Методическая разработка занятия по математическому развитию «Путешествие в сказку «Теремок». Геометрические фигуры. Счет до пяти» в старшей группе. |
Математика детям | |||
Автор: Вехорева Татьяна Витальевна | |||
03.11.2024 09:50 | |||
Методическая разработка занятия по математическому развитию «Путешествие в сказку «Теремок». Геометрические фигуры. Счет до пяти» в старшей группе. Ведущая образовательная область: познавательное развитие. Задачи:
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа парами. Оборудование: Демонстрационный материал: магнитная доска, мольберт, ширма, магниты, набор игрушек (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк), домик «теремок», набор геометрических фигур разного цвета (большого размера), набор карточек с изображением цифр от 1 до 5, набор карточек с изображением предметов в пределах 5, три прямоугольника белого цвета с изображением геометрических фигур разного цвета, набор геометрических фигур разного цвета (полукруги, круги, прямоугольники). Раздаточный материал: набор карточек с изображением цифр от 1 до 5, счетные палочки, цветные карандаши, набор листов с заданиями. Способ организации детей: сидя за столом. Виды детской деятельности: игровая, продуктивная. Ход занятия:
Создание игровой мотивации. -Ребята, вы любите сказки? Посмотрите (педагог обращает внимание детей на теремок) и скажите, в какую сказку мы отправимся с вами? -Да, сегодня мы вспомним русскую народную сказку «Теремок». Основная часть. -Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок (воспитатель показывает инсценировку). Бежит мимо Мышка-норушка, увидела теремок, остановилась и спрашивает: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» А волшебный голос из теремка отвечает: «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание». Поможем Мышке-норушке? Игровое упражнение «Путаница» (с цифрами). Детям предлагается разложить цифры в ряд от 1 до 5. Воспитатель уточняет правила раскладывания цифр в ряд: слева направо. При счете правой рукой указывать на каждую цифру слева направо, называть числа по порядку. -А сейчас дружно называем числа. -Покажите карточку с цифрой 2, 5, 3, 1, 4. -Вспомним обратный счет (педагог спрашивает трех детей с места, затем все дружно проговаривают вслух). -Молодцы, ребята. Игра «Назови соседей числа». -Цифры выстроились в ряд – кто соседи знать хотят. Я называю задание, а вы показываете правильный ответ. Мышка «проверяет» правильность выполнения задания.
-Молодцы, справились с заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки. Вошла Мышка в теремок и стала в нем жить. -Ребята, посмотрите, прискакала к теремку Лягушка-квакушка, остановилась и спрашивает: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» А волшебный голос из теремка отвечает: «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание». Поможем Лягушке-квакушке? Задание №1. Отгадайте загадки. Я начинаю, а вы дружно вслух называете ответ. 1. Он похож на колесо, А еще на букву О, По дороге катится И в ромашке прячется. Нрав его совсем не крут. Догадались? Это — … (круг). 2. Из него мы строим дом. И окошко в доме том. За него в обед садимся, В час досуга веселимся. Ему каждый в доме рад. Кто же он? Наш друг — … (квадрат). 3. На фигуру посмотри И в альбоме начерти Три угла. Три стороны Меж собой соедини. Получился не угольник, А красивый… (треугольник). 4. Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник- Стал квадрат… (прямоугольник). 5. Если взял бы я окружность, С двух сторон немного сжал, Отвечайте, дети, дружно- Получился бы… (овал). -Ребята, как хорошо вы отгадывали загадки. А теперь посмотрите на мольберт. На нем я разместила все ответы наших загадок. Скажите, каким одним словом можно их назвать? Какие фигуры? Сколько фигур? У каких фигур нет углов? Педагог уточняет у детей названия геометрических фигур и их отличительные признаки. Игровое упражнение «Составь фигуру». -Выложите из счетных палочек квадрат и треугольник. Дети самостоятельно выполняют задание. -Сколько палочек вам потребовалось, чтобы выложить квадрат? Почему? -Сколько палочек вам потребовалось, чтобы выложить треугольник? Почему? -Покажите стороны квадрата. Сколько их? Сколько углов у квадрата? Покажите углы. -Покажите стороны треугольника. Сколько их? Сколько углов у треугольника? Покажите углы. Лягушка «проверяет» правильность выполнения задания. -Молодцы, ребята, справились и с этим заданием, поэтому двери волшебного теремка открылись для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок и стали они жить вдвоем. -А теперь давайте немножко отдохнем, а звери посмотрят на нас из теремка. Дети встают в круг с педагогом. Физкультминутка «Раз, два, три, четыре, пять». Дети выполняют движения по тексту стихотворения совместно с педагогом. Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать И на место тихо встать. -Ребята, а кто это еще прибежал к нашему теремку? (Зайчик-побегайчик). Прибежал к терему Зайчик-побегайчик, остановился и спрашивает: «Терем – теремок! Кто в тереме живет?» А волшебный голос из теремка отвечает: «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание». Поможем Зайчику? Задание №2. Педагог предлагает детям нарисовать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) по образцу и раскрасить лишнюю фигуру. Дети самостоятельно выполняют задание на листах. Взаимопроверка: работа в паре. Дети обосновывают свой выбор. Игра «Какой фигуры не хватает?» Детям предлагается выявить закономерность расположения фигур и дорисовать недостающую. Индивидуальная работа на листах. Дети обосновывают свой выбор. Зайчик «проверяет» правильность выполнения задания и выясняет названия фигур. -Молодцы, ребята, все вы правильно сделали, поэтому двери волшебного теремка открыты и для Зайчика. Вошел Зайчик в теремок и стали они жить втроем. -Посмотрите, прибежала к теремку Лисичка – сестричка, остановилась и спрашивает: «Терем – теремок! Кто в тереме живет?» А волшебный голос из теремка отвечает: «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание». Поможем Лисичке – сестричке? Задание №3. Педагог предлагает добавить в каждый прямоугольник столько фигур, чтобы их там стало пять. На мольберте вывешены три прямоугольника белого цвета. В одном прямоугольнике два полукруга, в другом – три, в третьем – один прямоугольник. Трое детей выполняют задание у мольберта, остальные проверяют правильность выполнения задания. Дети уравнивают предметы одним из способов, обосновывают свой выбор. Затем педагог вместе с детьми делает вывод о равенстве групп на основе результатов счета. -Молодцы, и с этим заданием справились. Двери волшебного теремка открыты и для Лисички. Стали они жить вчетвером. -Ребята, а кто еще прибежал к теремку? (Волчок – серый бочок). Прибежал к терему Волчок – серый бочок, остановился и спрашивает: «Терем – теремок! Кто в тереме живет?» А волшебный голос из теремка отвечает: «Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит мое задание». Поможем Волку? Задание №4. Найдите и обведите в круг цифру 2. Перед каждым ребенком на столе лежит лист с изображением различных цифр (1 – 5). Дети самостоятельно выполняют задание. Взаимопроверка: работа в паре. Дети обосновывают свой выбор. Игровое упражнение «Цифра потерялась» (соотнесение цифры с количеством предметов). Педагог предлагает одному ребенку выполнить задание у доски: расставить карточки с изображением цифр от 1 до 5 около групп предметов (от 1 предмета до 5 предметов). Остальные дети проверяют правильность выполнения задания с места и обосновывают свой вывод. -Молодцы, справились. Дверь теремка и открылась для Волка. Стали звери дружно жить да поживать. Заключительная часть. -Ребята, сколько зверей в теремке? -Кто прибежал первым? -А кто прибежал последним? -Кто прибежал после Мышки? 3. Итог. -Ребята, вам понравилось наше путешествие в сказку «Теремок»? -Чем понравилось? -Какие трудности встречались на пути? -Вы меня порадовали (полными ответами). Сегодня вы были дружными, доброжелательными, помогали друг другу справиться с заданиями. И поэтому у вас все получилось. Молодцы! Звери благодарят детей за помощь и дарят им раскраски.
|