Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Н» |
Обучение грамоте | |||
Автор: Гасанова Гульмира Абдулгапаровна Чакал Светлана Николаевна | |||
10.02.2024 08:51 | |||
Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Н» Тема: ЗВУК Н И БУКВА Н. Цель:
Задачи:
Ход занятия Ребята, давайте с вами поздороваемся. Я здороваюсь везде – Дома и на улице, Даже “здравствуй” говорю Я соседской курице (показывает “крылышки”). Здравствуй солнце! (показывает “солнце”) Здравствуй небо! (показывает “небо”) Здравствуй, маленький дубок! (показывает “дубок”) Здравствуй, вольный ветерок! (показывает “ветерок”) Здравствуй, Утро! (жест вправо) Здравствуй, День! (жест влево) Мне здороваться (кладёт руки на грудь) Не лень. (разводит руки в стороны)". Ребята, давайте повернемся к нашим гостям, скажем им здравствуйте. Тем самым пожелаем всем хорошего дня и хорошего настроения. 1. Отгадай загадки и узнай новый звук. А у меня сюрприз. Сегодня при входе в нашу группу я увидела конверт. Там написано 10 гр. Давайте мы с вами его распечатаем. Ой, что же здесь такое? Загадки для вас. Инструмент бывалый — Не большой, не малый. У него полно забот: Он и режет и стрижёт. (Ножницы) Всю жизнь ходят в обгонку, А обогнать друг друга не могут. (Ноги) У меня есть лезвие Острое, железное, Обращайтесь осторожно, Им порезаться ведь можно. (Нож) (Достаем из конверта отгадки и вешаем на доске) Ребята, давайте еще раз назовем наши отгадки. Какой же звук слышится во всех этих словах? (Ответы детей). Действительно, мы сегодня познакомимся со звуком Н. Вы уже услышали отгадки, в которых есть звук Н. А какие еще вы можете придумать и назвать слова со звуком Н? Не важно, где будет стоять звук Н, в начале, в середине или в конце. Посмотрите вокруг, вспомните имена, посмотрите в окошко. 2. Характеристика звука Н. Давайте все вместе произнесем звук Н. Вы уже все взрослые, наверняка поможете рассказать, что это за звук. Какой же звук Н, как вы думаете? Отвечаем полным ответом. Гласный или согласный? Согласный. Почему вы так думаете? (Его нельзя пропеть, воздушная струя на пути встречает преграду). Зубки и язычок мешают. А как вы думаете, он твердый или мягкий? Как звучит Н-Н-Н. Твердый как лед. А как вы думаете, он звонкий или глухой? Давайте приложим ручку к горлышку. При произношении звука Н связочкивибрируют, значит он звонкий. Теперь ребята, кто у нас самый взрослый, кто мне скажет все, что знает про звук Н. Давайте повторим все три характеристики звука Н. Н – согласный, твердый, звонкий. А давайте мы сейчас поиграем в игру кто самый внимательный и повторит также как я скажу. Кто повторит правильно, получит звездочку. НА, НО, НУ НЫ, НУ, НА ОН, УН, ЫН АН, ОН, УН Молодцы, хорошо поиграли. 3. Знакомство с буквой Н. Ребята, а что мы знаем про все звуки и буквы? Все звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и читаем. Давайте познакомимся с буквой Н. На что похожа буква Н (ответы детей) А почему она синего цвета? Потому что она согласная. Посмотрите, какая буква Н красивая. Попробуйте из счетных палочек составить букву Н. Молодцы ребята, все справились с заданием. Какую букву мы составили из палочек? Букву Н. Наверное вы устали, давайте с вами проведем пальчиковую гимнастику про наши продукты питания. (к гостям –А вы делайте вместе с нами, разомните свои пальчики.) Пальчиковая гимнастика Муку в тесто замесили, Сжимают и разжимают пальцы А из теста мы слепили Прихлопывают ладонями, «лепят» Пирожки и плюшки, Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Обе ладони разворачивают вверх Всё мы испечем в печи. Ну очень вкусно! Гладят животы Ребята, у вас у всех на столе лежат листочки. Переверните их. Посмотрите, какая буква Н красивая. Каким цветом мы ее раскрасим. Синим. Почему? Потому что она согласная, твердая. Раскрасьте ее. А теперь давайте научимся писать большую и маленькую Н. (Одна вертикальная линия протянула руку другой вертикальной линии). Пропишите букву Н большую и маленькую через пальчик. Маленькая в половину роста от большой. Молодцы, справились с заданием. Давайте теперь отдохнем и проведем нашу физминутку. Сумку в руки мы берем (наклоняются и берут воображаемую сумку) В магазин с тобой идем. (шагают на месте) В магазине же на полках (поднимают руки вверх) Не шарфы и не футболки. (отрицательно покачивают головой.) Вкусно пахнет здесь всегда, (поворот головы вправо, затем влево) (вдыханием воздуха, руки на поясе.) В доме — вкусная еда. ( «Дом» — руки над головой) 5. Определи позицию звука в слове. Ребята, вы знаете, что все звуки очень любят играть с нами в прятки. Вот и звук Н тоже спрятался от нас. У меня в конверте очень много картинок. Давайте мы с вами как обычно поселим наши картинки в нужный домик. Напомните мне, как мы это делаем. Если звук Н самый первый в слове, мы поселим картинку в первый домик. Если звук Н в середине слова, мы поселим его во второй домик. Если звук Н в конце слова, мы поселим его в третий домик. Ребята, разложите свои домики перед собой и возьмите квадратики. Какими квадратиками будем пользоваться (синими). Почему? Ответы детей. - Рома, подойди и возьми любую картинку, назови то, что изображено на ней. Произнеси, пожалуйста, слово так, чтобы мы услышали звук Н.Где он спрятался. Определи позицию звука в слове и посели в нужный домик. А остальные поселят это слово в своих домиках с помощью квадратиков. 5. Игра «Определи слово с нужным звуком» А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова. Хлопните в ладоши, если услышите звук н в слове., а если нет звука, топните ногой. ком, сон, торт, сосна, пила, Нина, Римма, сено, весло, сосна, нога. Молодцы, хорошо поиграли. 6. Итог. Ребята, какой звук приходил сегодня к нам в гости? Звук Н он какой? Согласный, твердый, звонкий. А что мы с вами еще делали сегодня? (Определяли позицию звука в слове). Ребята, вы большие молодцы, наше занятие закончено.
|