«Развивающие игры по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста» |
Обучение грамоте | |||
Автор: Татаева Елена Александровна Куртиякова Оксана Васильевна | |||
05.03.2024 19:41 | |||
«Развивающие игры по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста»
В ФОП ДО хорошо определены критерии развития ребёнка по образовательным областям. В содержательном разделе по развитию речи прописаны задачи по подготовке к обучению грамоте:
Для более эффективной работы воспитателей хочется познакомить педагогов с системой разработанных нами игровых приёмов и подходов организации работы по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Обучение грамоте — это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы. В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством обучения грамоте является игра. Разнообразные игры и упражнения, которые имеют многофункциональный характер, знакомят с буквами, способствуют обучению чтению, создают прочную фонетико-фонематическую базу, развивают внимание, память, логическое мышление. Развивающая игра помогает общению, она способствует передаче накопительного опыта получения новых знаний, его восприятия, мышления, воображения. Играя, дети лучше усваивают новый материал, а используемая система речевых игр позволяет им успешно овладевать звуковым анализом, с интересом узнавать особенности слов, применять их в своей речи. При проведении игр, по нашему мнению, необходимо помнить следующее: - Каждая игра должна содержать элемент новизны. - Игра – не урок. Игровой приём, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое — это не только методическое богатство воспитателя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей в непосредственно образовательной деятельности. - Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть с детьми. - Игра – средство диагностики. Ребёнок раскрывается в игре во всех своих положительных и отрицательных качествах. В своей работе с детьми мы активно используем дидактические игры и игровые упражнения различного характера. Это позволяет закрепить у детей интерес к материалу занятий по подготовке к обучению грамоте. И ни для кого не секрет, что развивающие игры и игровые упражнения данного направления способствуют развитию у дошкольников познавательной активности, улучшению произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к языку. В нашей группе компенсирующей направленности имеется набор предметов и пособий, которые применяются на занятиях и в совместной деятельности, а также в самостоятельной игре детей внережимных моментах. Очень нравится детям работать с такими самодельными пособиями как звуковые разрезные цветные схемы-символы (квадраты или кружочки, обозначающие твердость/мягкость и гласные и согласные звуки). Большой находкой считаем пособия — игры с липучками, где играя, ребёнок находить первый и последний звук в слове, количество слогов в слове. Достаточное количество данного материала позволяет менять их с особой частотой. Помимо всего этого, мы с детьми используем такие игровые приемы как «Буквенный массаж» (рисовали на спине товарища буквы и отгадывали их), лепили буквы из пластилина, выкладывали их из подручных предметов, сами превращались в «Живые буквы». Использовали тактильные ощущения при знакомстве со звонким или глухим звуком – «горлышко дрожит/не дрожит», твердый/мягкий звук различали по расположению уголков губ. В большом количестве пользуемся картотеками фонетических скороговорок и чистоговорок. Систематическая работа по подготовке дошкольников к обучению грамоте наряду с применением игровых упражнений позволила успешно подготовить детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе. В дальнейшем будем искать новые приёмы и технологии, которые найдут активное применение в нашей работе. Представляем вашему вниманию небольшую картотеку игр, используемых в работе по подготовке к обучению грамоте. Игра «Узнай по звуку» Цель: развивать слух ребёнка, обогащать сенсорный опыт. Оборудование: различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник). Ход игры: педагог за ширмой стучит о стол различными предметами и просит детей назвать предмет, который они слышат. Дети назвавшие правильный вариант получают фишку, в конце определяется победитель. Игра «Кто в домике живёт» Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком. Ход игры: Играют 3-4 детей. Каждый играющий получает домик с буквой. Педагог берет из стопки картинку с изображение животного, называет его, а дети определяют, в каком домике оно должно жить. Если животное может жить в разных домиках (жираф – в домике ж и в домике р, то картинку получает тот ребенок, который первым сказал, что это животное должно жить в его домике. Если окажется, что какому-то животному негде жить, потому что полагающийся ему домик уже заселен (например, кот может жить только в домике к), воспитатель предлагает детям подумать, куда можно переселить других животных, чтобы освободить ему место. Игра «Внимательные покупатели» Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки; развивать внимание, мышление и память. Ход игры: Педагог раскладывает на своем столе различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска и т. п. Педагог: Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили! Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м] (матрешка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м"] (мяч, мишка). Дидактическая игра «Подбери звуковую схему» Цель: совершенствование навыков звукового анализа. Оборудование: перфокарты, на которых слева изображены предметы, а справа – схемы звукового анализа слов, посередине — полоска для записи, фломастеры. Ход игры. Дети соединяют линией каждую картинку со звуковой схемой, которая подходит к названию изображенного предмета. Дидактическая игра «Придумай предложение» Цель: формировать умение составлять предложение из слов по картинке, дополняя его глаголом действия. Ход игры: Взрослый показывает детям карточку и просит составить предложение, заменяя вопросительный знак глаголом действия. Сначала приводит пример: Девочка (что сделала?) увидела бабочку. Приветствуются распространенные предложения. В получившемся предложении можно посчитать количество слов, составить схему предложения. В эту игру можно играть как с группой детей, так и индивидуально с одним ребенком. Дидактическая игра «Узнай букву» Цель: Помочь детям усвоить начертания букв, способствовать запоминанию букв, учить составлять из букв слова. Ход игры: Педагог предлагает детям буквы, вырезанные из плотного картона. Затем одному ребенку завязываются глаза, он должен ощупать и назвать букву. После того, как назовут все буквы, дети могут составить слова из названных букв. Например: Р, С, У, Л, К. Слова: рука, русак, мак, лук, рак. Дидактическаяигра «Братцы–акробаты» Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки. Оборудование: мяч. Ход игры. Воспитатель называет твердый согласный звук, при этом кидает мяч ребенку. Поймавший мяч, ребенок называет мягкий. Дидактическаяигра «Назови слова» Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком. Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать слова с определенным звуком. За каждый правильный ответ дети получают фишки. Дидактическаяигра «Назови последний звук слова» Цель: Развивать фонематический слух детей. Оборудование: предметные картинки. Ход игры. Воспитатель по очереди вызывает детей, показывает картинки. Вызванный ребенок называет предмет, выделяя при этом последний звук и произносит его изолированно (шаррр – звук [р]). Список литературы:
|