Открытая ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Письмо от Мудрой Совы» |
Обучение грамоте | |||
Автор: Гилязева Дания Гильмияровна; Шамсутдинова Лилия Радиковна | |||
17.12.2024 12:27 | |||
Открытая ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Письмо от Мудрой Совы» Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад №5 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан (МДОАУ детский сад № 5) Воспитатели: Шамсутдинова Л.Р., Гилязева Д.Г. Цель: обобщение и применение полученных ранее знаний. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Материал: мольберты, письмо с заданиями, картинка поезда для игры слоги, предметные картинки, фишки для звукового анализа (красные, синие, зеленые), счетные палочки, буквы Ш, К, О, Л, А, картинки со схемами для звукового анализа (ЛИСА, МЫШКА) Ход ООД: (слышен звук колокольчика, воспитанники входят в группу, встают в круг) Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня к нам пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся (здороваются). Воспитатель: Ребятки, у вас хорошее настроение? (ответы) Положите свою руку на грудь и почувствуйте, как стучит ваше сердечко. Сожмите ваше хорошее настроение в кулачок и, разжимая, подуйте на ладошку, поделитесь своим теплом с гостями. Замечательно! Сегодня утром, когда я пришла на работу, обнаружила на столе письмо. Предлагаю вам открыть и прочитать, что в нем написано. Вы согласны? (открывают). «Здравствуйте, мои юные друзья. Я Мудрая Сова! Узнав, что в этом году вы собираетесь в школу, я решила проверить ваши знания и приготовила интересные задания, когда вы их выполните, вас ждёт сюрприз. Удачи вам и успехов». Воспитатель: Ребята, постараемся выполнить эти задания? Заодно и нашим гостям покажем, чему научились. Какие вы у нас умники и умницы! Заниматься мы сегодня будем за столами, но, чтобы сесть за них, надо ответить на вопросы. Готовы? Игра «Что такое школа?» «В какое время года дети начинают учиться?» (осенью) «Назовите день, когда вы впервые пойдете в школу?» (1 сентября) «Как называется здание, в котором дети получают знания?» (школа) «Как называют детей, которые учатся в школе?» (Ученики) «Как в школе называется комната, где дети учатся? (класс) «Как называют детей, которые учатся в одном классе?» (одноклассники) «Кто встречает детей в классе?» (учитель) «Как в школе называется стол, за которым дети сидят?» (парта) «Где пишет учитель, когда объясняет задание?» (на доске) «Чем пишет учитель на доске?» (мелом) «Как называются школьные книги?» (учебники) «Как ты узнаешь, что пора идти на урок?» (звонок) «Что такое перемена?» (время отдыха) Воспитатель: Молодцы! Проходите за столы. Начнем с проговаривания чистоговорок: - Ра-ра-ра- начинается игра - Лы-лы-лы-забиваем мы голы - Жа-жа-жа- есть иголки у ежа - Са-са-са-под кустом сидит лиса - Ма-ма-ма-на дворе сейчас зима - Ша-ша-ша-мама моет малыша - Ар-ар-ар-кипит наш самовар - Усь-усь-усь-на лугу пасется гусь - Та-та-та- у нас в доме чистота. ЗАДАНИЕ 1:О ЗВУКАХ Воспитатель: Подумайте и скажите, чем отличаются звуки от букв? (звуки – мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим) Какие бывают звуки? (гласные и согласные) Какие звуки мы называем гласными? (это звуки, при произношении которых, воздух проходит свободно, нет преграды) Какие звуки мы называем согласными? (это те звуки, при произношении которых нам мешают губы, зубы, язык, значит есть преграда) Молодцы, ребята! А сейчас нам Мудрая Сова предлагает поиграть в игру. Игра «ПОЙМАЙ ЗВУК» Воспитатель: Я буду называть вам слово, если в этом слове есть звук Л– мы хлопаем в ладоши. Будьте внимательны! Звук может стоять в начале, середине или конце слова. Если в слове нет этого звука, никаких действий мы не выполняем. (ЛАМПА, НОСКИ, ВИЛКА, ЛУНА, МИР, ЛЕЙКА, ПОЛКА, НИТКА, БУЛКА, МИСКА, КОШКА, ЛАНДЫШ, САМОСВАЛ, МАЛЬЧИК, ДЕВОЧКА, ДЯТЕЛ, ЦЫПЛЕНОК, ПЕНАЛ, МАРТ). Отлично! Справились с заданием! Воспитатель: следующее задание – мы с вами будем составлять звуковые схемы к словам. Первое слово ЛИСА (показывает картинку) Сколько звуков в слове ЛИСА? Какой первый звук? (ль, согласный, мягкий, звонкий) Каким цветом мы его обозначим на нашей схеме? (зеленым) Назовите второй звук. (и, гласный) Каким цветом обозначим? (красным) Третий звук? (с, согласный, твердый, обозначим синим цветом, глухой) Четвертый звук? (а, гласный, красным цветом) С помощью цветных фишек, которые находятся у вас на столе, вам необходимо составить схему этого слова (выполняют работу) Тимур, выходи к доске и покажи, как ты составила схему? Все сделали так же? Все согласны с тем, как это сделал Тимур? Молодцы! А теперь второе слово МЫШКА. Сколько в нем звуков? (пять) Схему словамы будем составлять самостоятельно. Ясмина Рахимова, иди к доске и покажи, как ты составила схему? Правильно или нет? - М (согласный, синий, звонкий) - Второй (гласный, красный) - третий (согласный, синий) - четвертый (согласный, синий) - пятый (гласный, красный) - Все согласны с Ясминой? Вы отлично справились с первым заданием Мудрой Совы! ЗАДАНИЕ 2: СЛОГИ Воспитатель: Мудрая Сова просит вас разделить слова на слоги. Перед вами поезд с тремя вагонами. В каждом вагоне разное количество окон вагон с одним окном, двумя и тремя окнами. Слова нужно посадить в вагончики, в зависимости от количества слогов (с одним слогом в вагон с одним окном). В этом вагончике живут предметы, в названии которых один слог. В этом – предметы, в названии которых два слога. В этом –три слога. Будьте внимательны! Не спешите, сначала подумайте, в какой вагончик вы поселите предметы, которые изображены на картинке. Как мы можем проверить количество слогов в слове? Правильно, с помощью хлопков в ладоши. А еще, какое мы знаем правило, как проверить, сколько слогов в слове? Верно, с помощью гласных, сколько гласных в слове, столько и слогов. И с этим заданием Мудрой Совы вы справились. Молодцы! Игра «Найди спрятанные слова» Воспитатель: Вы любите играть в прятки? (ответы) Врусском языке есть слова, которые тоже любят играть. Это слова, которые прячутся в более длинных словах. Я буду говорить вам слово, а вам нужно найти спрятанные слова. Чтобы облегчить вам задачу, дам вам подсказку. В спрятанных словах вы должны найти животных. СтреКОЗА, коЛОСЬя, сУТКИ, уКРОТитель, диКОБРАз, платЕЖ, цоКОТ, ЛЕВша, заСЛОНка, КОНЬкобежец, КИТай, НиКИТа, ВасиЛИСА, поЛИСАдник, минУТКА, тРАКтор, вЛЕВо. Физкультминутка Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали Мы руки поднимаем Мы хлопаем в ладоши Мы руки отпускаем Качаем головой Мы топаем ногами А теперь давайте вместе Все попрыгаем на месте. Повертелись, покружились На места свои уселись, ЗАДАНИЕ 3:ПРЕДЛОЖЕНИЕ (открывают конверт, достаю схему предложения) Воспитатель: как вы думаете, что это? (ответы) Что такое предложение? (предложение – это слова, связанные по смыслу. Это законченная мысль) Скажите, что означает каждая полоска на схеме? (сколько слов в предложении) Как пишем первое слово в предложении? (с большой буквы) Что ставим мы в конце предложения? (точку) Посмотрите на схему предложения нашей Совы, сколько слов здесь? (два) Придумайте предложение по этой схеме (придумывают предложения) Замечательно! Послушайте еще одно задание. Составьте предложение из трех слов, со словом… А слово в отгадке. Снег и лед на солнце тают, С юга птицы прилетают, И медведю не до сна. Значит, к нам пришла... (весна) (составляют предложения, совместно выбрать лучшее предложение и предложить составить схему) Перед вами счетные палочки. Давайте выложим из них схему предложения «Пришла долгожданная весна» Сколько слов в этом предложении? Какое слово первое? Второе? Третье? С какой буквы пишется предложение? А еще, какие слова мы пишем с большой буквы, даже если они не стоят в начале предложения? (имена, отчества, фамилии) Что ставим в конце предложения? (точку) Еще, какие знаки могут стоять в конце предложения? (восклицательный знак, вопросительный знак). Молодцы! Много стараний вы приложили, выполняя задания Мудрой Совы. Я думаю, она останется довольна вами. Наверное, скоро появится и сам сюрприз. А вот и сюрприз! Это какое-то приглашение! Вам интересно, куда вас приглашает Совушка? Для того, чтобы узнать, мы должны отгадать загадки. Слово зашифровано в первых звуках отгадок. ЗАГАДКИ 1. С той и с этой стороны В клетках кони и слоны В клетках справа В клетках слева Короли и королевы Но не могут удержаться Чтоб друг с другом не сражаться (ШАХМАТЫ) Какой первый звук в слове ШАХМАТЫ? Найдите букву, которая обозначает этот звук. 2. Я все знаю, всех учу А сама всегда молчу Чтоб со мною подружиться Нужно чтению учиться (КНИГА) Какой первый звук в слове КНИГА? Найдите букву, которая обозначает этот звук. 3. Листья с веток облетают Птицы к югу улетают, «Что за время года? – спросим Нам ответят «Это… (ОСЕНЬ) Какой первый звук в слове ОСЕНЬ? Найдите букву, которая обозначает этот звук 4. Кто следит за чистотой Лист бумаги очищая, Кто, так жертвуя собой, Что боками оттирает, Все не нужные штрихи Ради этой чистоты, Чтоб красивым был рисунок, И ошибки не видны? (ЛАСТИК) Какой первый звук в слове ЛАСТИК? Найдите букву, которая обозначает этот звук. 5. Эта книга не простая По ней буквы изучают (АЗБУКА) Какой первый звук в слове АЗБУКА? Найдите букву, которая обозначает этот звук. Теперь дружно читаем, какое слово получилось? (ШКОЛА) Воспитатель: Молодцы, ребята. Мы выполнили все задания Мудрой Совы, нашли сюрприз: Приглашение в школу и гостинцы. Рефлексия: Чем мы сегодня занимались? Какое задание показалось вам самым лёгким? Почему? Самым сложным? Почему? Подойдите, пожалуйста, к столу, на нем лежат смайлики. Если вам понравилось занятие возьмите смайлик с улыбкой, если не понравилось грустный смайлик (если есть грустный смайлик – почему) Спасибо за вашу работу.
|