Конструирование из природного бросового материала |
Конструирование | |||
Автор: Павленко Наталья Валерьевна | |||
14.10.2025 16:28 | |||
Создание разнообразных поделок из бросового материала помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой деятельности создаются благоприятные условия, стимулирующие полноценное развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС. Занятия конструированием стимулируют любознательность, развитие образного и пространственного мышления, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед нами стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения ребёнка в интереснейший вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности. Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Очень часто родители направляют свои усилия лишь на интеллектуальное развитие детей, при этом нередко забывают о развитии творческих способностей малышей, и совершенно напрасно, т.к. творчество – неотъемлемая часть гармоничного и всестороннего развития любого ребенка. Именно творческие навыки, воображение помогают взглянуть на привычный мир шире, с другого ракурса, помогают найти и принять нестандартные решения тех или иных задач, заставляют иначе работать мышление ребенка, а все это является главным помощником в обучении. Важнейшим видом деятельности детей дошкольного возраста является конструирование и моделирование, как придуманных, так и реально существующих объектов. На этих занятиях развивается не только творческое мышление ребенка, но и мелкая моторика рук, необходимая и в других видах деятельности дошкольника. Занимаясь с детьми, родителям необходимо обращать внимание на то, что одни и те же изделия можно создавать из различных материалов: конструктора, палочек, мягких модулей, различных видов бумаги и картона, природного и бросового материала, пластилина, глины и т.п. Таким образом, у ребенка возникнет стойкое увлечение данным видом деятельности и создастся предпочтение в выборе средств воплощения своих идей. Я бы хотела поподробнее остановиться на поделках из бросового материала, т.к. это неиссякаемый источник для творчества, обучающий делать из «ничего» красивые вещи, развивающий креативный подход, обучающий нестандартному мышлению. Бросовый материал — это стеклянные и пластиковые бутылки, крышки и пробки, контейнеры из-под яиц, одноразовая посуда, CD-диски, различные коробочки и упаковки, пакеты из-под молока и кефира, веревки, нитки и резинки, ненужные пуговицы и крючки, яичная скорлупа и многое другое. Это то, что находится у нас под рукой, мы собираем и дети самостоятельно придумывают различные поделки, и транспорт, и дома, и целые города. Занимательность работы по изготовлению игрушек из бросового материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Поделки из бросового материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам поделки из бутылок, коробочек, упаковок, втулок от туалетной бумаги. Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный весёлый поросёнок, изготовленный своими руками. Эти эмоции являются важным стимулом воспитания у них трудолюбия. Труд по изготовлению игрушек, поделок из бросового материала может быть индивидуальным и коллективным. Как и взрослым, коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, чёткой организованностью. Здесь особенно важно, чтобы дети понимали результативность коллективного труда, осознавали его преимущества. Воспитательные возможности художественного ручного труда широки. Участвуя в нем, дети знакомятся с окружающим миром через образы, которые создаются своими руками краски, звуки, а, заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе ручного труда незаметно активизируется и расширяется словарь ребёнка, он использует в описании будущей или уже созданной поделки яркие. красочные эпитеты, характеризующие придуманный образ. В процессе работы у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Ручной труд формирует у детей бережной отношение к природе, окружающей среде, так как бросовый материал обретает вторую жизнь. Ребята уже с этого возраста начинают задумываться о том, как рационально и без ущерба для экологии переработать отходы.
|