Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква «С» |
Обучение грамоте | |||
Автор: Павлова Светлана Евгеньевна Соломатина Валерия Валерьевна | |||
24.12.2023 21:00 | |||
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква «С» Ход Организационный момент Повторение пройденного Вопросы: - Ребята, давайте с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем). КАКИЕ БЫВАЮТ ЗВУКИ? Д: ГЛ, СОГЛ ДАЕМ ХАРАКТЕРИСТИКУ ГЛАСНЫМ ЗВУКАМ. Ниточка не рвется
(Звуки, которые можно долго тянуть, пропеть, при этом во рту не образуется преграды). - С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились? (А, О, У, И). - Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным). ДАЕМ ХАРАКТЕРИСТИКУ согласным ЗВУКАМ. (Те звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие – губы, зубы, они произносятся быстро, отрывисто) - С какими согласными звуками мы с вами уже знакомы? (М, Т, К, Х). - Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (Синим). -Молодцы! Основная часть Артикуляционная гимнастика Ребята я вам предлагаю повторить за мной СА – СА – СА СО – СО – СО СИ – СИ – СИ УСЬ – УСЬ – УСЬ В: Ребята какой звук чаще встречался в этих слогах? Дети: С В: Верно. Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком — буквой «С». – выставляю. На что похожа буква С (КРЮЧОК, ПОДКОВУ, ЛУНУ, НАКУСОК СУШКИ, БАРАНКИ) Фонематическая зарядка. - Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так [с – с – с] произносить отрывисто - Давайте все вместе произнесем. (Дети произносят). Артикуляция звука. - Обратите внимание, что, когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки. - Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку. (Холодная струя воздуха). Характеристика звука [с]. - Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили? (Согласный, т. к. воздух встречает препятствие — зубы.), произносим быстро, отрывисто. - Каким цветом мы будем обозначать звук [с]? (Синим). В:предлагаю вам поиграть в игру. Игра «Поймай звук «С». Хлопнуть в ладоши, когда услышат звук «С»: а, у, с, з, и, с, о, м, с; за, та, су, ми, со, ма, са; нос, дым, сом, дом, собака, мыши, усы … Физминутка Ели за окном стоят, В небо синее глядят. (Потягивания — руки вверх.) Ветки в стороны торчат, (Потягивания — руки вперёд.) Белки на ветвях сидят. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.) Мы под ёлками сидим И на белочек глядим. (Присели.) Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.) Но утихла злая вьюга, Белой стала вся округа. (Потягивания — руки в стороны.) Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки вверх.) Скачет по полю лиса. (Прыжки.) Ну а мы чуть-чуть пройдёмся (Ходьба.) И домой к себе вернёмся. (Дети садятся.) Игра «Доскажи словечко» Воспитатель начинает слово, дети договаривают: но.. (с); абрико.. (с); подно.. (с); ква.. (с); анана.. (с); ле.. (с); автобу.. (с); Игра «Найди место звука в слове». Звук [с] стоит в начале слова: (Собака, стол, сыр, сова, сын, свет, соболь, слива, сушка, сухари). Звук [с] стоит в середине слова: (Весы, бусы, волосы, косы, паруса, крыса, носы). Звук [с] стоит в конце слова: (Волос, парус, нос, поднос, автобус, абрикос, ананас, лес, квас). Воспитатель: А сейчас для того, чтобы лучше запомнить букву С мы ее пропишем (раздаю листы с буквой) Итог занятия - Ребята, Сова очень вами довольна. Вы справились со всеми заданиями. С каким звуком – буквы мы сегодня познакомились? Со звуками [с] Дайте характеристику этому звуку? Согласный, и обозначается синим цветом. -Молодцы!
|