда?) – мужская; платье, пальто для девочек (какая одежда?) – женская; ползунки, распашонка (какая одежда?) – детская; красивое платье, нарядный костюм – праздничная, …;

11) образование степени сравнения прилагательных. Закончи предложение. У Коли рубаха большая, а у папы ещё… У Юли сарафан длинный, а у мамы ещё… Бриджи короткие, а шорты ещё… У Тани платье красивое, а у Люды ещё… Осенняя куртка тёплая, а зимняя ещё… В пальто тепло, а в шубе ещё… Зимой в осенней куртке холодно, а в кофте ещё… Летом в пальто жарко, а в шубе ещё… Шапку вязать долго, а кофту ещё…

Глаголов:

  1. кто что делает (портниха, закройщица, швея, вязальщица, продавец одежды, приёмщица в ателье);
  2. дифференциация глаголов противоположных по значению (надеть – снять, одеть – раздеть, завязать – развязать, застегнуть – расстегнуть, испачкать – почистить, связать – распустить, порвать – зашить, заштопать, смять – погладить, и т.д.);
  3. определи, что делать правильно, а что не правильно.

Без шапки осенью гулять,

Летом шубу надевать,

Маме гладить помогать,

Свои вещи убирать,

Пачкать рукавицы в луже,

Пойти во двор без кофты в стужу.

Заштопать дырку на носке,

В одежде ползать на песке,

Об платье руки вытирать,

Одежду чистить и стирать;

4) закончи предложение. Коля брюки на прогулке испачкал, а мама дома… Таня рукавицы на улице испачкала, а в группе … Мама постиранную одежду на верёвку повесила, а сухую… Петя куртку перед прогулкой надел, а дома…Сестрёнка колготки порвала, а мама…;

5) какое слово лишнее? Надеть, натянуть, подтянуть, снять; зашить, заштопать, починить, порвать; связать, зашнуровать, примотать, распустить; почистить, постирать, вымыть, испачкать; раздеться, стянуть, скинуть, надеть.

Формирование грамматических категорий происходит посредством игр, упражнений на материале лексических тем.

Грамматические категории, отработанные с детьми в течение учебного года:

1) образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (творительный, дательный, родительный, предложный падежи);

«Кто чем (или с чем) работает?» Закройщица – сантиметровой лентой, карандашом, ножницами, швея – иголкой и со швейной машинкой; приёмщица – ручкой; вязальщица – спицами; продавец – с кассой и с покупателями;

«Кто подберёт больше слов?» Что можно шить? Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, юбку, блузку, шорты, юбку … Что можно вязать? Шарф, кофту, свитер, варежки, перчатки, жилетку … Что можно штопать? Носки, чулки, варежки, шарф…

2) согласование числительных с существительными, существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Игра «Магазин» с картинкам и цифрами на обратной стороне: Сколько футболок ты купил? (пять футболок) А у тебя нет чего? (пяти футболок) …;

3) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Игра «В гостях у гнома»: шапка – шапочка, куртка – курточка, платье – платьице, шорты – шортики и т.д.;

4) образование относительных прилагательных (папин пиджак, мамино пальто, Зинина куртка, Колины штаны и т.д.);

5) употребление простых и сложных предлогов (достал из кармана, торчит из-под куртки, майка под кофтой, рукавицы в кармане, вышивка на кофте, бантик для блузки и т.д.);

6) образование множественного числа существительных от единственного числа существительных (платье – платья, рубаха – рубахи, халат – халаты и т.д.);

7) образование притяжательных прилагательных (мамино платье, бабушкин халат, папина рубаха, Мишины брюки;

8) образование сложных прилагательных (светло-голубое, тёмно-зелёное, ярко-красное...);

9) образование глаголов с помощью приставок (пришила, зашила, вышила, ушила, перешила; связала, завязала, развязала, привязала, перевязала, надвязала...);

10) различение глаголов совершенного и несовершенного видов (бабушка вяжет

кофту – бабушка связала кофту; мама шьёт платье – мама сшила платье и т.д.);

11) образование сравнительной степени прилагательных (У Тани платье красивое, а

у Даши ещё… (красивее); У сестры юбка длинная, а у мамы ещё… (длиннее);

Куртка тёплая, а шуба ещё… (теплее).)

Список литературы:

  1. Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. — СПб.: Изд-во «Союз», 2009.
  2. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Серебрякова Н.В.. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000.
  3. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2010 (Практическая логопедия)

Конспект занятия

подготовила и провела учитель-логопед Любавина Е.Б.

Возраст детей: 5-6 лет.

Цель: расширение и закрепление представлений старших дошкольников об одежде.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • закрепить представления детей об одежде;
  • учить образовывать приставочные глаголы (шить – зашить, подшить, вышить, ушить и т.д.);
  • учить образовывать родительный падеж существительного с предлогом БЕЗ;
  • образование относительных прилагательных.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать общую и мелкую моторику, координацию движения;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать память и внимание;
  • развивать словесно-логическое мышление у детей, умение рассуждать, делать выводы.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей аккуратность, умение ухаживать за предметами одежды;
  • воспитывать у детей чувство уважения к женским профессиям;
  • воспитывать чувство доброжелательности, сотрудничества.

Участники: дети старшего возраста группы № 3 «Ручеёк».

Предварительная работа: рассматривание предметов одежды, сравнение, расширять словарь по теме, познакомить с названиями одежды, её назначением, использованием, уходом за ней, учить использовать единственное и множественное число существительных.

Материалы и оборудование: детали рубахи из картона для развития конструктивного праксиса, подушки для «круга», предметные картинки для игры «Один – много», «Наоборот», «Что у Гнома?», куклы Мальвины и Буратино, гнома, коробка, предметы одежды: юбка, ситцевая, платье шёлковое, шляпа кожаная, халат льняной, футболка трикотажная, юбка вельветовая, рубашка синтетическая, шапка вязанная, шарф вязанный, компьютер, проектор.

Форма деятельности: игра — экскурсия.

Виды детской деятельности: игровая.

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие».

Список литературы:

  1. Лалаева Р. И. Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. — СПб.: Изд-во «Союз», 2009.
  2. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Серебрякова Н.В.. – Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000.
  3. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2010 (Практическая логопедия)
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год