Конспект занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема. «Гласные звуки и буквы А, У» |
Обучение грамоте | |||
Автор: Костикова Надежда Владиславовна | |||
17.12.2023 20:19 | |||
Конспект занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе. Тема. «Гласные звуки и буквы А, У» Подготовил: учитель – логопед Костикова Н.В.. Цель. Обобщить и систематизировать полученные знания о гласных звуках «А, У» их артикулировании и звучании. Задачи: Коррекционно – образовательные:
Коррекционно – развивающие:
Коррекционно- воспитательные:
Оборудование. Магнитная доска, карточки — буквы (А, У), символы гласных звуков (по числу детей), картинки для артикуляционной гимнастики, предметные картинки на звуки «А, У», цветные карандаши, домики и красные машинки для определения места звука в слове, волшебный поезд (определение слогов в слове), картинки зверей (лиса, волк, кабан, медвежонок, лось, волчонок), мяч, сухой бассейн, бигуди мягкие гибкие. Ход занятия: 1. Орг. момент – встреча детей в дверях кабинета, здороваемся по желанию (ладошкой хлоп, кулачком, «обнимашки») -Ребята, я сегодня пришла, а у нас беда. ВредныйЗвукобуквоед (живет у нас в кабинете) все перевернул, перепутал и забрал наши буквы. Как же нам быть? (Проблема) -Посмотрите внимательно, какие буквы пропали? Дети осматриваются, нет букв А,У. -Что такое буква, звук? Дети дают характеристику (чем похожи, чем отличаются звуки), Уточнение артикуляции — дети объясняют. Игра «Внимательные ушки». Вспоминаем правило: Буквы мы видим, а звуки слышим и произносим. -Как мы произносим звуки (уточнение артикуляции) — дети объясняют. -Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А», топни ножкой, если услышишь звук «У». - Звукобуквоед оставил нам коробок. Открываем коробок, там листочки с заданиями. -Ребята, если хотим вернуть буквы, надо нам постараться выполнить задания. 1задание — картинки для выполнения артикуляционной гимнастики. -Молодцы, хорошо выполнили арт. гимнастику. 2 задание –поезд поедет только тогда, когда все звери поедут в своих вагонах. А в вагоны мы должны пройти по камушкам. На полу лежат камушки. Даю детям картинки: --шагают по нужным камушкам, проговаривая слова, объясняют почему. — Молодцы, справились с заданием, похлопали себе. 3 задание - Взялись за плечи соседа и поедем с вами дальше на поезде. Как поезд гудит? -У-У-У. Приехали, сели за столы. -Вот и третье задание. Надо определить место звука «У, А» в слове. Дети маркером закрашивают нужный квадратик. -А теперь возьмите свои машинки и будем вместе определять, где живет звук «У». Дети на местах «едут» на машинке, определяют место звука. -Где живет звук? Нахожусь рядом с номром 6 (работаю вместе с ребёнком) -Звук «У» в слове УТЮГ живет в начале слова. Дети по очереди повторяют предложение. Закрашиваем квадратик на карточках - А теперь все внимательно посмотрите на картинки на доске. Какая картинка лишняя, обратите внимание на первый звук в слове. -Кто назовет картинки? -Объясните, почему эта (ананас) картинка лишняя. Дети дают объяснение. - Мы немного устали, давайте разомнемся. 4 Задание «Кулак, ребро, ладонь» по показу. Самомассаж Считалка с бурундуком (М. Яснов) Щёчка, щёчка – Два мешочка; Хлопаем себя по щёчкам Три-четыре корешочка, Крутим точки у крыльев носа Пять брусничек, Шесть морошек, Растираем переносицу от крыльев носа к бровям Семь букашек, Восемь мошек... Растираем лоб от середины к краям Лапкой в щёчку – Стук, стук: Хлопаем себя по щёчкам – На здоровье, Бурундук! Делаем пальчиками «ножницы» -растираем ушные раковины Игра с мячом «Назови ласково» Стоим в кругу (развитие координации движений, общей моторики). -Я буду называть предмет, а вы скажете, как ласково его назвать. Арбуз, ананас, апельсин, улитка, уточка 5. — И следующее задание. Надо разобрать картинки. Звукобуквоед все перепутал. Игра «Кому подарим?» На столе плоскостные символы. Даю каждому ребёнку по 2 картинки. А — арбуз, апельсин, автобус, ангел, альбом, астры У –утка, утюг, удочка, узел, ухо, утенок. Дети называют слово, определяют какой звук в слове. Дети называют картинку, определяют первый звук и говорят кому подарят картинку. -Какие вы молодцы, справились с заданиями Звукобуквоеда и он возвращает нам буквы. Находим буквы в сухом бассейне (пластмассовые мячи) и коробочку с бигуди. 6. Итог–Какие буквы мы с вами искали? Ответы детей. Покажите мне букву А, букву У. Дети выкладывают из бигуди буквы. Каким цветом мы обозначаем эти буквы? Что понравилось больше всего? -Вы молодцы! Всё выполнили. Звукобуквоед решил вам сделать подарок картинки -раскраски на звуки «А, У»
|