Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте»
Обучение грамоте
Автор: Шиафетдинова Алсу Аббясовна   
14.02.2024 19:54

Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте»Консультация для родителей «Подготовка детей к обучению грамоте»

Что же такое грамота?

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. Но, очень хочется напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка. Поэтому, у ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух. Фонематический слух – способность выделять и дифференцировать фонемы родного языка

Формируется восприятие и умение:

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.

Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношение звука и буквы. Ребенок — дошкольник может освоить

Скачать конспект

звуковой анализ только с помощью определенного способа действия со словом — интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове, например: сссон, сооон, соннн.

Способ акцентирования, выделения звука в слове ребенку легче передать в игре:

Ты слышал, как жужжат пчелы? Давай пожужжим так же:

жжжжжжжж. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: «Давай дружжжжить. Ты где жжживешь? А я жжживу в этом жжжилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя пирожжжочком, пирожжженым, морожжженым». Дети с удовольствием играют в такие игры, сначала повторяют за взрослыми, а потом и самостоятельно находят слова со звуком [Ж], выделяя и подчеркивая его «пчелиным языком».

«Слова-друзья». Материал: картинки по паре на определённые звуки

(лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака и

т.д.). Ребенок берет на столе картинки, схожие по первому звуку.

«Имена». Взрослый, бросая мяч ребенку (или детям), предлагает называть своё имя и на первый звук имени также назвать любимый предмет.

«Какое слово хотел написать художник?». Взрослый говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к. состоит из картинок. Нам надо прочитать это слово, для этого нужно определять в каждой картинке первый звук, запишем буквы, а потом прочтём.

Часто можно увидеть на улице такую картину. Мама спрашивает малыша, указывая на какую-нибудь букву вывески на доме: «Какая это буква?» Малыш с радостью отвечает: «Пэ!», или «Эм!», или

«Эс!»

Задумайтесь: если вы именно так называете детям буквы, то как же ваш ребенок прочитает слог «МА»? Скорее всего, у него получится «ЭМА»! И он будет прав: ЭМ+А=ЭМА. А слово «МАМА» в таком случае будет читаться как «ЭМА — ЭМА»! Очень важно при обучении чтению дошкольника называть буквы упрощенно, как мы называем твердый согласный звук, который они обозначают. Не «ЭМ», а «М», не «ПЭ», а «П». Это совсем не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук — разные понятия, что согласная буква может обозначать два звука — твердый и мягкий.

Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:

  • написать букву в воздухе, на столе;
  • выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
  • написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
  • выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.

Оригинальный способ запоминания букв — упражнение «Тело — буква»: ребенок изображает букву с помощью всего тела. Можно загадывать такие «тело-загадки» ребенку, или он сам будет придумывать их для вас.

Игра «Эхо». Взрослый обсуждает с ребенком или группой детей, что такое эхо и где с ним можно повстречаться, какое оно в представлении игроков. Затем резюмирует: невидимка – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. В первом туре ведущий называет по очереди несколько простых слов (ау, ау, мама), а потом предлагает эту роль ребенку.

Игра «Перевозим грузы». В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).

Помочь в запоминании букв могут и стихи о буквах, в которых описываются внешние признаки буквы, например: «Высока и стройна буква „А“, очень похожа на арку она» (В. Ковшиков «Азбука в картинках»); «,, А“ как лесенка стоит перед входом в алфавит» (Г. Виеру «На что похожа азбука»), «,, А“ — начало алфавита, тем она и знаменита. А узнать ее легко: ноги ставит широко!» (А. Шибаев «На что похожи буквы»). Такие стихи полезно не только читать детям, но также и заучивать их наизусть.

Можно предложить игру «Разрезные буквы». Карточки с буквами разрезают на две части (позднее на 3—4). Не забывайте называть или спрашивать ребенка, какая буква получилась. Игра способствует не только запоминанию букв, но и развитию наглядно-действенного мышления, поможет предупредить ошибки в написании букв.

Для игры «От какой буквы деталь?» напишите на листе бумаги только элементы букв. Попросите ребенка угадать, какие буквы вы хотели написать. Если ребенок умеет писать, можно предложить ему дописать незаконченные буквы.

Уважаемые родители! Обучение ребенка грамоте – дело непростое, требующее терпения, времени, так как различением понятий – ЗВУК,

БУКВА, СЛОВО ребенок овладевает не сразу, а постепенно, в результате постоянного повторения в течении длительного времени.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год